Ирина Гурина
Конспект НОД по экологии в старшей группе «Деревья нашего леса»
Цель: Углубление и совершенствование знаний детей о деревьях наших лесов. Стимулирование развития познавательных способностей.
Задачи:
- Учить детей различать и узнавать деревья по внешним признакам, плодам и листьям.
- Продолжать закреплять знания о строении деревьев и их значении в жизни человека. - Формировать умение различать и называть хвойные и лиственные деревья; сравнивать их, находя общие признаки: у всех деревьев есть крона, ветви, ствол, корни.
Публикация «Конспект НОД по экологии в старшей группе „Деревья нашего леса“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
- Развивать творческое воображение, познавательную активность при выявлении имеющихся знаний по экологии с помощью элементов ТРИЗ технологии - колец Луллия.
- Уточнить знания детей об изменениях в природе весной.
- Способствовать укреплению здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий: самомассаж лица и пальцев рук, дыхательная гимнастика, двигательная активность.
- Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе.
- Закрепить правила поведения в лесу.
Оборудование и материалы: наглядный материал карточки, картинки с изображением деревьев, солнышко с лучами, Круги Луллия.
Предварительная работа: наблюдение и рассматривание деревьев на участке, беседы о них; дежурство в уголке природы; чтение стихотворений и загадок о природе, рассматривание иллюстраций на тему «Удивительный лес» просмотр презентаций.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте ребята, сегодня у нас гости. Давайте произнесем слова приветствия и поздороваемся со всеми.
Здравствуй, солнце!
Здравствуй, небо!
Здравствуй, вся моя земля!
Мы проснулись очень рано,
И приветствуем тебя.
- Дети, сегодня я получила письмо, хотите узнать, что в нем написано?
Воспитатель: «Здравствуйте ребята! Я знаю, что вы любите играть, отгадывать загадки. Приглашаю вас в гости в свой лес, где вас встретят мои друзья, с которыми вы уже знакомы и знаете о них очень много, вы с ними замечательно проведете время. Надеюсь, что вам у меня понравится. А как зовут меня, вы узнаете, отгадав загадку».
Я раскрываю почки,
В зеленые листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю.
Движением полна.
Зовут меня…. (Весна).
- Весна приглашает нас в гости в весенний лес! Вы знаете, как вести себя в гостях?- ответ… ( Дети: Нельзя ….)
И в лесу надо соблюдать правила поведения. Какие это правила?
- Не шуметь в лесу.
- Не ломай ветки деревьев и кустарников.
- Не разоряй гнезда птиц.
– Не уноси домой детенышей животных.
- Не разоряй муравейники.
- Не рви и не собирать цветы в букеты в лесу и на лугу.
- Не загрязняй природу, забирай с собой мусор.
- Не разводи костры под деревьями.
Правильно ребята! Вы молодцы.
Воспитатель: Итак, отправляемся в путешествие! Вставайте в круг, закрывайте глазки.
Раз, два, три повернись и в лесу очутись! (звучит фонограмма «Шум леса»). Вот мы и оказались в весеннем лесу, на красивой лесной полянке. Какая она светлая и теплая. А от чего она такая? (Ответ детей)
- Правильно, вот кто-то из весенних друзей нас встречает, это Солнышко. А чтоб оно согревало всё вокруг ещё сильнее, возьмём по лучику и скажем какое оно?
Дети: Весеннее, яркое, тёплое, большое, ласковое, весёлое, нежное, весеннее, теплое, долгожданное, приятное, лучезарное, приветливое, весёлое, радостное, золотое…и т. д.
Воспитатель: Представьте, что тёплые лучики солнышко коснулись нашего лица, давайте ощутим его прикосновение.
Массаж лица «Солнечный зайчик».
Солнышко проснулось,
Лобика коснулось,
Лучиками провело,
И погладило, и погладило. Улыбнуться, пальчиками погладить лобик, щечки.
Ходит пальчик по дорожке:
Вверх-вниз, вверх-вниз,
Будут розовыми щечки:
Вверх-вниз, вверх-вниз. Пальчиками перебирая по щекам вверх-вниз.
-Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей! Хлопать по щечкам.
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи! Погрозить пальчиком.
Солнышко проснулось,
Лобика коснулось,
Лучиками провело,
И погладило, и погладило. Улыбнуться, пальчиками погладить лобик, щечки.
Воспитатель: Ребята скажите, как мы понимаем, что наступила весна?
Дети перечисляют признаки весны:
Солнце греет теплее, Тает снег. Сосульки, Появляется ручейки
Прилетают птицы, На деревьях появляются листочки
Появляются первые цветы, День длиннее. Ночь короче
На реке начинается ледоход (картинки признаков)
Воспитатель: Всё правильно сказали…Вся Природа просыпается после зимней спячки, просыпаются животные, птицы, насекомые и деревья…
Воспитатель: А какую пользу деревья приносят лесу? (ответы детей). Молодцы!
Дети: Деревья – это основной источник кислорода на планете. Они вдыхают грязный запах, а выдыхают чистый!
Воспитатель: Наши леса богаты разными деревьями. Давайте рассмотрим некоторые из них.
Отгадайте загадку:
Это дерево не елка.
Хоть есть шишки и иголки.
Как колонна каждый ствол, сверху крона, как шатер? (Сосна.)
У сосны не листочки, а самые длинные иголки. Иголки эти осенью не желтеют. У сосны медно-желтый ствол, и коричневые, плотные шишки на ветках. В створках шишек спрятала свои семечки сосна. Шишка сосновая круглая с вытянутым носиком, коричневая, корявая.
