Ямильхина Гульфия
Конспект НОД по экологическому воспитанию для детей старшей группы «Посев семян помидора и огурца для выращивания рассады»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по экологическому воспитанию для детей старшей группы «Посев семян помидора и огурца для выращивания рассады»
Цель:
- Установить причинно-следственных связей между природными явлениями: сезон-растительность-труд людей.
Задачи:
Образовательные:
- Учить сажать семена по алгоритму посева семян растений;
Развивающие:
- Развивать у детей усидчивость и желание трудиться;
Воспитательные :
Публикация «Конспект НОД по экологическому воспитанию для детей старшей группы „Посев семян помидора и огурца для выращивания рассады“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Огурец, огурчик
- Огурцы. Посадка и выращивание в детском саду
- Помидор, помидоры
- Посадка и выращивание растений
- Посадка и выращивание. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2024
- Воспитывать желание самим вырастить семена-рассаду.
Словарная работа:
Семена, рассада, грунт, пророщенные семена, росток.
Оборудование и материалы:
Ящик-огород, торфяные горшочки, емкости с грунтом, опрыскиватели с водой, семена помидора и огурца (сухие, прощенные, схемы посадки семян, пластиковые ложки, таблички-указатели, фартуки на каждого ребёнка; картинки с приметами весны, коврики, магнитная доска, ноутбук, проектор.
Виды деятельности:
Игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская.
Индивидуальная работа:
- Приучать выполнять задание аккуратно, стараясь не рассыпать грунт.
Методы и приемы:
Практические: посадка семян в торфяные горшки, физминутка «Солнышко»;
Наглядные: демонстрация семян различных овощей, рассматривание и сравнение сухих и пророщенных семян помидора и огурца;
Словесные: загадки про овощи;
Игровые: нейрогимнастика «Март».
Ход занятия:
1. Приветствие.
Воспитатель :
- Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте, с ними поздороваемся и скажем…
Дети:
- Здравствуйте!
Воспитатель :
- Давайте, ребята, мы с вами присядем на коврики.
(Дети с воспитателем садятся на коврики в круг)
- Предлагаю вам друг друга тоже по приветствовать, улыбнуться и взяться за руки. Что вы чувствуете? Теплые ладошки?
Дети:
-Да.
Воспитатель :
- Знаете, почему они у вас теплые?
Дети:
- Нет.
Воспитатель :
- Потому что вы добрые и хотите поделиться своей добротой с друг другом. Поделились? Здорово!
- Ребята, у каждого из вас под ковриками лежат картинки. Достаньте их и покажите друг другу.
(Дети достают картинки с приметами весны)
- Скажите, пожалуйста, что мы на них видим?
Дети:
- Приметы весны.
Воспитатель :
- Как вы определили? Какие изменения происходят в природе?
Дети:
- Тает снег. Солнце начинает пригревать землю и появляются проталинки. Прилетают птицы из теплых краев.
Воспитатель :
- Какое сейчас время года? А месяц?
Дети:
- Март.
Воспитатель :
- Вспомним с вами гимнастику про март месяц и весну.
Нейрогимнастика:
Месяц март и тает снег,
Ручейки пустились в бег,
Солнце ласковей и выше,
Падают сосульки с крыши.
И сугробы потемнели,
Песни капельки запели.
В гости к нам пришла она,
Краса-девица ВЕСНА!
- Посмотрите, пожалуйста, дети, на эту картинку и скажите, что вы на ней видите?
(Воспитатель показывает картинку с изображением огородника с лопатой)
Воспитатель :
- Что люди делают весной на даче, в огороде?
Дети:
- Сажают
Воспитатель :
- Что они сажают?
Дети:
- Морковь, помидор, огурцы, кабачки…
Воспитатель :
- Как это можно назвать одним словом?
Дети:
- Овощи.
Воспитатель :
- Для чего нужны овощи? Что делают из овощей?
Дети:
- Варят суп, делают салаты, сок и т. д.
Воспитатель :
- Чем полезны овощи?
Дети:
- В них есть витамины.
Воспитатель :
- Молодцы!
2. Мотивация.
Воспитатель :
- Дети, я вас хочу познакомить с одним знакомым огородником.
(Воспитатель предлагает детям пройти по к экрану)
На полянке стоит дом
И живет зверек в нем.
По весне, как снег сойдет,
Он выходит в огород.
Берет грабли и лопатки
Перекапывает грядки.
Часто сеет и сажает,
После урожай собирает,
И друзей всех угощает.
Копатыч:
- Здравствуйте, друзья! Рад приветствовать вас! Зима закончилась и пришла пора огородом заниматься. Уже высадил много рассады овощей, а пока они принимаются, подготавливаю для них грядки.
Воспитатель :
-Здравствуй, Копатыч! Ребята, а вы знаете, что такое рассада?
Дети:
-Это подросшие ростки, которые выросли.
Воспитатель :
- Из чего их выращивают?
Дети:
-Из семян.
Воспитатель :
- Помидор, перец, баклажаны, ребята, выращивают только через рассаду. Так как они теплолюбивые растения, им необходимо подрасти, окрепнуть, прежде чем попасть на грядку. Однако, дети, не все овощи высаживают на рассаду. Например, морковь, капуста, тыква, кабачки сеют сразу в открытый грунт.
- Ребята, давайте пройдем к столу и поближе рассмотрим семена овощей. У всех растений они отличаются друг от друга не только формой, но и цветом, и размером. На что похожи они?
