Елена Маринина
Методика работы по экологическому направлению в музее «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Методика работы по экологическому направлению в музее "Русская изба"
Подготовила: Маринина Елена Владимировна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 169»
Воспитатель
Дошкольное образование становится самостоятельным уровнем общего образования, который не менее важный, чем школьный этап, уровень поддержки разнообразности детства, уникальности детства, его неповторимости.
Публикация «Методика работы по экологическому направлению в музее „Русская изба“» размещена в разделах
- Музейная педагогика в детском саду
- Русская изба
- Русская изба. Мини-музей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Наш детский сад работает по основной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Одним из условий качественного освоения образовательной программы дошкольного образования является овладение педагогом новых форм, методов и технологий в образовательном процессе. В нашем детском саду это осуществляется через внедрение элементов музейной педагогики и педагогического проектирования с целью формирования у детей собственных отношений с обществом, историей, культурой человечества, в том числе экологической. Один из проектов – музей «Русская изба».
Музей «Русская изба» был создан в нашем детском саду в 2009 году. Он расположен в отдельной, специально подготовленной комнате, доступной для посещения.
Музей «Русская изба» позволяет знакомить детей с бытом русской крестьянской избы, воспитывать любовь, уважение к культуре, традициям, обычаям, быту русского народа, развивать интерес к русскому народному фольклору. Фольклор оказывает нравственное влияние, пробуждает в детях чувство прекрасного, любовь к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду. Благодаря простоте и мелодичности звучания песен, потешек, прибауток, сказок, этих маленьких шедевров, полных глубокой мудрости, лиризма и юмора, дети их легко запоминают, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться ими в своей речи.
Цель работы в данном направлении :
- формирование у детей чувства любви к Родине, к ее прошлому.
- создание условий для принятия нравственных ценностей русского народа (единство человека и природы, любовь к родной земле, трудолюбие, милосердие).
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
- познакомить детей с особенностями жизни и быта русского народа;
- дать понятия о мудрой науке строительства избы, традиционном назначении и использовании каждой части избы, повседневном убранстве избы, русском костюме;
- познакомить детей с ведением хозяйства, предметами деревенского быта, домашней утварью, русской кухней;
- дать понятия о традиционных качествах характера русского человека : гостеприимстве, трудолюбии, доброте и т. д. ;
- закрепить знания о русских народных промыслах и их использовании в украшении быта русского человека;
- дать понятия о некоторых обычаях, обрядах, праздниках, традициях русских людей, о народном календаре;
- привить ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства;
- любовь к родной природе, желание беречь и охранять ее красоту;
- расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи и т. д.
Решая вышеперечисленные задачи, мы тем самым формируем экологическое сознание и экологическую культуру детей. Например : При знакомстве детей с местом проживания наших предков и строительством жилища, обращаем внимание на то, что ставили свои дома они в лесистых местах, по берегам рек и озер. В лесу зверь и птица, смола и дикий мед, ягоды и грибы. Недаром много пословиц и поговорок сложил народ о дарах леса: «Возле леса жить – голодному не быть»; «В лесу – и грибной ряд, в лесу – и пушнина, в лесу – и куриная лавочка»; «Хорошо в лесу, береги его красу».
Строились широко - ведь земли много, лес рядом, а значит и строительный материал рядом. Чаще всего использовались сосна и ель: стволы прямые, древесина крепкая и надежная.
Рассказывая о крестьянском быте и хозяйстве, обязательно подчеркиваем, что русские деревни и села удивительно гармонично вписывались в окружающую природу. Ощущая свой дом частицей природы, где все подчинено общему с природой порядку, целесообразности и красоте, крестьянин чувствовал себя защищенным и сильным, а значит, и свободным. Наши предки воспринимали свою избу, деревню или село, окружающую природу как маленькую вселенную, где все знают друг друга. Самая непосредственная связь с кормилицей землей, дарами рек, озер и лесов закладывала основные черты русского характера : трудолюбие, бережливость, терпеливость, настойчивость. Суровый климат приучил быть выносливым, чутко следовать природным приметам, быть хитрым на выдумку в землепашестве, скотоводстве, ремеслах.
Широта просторов, удивительная по разнообразию природа породили размах и удаль русского характера, отразились в непохожести народных промыслов. По натуре мирные земледельцы, русские люди, когда надо, становились отважными воинами и не жалели жизни за матушку-землю и отчий дом.
