Бекетова Любовь Владимировна
Конспект НОД по экологическому направлению в младшей группе «Волшебная вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Составила: Бекетова Любовь Владимировна, воспитатель
Цель НОД:
Формирование у детей целостного представления о воде.
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Познакомить детей со свойствами воды;
2. Создание условий для выявления свойств и качеств воды;
3. Учить различать звуки в природе;
4. Стимулировать использование исследовательских и поисковых действий.
Метапредметные:
Регулятивные:
1. Игровая деятельность;
2. Исследовательская деятельность;
3. Экспериментирование;
Познавательные:
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
1. Развитие сенсорной чувствительности тактильных ощущений (холодная, горячая, теплая вода);
2. Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой, любознательность, мышление, речь, зрительное и слуховое восприятие.
Коммуникативные
1. Активизация словаря детей новыми словами: жидкость, льется, течет, растворяет, окрашивает, горячая, холодная, прозрачная.
2. Подвести детей к пониманию, что воду нужно беречь.
Личностные:
1. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
2. Воспитывать бережное отношение к воде.
Оборудование:
а) у воспитателя: капелька-игрушка, колокольчик, магнитофон, му-зыкальные композиции «Звуки природы», кипяченая вода, салфетки, ло-жечки, сахарный песок, речной песок, гуашь, символы на каждый опыт.
б) у обучающихся: капельки- медальки, по 3 стаканчика на каждого ребенка,ложечки,гуашь.
Ход НОД:
Этапы НОД Деятельность воспитателя Деятельность обучающихся Методическое обоснование
1. Мотивация к дея-тельности
Цель: включение детей в деятельность на личностно- зна-чимом уровне. (Звучит колокольчик)
Воспитатель:
«Колокольчики звенят,
Пригласить они хотят,
Где ребятам интересно?
Ну а там, где неизвестно!»
- А вы, ребята, хотите узнать, куда сегодня нас колокольчики приглашают?
- А приглашают они вас в путешествие! А вот куда, вы сейчас узнаете. Закройте глаза и при-слушайтесь.
(Звучит аудиозапись «Журчание ручейка») Дети слушают звон колокольчиков, стихотворение, отвечают «Да». Дети закрывают глаза и слушают «Журча-ние ручейка»
1 мин.
2. Поиск, решение задачи, проблемы
Цель: опора на опыт детей, необхо-димый для «откры-тия нового знания», освоение нового способа, умения, выработка навыка. Воспитатель:
- Что вы услышали? Какие звуки? Как звучит ручеек?
- Да, действительно мы услышали, как плещется вода. Это журчит ручей, и сегодня мы с вами отправимся в путешествие в Царство воды. Но чтобы туда попасть, надо совершить волшеб-ство. Давайте позвоним в наши колокольчики и превратимся… А в кого, мы сейчас узнаем.
(Дети звонят в колокольчики, закрывают гла-за. Воспитатель надевает маску капельки на голову, и выдает детям медальки- капельки)
Дети открывают глаза. Плескание воды, течение ручейка. Буль-буль.
Дети по просьбе воспитателя звонят в колокольчики, зарывают глаза, по-лучают медальки- капельки. Откры-вают глаза. 2 мин.
3. Планирование де-ятельности. Сов-местное обсуждение решения задачи, проблемы.
Цель: совместное определение кон-кретных действий. Воспитатель:
- Посмотрите, что случилось?
- Я- Царица-Водица, а вы мои маленькие по-мощники, красивые капельки. Но, чтобы мы не заблудились, я пригласила еще одну Капельку тоже попутешествовать вместе с нами:
«Кап-кап-капелька- дождевая сабелька, ты ско-рее выходи, нас в дороге проводи».
- Кажется, я ее слышу! Закройте скорее глазки, попадаем в чудо-сказку!
(Дети закрывают глаза. Звучит аудиозапись воды, появляется игрушка- капелька)
- А вот и Капелька. Давайте с ней поздороваем-ся. Эта Капелька много видела, много интерес-ного знает о воде: «Вы слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, в море, в океане! И в водо-проводном кране!»
- Как вы думаете, откуда взялась наша Капелька? Давайте посмотрим откуда она к нам пришла!
(дети смотрят презентация «Вода»)
- Капелька – это маленькая частичка воды. Ска-жите, для чего нам нужна вода? А кому нужна вода?