(Дети с воспитателем подходят к столу с образцами семян, рассматривают и сравнивают их)
Дети:
- Семена похожи на горошины, точки, овалы, шарики, лепестки, иголочки,
клювики, червяков …
Воспитатель :
-Отгадайте, ребята, загадку и попробуйте найти семена овоща, которую загадала.
Загадка:
«Был он круглый и зеленый
На кустике висел.
Постепенно потолстел,
Сочный стал и покраснел»
(помидор)
-Какие семена у помидора?
Дети:
-У помидора семена маленькие, круглые.
Воспитатель :
-Послушайте следующую, найдите и опишите семена этого овоща.
Загадка:
«Длинный, зеленый растет на грядке,
А зимой соленый достаем из банки»
(огурец)
Дети:
- Семечко огурца имеет овальную форму, цвет почти белый, гладкие.
Воспитатель :
- Дети, посмотрите и скажите, а что это?
(Показывает пророщенные семена помидор и огурцов)
Дети:
- Проросшие семена. Семена, которые уже «проснулись», где виден корешок.
Воспитатель :
-А как вы думаете, если семена посадить не проращивая, они вырастут?
Дети:
-Конечно!
Воспитатель :
-Если семена просто замочить и затем посадить, из них может вырасти растение?
Дети:
-Да.
Воспитатель :
- Как вы думаете, чем мы с вами сегодня будем заниматься?
Дети:
- Сажать семена.
Копатыч:
- Ребята, у меня к вам предложение. Давайте вы проведете эксперимент : посадите по семена помидора, огурца : сухие, замоченные и проросшие. Провести наблюдение и узнать какие вырастут быстрее.
Воспитатель :
- Очень интересно. Ребята, вы со мной согласны? Но перед тем, как приступить к посеву семян, друг Копатыча – Крош, приглашает нас на разминку.
Физминутка с Крошем.
3. Основная часть.
Воспитатель :
- Ребята, давайте мы с вами наденем фартуки. Как вы думаете для они нам нужные?
Дети:
- Чтобы не запачкать одежду.
Воспитатель :
- Правильно. Смотрите, какие вы теперь стали нарядные и готовые приступить к высаживанию!
- Мне кажется мы что-то забыли. Посмотрите на нашу доску, что видите.
Дети:
- На картинках алгоритм посева семян.
Воспитатель :
- Да, но только они немного перепутались. С чего мы должны начать, какая картинка первая?
Дети:
- Картинка с изображением горшочка.
Воспитатель :
- А почему мы не можем пойти на улицу и посадить там?
Дети: -
- Земля-холодая, сырая и еще не готова. В сырой земле семечко не прорастет.
Воспитатель :
- Правильно, нашим семенам нужен уют и тепло. Каждому из вас я приготовила вот такие торфяные горшочки. Их у каждого будет по шесть штук.
Итак, горшочек приготовила и что дальше?
Дети:
- Картинка, где насыпаем грунт в горшок.
Воспитатель :
- Для чего она?
Дети:
- Чтобы посадить туда семена.
Воспитатель :
- А почему мы не можем посадить, например, в песок или муку?
Дети:
- Растения в них не растут.
Воспитатель :
- А также в земле содержаться все полезные питательные вещества, которые необходимы растению. Обратите внимание, горшок наполняем не полностью. Что делаем дальше?
Дети:
- Опускаем семена.
Воспитатель :
- Положили.
Дети:
- Засыпаем землёй.
Воспитатель :
- Правильно. Следующий этап какой?
Дети:
- Поливаем.
Воспитатель :
- Зачем она?
Дети:
- Чтобы семена выросли.
Воспитатель :
-Да, ребята. Оказывается, питательные вещества, которые находятся в земле растворяются в воде. А растения корешками впитывает их и вырастает.
Все живое на земле без воды не может существовать и обходиться: ни человек, ни животные, ни растения. Всем нужна вода!
-Итак, дети, мы с вами расставили картинки с порядком посева. Мы сейчас этим займемся. Напомните, что мы сажаем?
Дети:
-Помидор, огурец.
Воспитатель :
-И от каждого сажаем по три семя : одно сухое, одно замоченное и одно проросшее. Чтобы их не перепутать, каждый горшочек отмечаем табличками, где указан: вид овоща, дата посева и какое семечко было посажено. А так как это эксперимент, все изменения с семенами, после будем записывать на листах наблюдения.
(Воспитатель показывает детям, как нужно отмечать)
4. Практическая часть.
Воспитатель :
- Дети, занимайте места за столом и приступайте высаживать семена. И помните о порядке посева.
(Дети сажают семена, воспитатель наблюдает и помогает, кому необходима помощь).
Воспитатель :
- Если вы закончили, берите свои ячейки. Теперь нам необходимо найти для них место. Куда мы их поставим?
Дети:
- На подоконник.
Воспитатель :
- Скажите, почему именно туда, а не в другое место, допустим, не в шкаф? Правильно, растениям нужен солнечный свет и тепло. Молодцы!
Копатыч:
- Дети, мне пора с вами попрощаться, меня ждёт мой огород. С вами прощаюсь, до новых встреч!
Дети:
- До свидания!
5. Рефлексия.
Воспитатель :
- Скажите, пожалуйста, что мы сегодня сажали?
- Какой эксперимент мы будем проводить?
- Что для вас было сложно (легко) выполнять на занятии?
- Все ли вам удалось сделать?
- Ребята, вы сегодня большие молодцы! Давайте, мы скажем нашим гостям «До свидания!» и затем, дружно взявшись за руки, пройдем в нашу группу.
- До свидания!