В настоящее время в музеи «Русская изба» собрана коллекция старинных предметов быта русского народа, широко представлена крестьянская утварь: валек, рубель, утюг на углях, ухват, чугунки, ступа, прялки, ческа, самопряха, маслобойки, туески, крынки, самовары, сундук, старинная вышивка, самотканые половики, расписные полотенца, народные игрушки и куклы в русских костюмах, предметы народного и декоративно-прикладного творчества, одежда русских людей. При ознакомлении с одеждой русского крестьянина, детям очень интересно было узнать, что в народе было придумано много способов окраски тканей домашнего производства. Краску делали, используя разные растения: зверобой, василек, чернику, листья бузины, березы, кору ольхи, дуба, шелуху лука и многое другое. Краски умело смешивали и получали разноцветные оттенки.
Детям интересно заниматься в русской избе. Посидеть за прялкой, испечь в русской печке пироги, укачать в люльке куклу, попить чай из русского самовара, погладить вещи чугунным утюгом, поиграть на народных инструментах, поводить хороводы, поиграть в народные игры, заняться рукоделием, расписать пасхальное яйцо. Всему этому учатся дети в нашем музее «Русская изба».
Занятия в музее организовываются в форме деятельности, предполагающей исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для дошкольников, где дети получают возможность проявить собственную познавательную активность.
Благодаря этому музей стал местом познания, исследования, общения и совместного творчества воспитателей и детей. Самые ценные и прочные знания дети добывают самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. В ходе организованной деятельности в мини-музее воспитатели развивают в детях чувство гордости за свою Родину, стараются вызвать в них восхищение творчеством русского народа.
В целях воспитания интереса детей к русскому искусству и традициям русского народа, педагоги организуют различные посиделки, проводят народные праздники, обучают игре на русских народных инструментах, знакомят с убранством русской избы, с народным фольклором. В избе проводится образовательная деятельность по коммуникации, формированию целостной картины мира, музыке, изодеятельности.
В своей работе мы знакомим детей с народным календарем. Опираясь на сведения из него подобран соответствующий наглядный материал: предметы одежды, домашней утвари, гербарии, натуральные объекты (овощи, цветы, грибы). Знакомим детей с тем, что делали в тот или иной день наши предки, как бережно относились они к природе. Затем рассказываем, как следует относиться к природе и нам, с учетом современных условий. Например : 23 сентября, на Петра и Павла – рябинников начинали собирать рябину, но часть оставляли на кусту, на пропитание птицам оставшимися зимовать в нашем краю.
Пример такого бережного отношения к природе мы закрепляем в сознании детей тем, что вместе с ними подкармливаем птиц зимой. В начале ноября мы проводим выставку кормушек для птиц. 12 ноября, в день Зиновия-синичника, по народным приметам отмечается массовый прилет птиц-зимников из леса к жилищам. В этот день по замечательной традиции русского народа, мы вместе с детьми развешиваем наши кормушки для птиц на участках и на прилегающей территории детского сада.
В связи с реализацией приоритетного направления «Экологическое воспитание дошкольников» появилась необходимость создать в дошкольном учреждении экологический мини-музей, в котором представлены коллекции минералов, ракушек, семян, оборудование для проведения опытов и экспериментов с природным материалом, дидактический материал по ознакомлению дошкольников с природой родного края, поделки из природного материала.
Раздел поделки из природного материала является сменной экспозицией. Его тематика зависит от запросов педагогов, родителей, плана работы дошкольного учреждения. Дети, совместно с родителями изготавливают поделки из природного материала, а так же из овощей и фруктов.
Одним из направлений деятельности в рамках музея «Русская изба» и экологического мини-музея является взаимодействие с семьями воспитанников. Наши родители посещают и принимают активное участие в открытых мероприятиях, изготавливают вместе с детьми пособия, выполняют творческие задания, участвуют в природоохранных акциях. Наши дети подготовительной группы принимали участие в уборке территории сквера имени М. Расковой. Выстроенная таким образом работа в музее «Русская изба» и в экологическом мини-музее способствует активизации познавательного интереса к экологической культуре и истории родного края, формированию культурно – исторической памяти не только у дошкольников, но и у их родителей, педагогов.
Выполняя поставленные задачи, нам больше всего хотелось развить в детях чувство гордости за свою Родину, совершенствовать в них эмоционально положительное отношение к природе, вызвать восхищение творчеством русского народа и чувство ответственности за землю, на которой мы живем.