- Правильно ребята. Молодцы. Мы не можем прожить без воды. Вода бывает очень разной. Вода- это реки, озера, моря, океаны. А еще вода необходима всем, кто живет на планете Земля. Она как волшебница умеет превращаться в росу, лед, снег, а может политься дождиком.
Физминутка:
К речке быстро мы спустились (шагаем на ме-сте)
Наклонились и умылись (наклоны вперед, дви-жения умываемся)
Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились (встряхиваем рука-ми)
Делать так руками нужно:
Вместе раз-это брасс (круги двумя руками впе-ред)
Одной, другой- это кроль (крутим руками по-очередно)
Все как один плывем как дельфин (прыжки)
Вышли на берег крутой (шагаем)
Дети замечают, что воспитатель пре-образился, Воспитатель превратилась в капельку. Осматривают свои ме-дальки- капельки.
Дети вместе с воспитателем зовут капельку, повторяя стишок. Закры-вают глаза, слушают звук воды. От-крывают глаза. Здороваются с ка-пелькой. Капелька прилетела с неба. Просмотр презентации про капельку.
Вода нужна, чтобы пить, мыть руки, купаться, умываться, поливать цве-ты…Вода нужна всем на планете Земля.
Дети повторяют за воспитателем физминутку. 5 мин.
4.»Открытие» ре-бенком нового зна-ния, освоения уме-ния, способа дея-тельности
Цель: Формирова-ние представлений о воде, ее свой-ствах…Развитие умений… Воспитатель: Ребята, вы слышите снова звенит наш волшебный колокольчик. (Звенит коло-кольчик. На слайде появляется ученый) Как вы думаете почему?
(ответы детей)
-Он зовет нас в волшебную лабораторию. Да-вайте, мы пройдем и выясним: что же такое во-да. (дети проходят и усаживаются за столы)
(Воспитатель переливает воду из бутылки в ведерко, из ведерка в кружку, из кружки в ста-кан)
- посмотрите, ребята, что я делаю с водой? (от-веты детей)
Правильно, воду можно налить во что-нибудь: в стакан, ведро, кружку. Ее можно вылить, пере-лить из одного сосуда в другой. Вода течет. Да-вайте попробуем перелить воду из одного ста-кана в другой (дети выполняют переливание)
- вот мы с вами и выяснили, что вода- это жид-кость. (повесить на доску символ)
- А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (детям предлагается кипяченая вода). Какая она: горькая? Соленая? Сладкая? (ответы детей)
Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная. (прикрепляется символ)
- Ребята, а вы любите играть в прятки? (ответы детей). А сейчас Капелька хочет поиграть с ва-ми в прятки. давайте попробуем с вами спрятать в воде ложку. Вот у меня две емкости с водой. Попробуйте найти куда я спрячу ложку. (снача-ла опустить ложку в чистую воду, затем в подкрашенную)
Почему вы в первый раз быстро увидели ложку? (ответы детей)
- Вывод: вода- прозрачная (прикрепляется сим-вол на доску)
- а сейчас мы с вами побудем волшебниками и попробуем превратить прозрачную воду в цвет-ную. Повторяйте за мной волшебные слова :
Ты вода- водица,
Друг ты мой, студеный!
Стань вода- водица,
Не светлой, а разноцветной!
(окрашивание воды гуашью)
Вывод: вода может окрашиваться и превращать-ся в тот цвет, который в нее добавили (повесить символ на доску)
-давайте теперь возьмем стаканчики и тарелочки с сахарным песком. Положите несколько ложек сахара в воду и размешайте. Что произошло? (ответы детей)
А сейчас положите в другой стаканчик речной песок и помешайте. Что происходит в этом ста-канчике? (ответы детей) песок не растворяет-ся, почему? Речной песок тяжелый
Вывод: вода некоторые вещества растворяет, а некоторые нет. (прикрепить символ на доску)
-ребята, а в группе где у нас есть вода? (отве-ты). Правильно, вода течет в водопроводном кране. А можно включить кран, вымыть руки и оставить воду бежать? (ответы детей). Поче-му? Да ребята, воду нужно беречь и закрывать за собой кран.
(Воспитатель показывает стаканы с горячей и холодной водой)
- кто подскажет, как узнать в каком стакане хо-лодная вода, а в каком горячая, ведь стаканы одинаковые? (ответы детей)
-нужно осторожно прикоснуться к стакану, при-кладывая руки ненадолго, чтобы не обжечься. Кто мне поможет? Как можно сделать теплую воду?
Звенит колокольчик
Дети слушают колокольчик и дога-дываются, что он оповещает нас. Проходят за воспитателем и усажи-ваются за столы. Смотрят за действи-ями воспитателя. Ответы: наливаете переливаете.
Дети переливают воду из одного ста-кана в другой.
Индивидуальные и хоровые повто-рения: вода- это жидкость. Дети при-крепляют символ на доску.
Дети пробуют кипяченую воду на вкус. Дают ответы по по поводу вку-са воды: простая, не соленая, не сладкая, не горькая… прикрепляют символ на доску…
Да… потому, что вода в первой ем-кости чистая, прозрачная, а в другой- нет. Прикрепляют символ на доску
Повторяют за воспитателем слова… берут гуашь и окрашивают воду. Прикрепляют символ на доску.
Дети берут стаканчики и сахар, раз-мешивают. Ответы: сахар растворил-ся.
Берут другой стакан и песок, разме-шивают: песок не растворяется, он оседает на дне стакана. Потому что он тяжелый. Прикрепляют символ на доску.
В кране, в чайнике. Нельзя оставлять включенный кран с водой, потому что может вода закончится, случить-ся потоп.
Ответы детей: попробовать, потро-гать руками. Дети помогают прове-сти эксперимент. Смешивают воду, чтобы получить теплую. Прикреп-ляют символ на доску. 5 мин.
5. Самоконтроль В: нашей Капельке пора возвращаться к своей маме- тучке, ей очень понравилось с нами путе-шествовать. Капелька обещает еще к нам прийти и приготовить для нас новые сюрпризы. А сего-дня она хочет нам подарить необычные картин-ки. Картинки непростые, а волшебные. Их мож-но раскрасить с помощью воды и кисточки. Да-вайте скажем капельке спасибо.
(прощание с капелькой, звучит колокольчик)
«Колокольчики звенят,
Нас позвать они хотят:
Возвращайтесь в детский сад,
Игры заждались ребят»
В:- Ребята, ну вот и закончилось наше путеше-ствие. С кем мы сегодня путешествовали? Что мы узнали о воде? (Вода- это жидкость, она не имеет вкуса, растворяет некоторые веще-ства, окрашивается)
Как вы думаете, воду надо беречь?
А как мы с вами можем беречь воду? Дети говорят спасибо Капельке- иг-рушке, прощаются с ней.
Путешествовали с капелькой.
Вода- это жидкость, растворяет ве-щества, не имеет вкуса, окрашивает-ся.
Воду надо беречь.
Закрывать кран.
1 мин.
6. Рефлексия, анализ
Цель: Осознание детьми своей дея-тельности, само-оценка результатов деятельности своей и всей группы В : ну что ж, молодцы ребята! Вы теперь многое знаете о воде, и я думаю, будете беречь воду не только в детском саду, но и дома! Вы немножко устали, давайте отдохнем.
Упражнение на релаксацию под «Звуки воды». Воспитатель сопровождает словами: Ребята, предлагаю вам лечь на ковер. Ложимся на спи-ну, руки свободно лежат вдоль туловища. Хо-рошо, если вы закроете глаза. Дыхание ровное, спокойное. Вдох-выдох (2 раза). Расслабляются мышцы лица, плеч, туловища, рук, ног. Вдох-выдох. Представьте, что мы гуляем по берегу широкой, могучей реки (Пауза.) Ваши ноги ка-саются сухого теплого песка и слегка утопают в нем. Вы вдыхаете свежий речной воздух. Може-те опуститься на колени и порисовать на песке (Пауза.) Присмотритесь, какого цвета, формы, величины получился твой рисунок. (Пауза.). Ты пересыпаешь песок из одной руки в другую, пе-сок медленно струится между пальцами (Пауза.) Ты ложишься на песок и видишь голубое небо. Тебе хорошо и приятно. Прислушайся, как течет река. Ты успокаиваешься и чувствуешь уверен-ность в себе. Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать. Проснулись, потянулись и улыбну-лись. Открываем глаза и возвращаемся в нашу группу. Дети укладываются на ковер, закры-вают глаза и слушают музыку под сопровождением слов воспитателя 1 мин.