Воспитатель:А как называется место, где растут сосны? (Сосновый бор.)
А почему полезно гулять в сосновом бору? (ответы детей) Правильно, в нем чистый воздух, и в нем светло и просторно.
Ещё загадка: Зимой и летом одним цветом? (Ель.)
Воспитатель: У ели иголочки короткие, плоские и тоже осенью не желтеют. Ствол ели темно-серого цвета, а шишки овальные, коричневые с нежными чешуйками. И семена свои ель тоже прячет в шишках.
Воспитатель: А как называется лес, где растут одни ели? (Ельник.)
- А почему в ельнике так сыро и темно? (ответы детей)
Воспитатель:Правильно, ветки елей опускаются до самой земли и не пропускают свет. В таком лесу всегда темно и сыро. В летний жаркий день можно укрыться от жары в ельнике.
- И ель и сосна — это хвойные, вечно зеленые деревья.
Загадка: Есть у родственницы елки не колючие иголки, но в отличие от елки — опадают все иголки. (Лиственница.)
- А чем отличается елка от лиственницы? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, иголки у елки круглый год, а у лиственницы поздней осенью желтеют и опадают.
Воспитатель: Лес, в котором растут ель, сосна, лиственница называется хвойный лес. Из хвои этих деревьев изготовляют таблетки, настойки, особенно полезна хвоя лиственницы, молодые побеги хвои лиственницы содержат витамин «С» в большом количестве.
Физкультминутка: «Деревья».
Выросли деревья в поле. Хорошо расти на воле! (Потягивание - руки в стороны)
Каждое старается, к небу, к солнцу тянется. (Потягивание - руки вверх)
Вот подул веселый ветер, закачались тут же ветки. (Дети машут руками)
Даже толстые стволы наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед- так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит. Да когда же отдых будет? (Вращение туловища)
Ветер стих. Взошла луна, наступила тишина. (Дети садятся за столы)
Загадка: Русская красавица стоит на поляне,
в зеленой косынке, в белом сарафане. (Береза.)
Воспитатель: У березы и на самом деле ствол белый, как сарафан, а форма кроны похожа на косынку. Это потому, что веточки березы тоненькие и свисают вниз. Листочки березы похожи на маленькие треугольники и осенью окрашиваются в желтый цвет. Плоды у березы сережки.
Береза - одно из самых красивых деревьев. В старину на Руси поклонялись березе, как живому существу, водили вокруг нее хороводы, пели песни, сочиняли стихи.
- Как называется лес, в котором растут одни березы? (Березовая роща, березняк.)
- Что весной собирают с деревьев березы? (Березовый сок.)
Воспитатель:Это явление называется «сокодвижением». Березовый сок очень полезен, в нем много витаминов, он утоляет жажду в жару. Сок собирают только со старых берез, высоких и взрослых.
- Как вы думаете, после сбора сока, что необходимо сделать с ранкой на стволе березы? (Залепить смолой или пластилином.)
Загадка: Весной зеленела, летом загорала, осенью надела красные кораллы? (Рябина.)
Воспитатель: Это дерево весной зеленое, а осенью его листья ярко-красные. Несколько листочков удлиненной формы расположены вдоль длинной ножки. У рябины, ярко-красные ягоды, а внутри тоже спряталось семечко.
Загадка: Сучки рогатые, плоды крылатые, а лист ладошкой, с длинной ножкой. (Клен.)
Воспитатель: Лист и правда похож на детскую ладошку, с острыми краями, которые осенью становятся желто-красными, оранжевыми, и семена клена называются крылатками.
Загадка: «Стоит над кручей богатырь могучий: плечи раздвинул, руки раскинул. (Дуб.)
Воспитатель: Дуб и правда самое большое и могучее дерево, и ветки свои он раскидывает в стороны, как руки. Листья дуба похожи на язык. До поздней осени дуб стоит зеленым, а осенью его листья окрашиваются в желто - красный цвет. Плоды у дуба желуди, внутри желудя находится семечко.
- Как называется лес, в котором растут береза, рябина, клен, дуб? (Лиственный лес.)
- Как называется лес, в котором растут ель, сосна, береза, клен, рябина? (Смешанный лес.)
Воспитатель: Лес дарит нам волшебную красоту, даёт тень и прохладу в жаркий день, кислород для дыхания. А какой чудесный в лесу воздух – целительный. Все деревья выделяют особые летучие вещества – фитонциды, которые убивают вредные бактерии. Смолистые запахи сосны и ели, аромат берёзы, дуба, лиственницы очень полезны для человека.
Воспитатель: Как хорошо дышится в лесу, давайте подышим свежим воздухом.
Дыхательное упражнение: Вдыхаем носом, а выдыхаем через рот (3-4 раза). Молодцы!
Посмотрите на деревья.
Воспитатель: Что у них общее? Какое сходство? Что есть у каждого дерева? Для чего дереву нужны корни? Для чего нужна кора на стволе? (ответы детей)
Игра с мячом “Какой лист?”
- Лист берёзы – берёзовый лист.
- Лист дуба – дубовый лист.
- Лист липы – липовый лист.
- Лист осины – осиновый лист.
- Лист клёна – кленовый лист.
- Лист тополя – тополиный лист.
- Лист рябины – рябиновый лист.
- Хвоя ели – еловая хвоя.
- Хвоя сосны – сосновая хвоя.
Дидактическая игра «Найди дерево и его части» (Круги Луллия)
(Найти и выставить в красную рамку нужное дерево.)
Собрать части реального дерева.
1 круг - деревья
2 круг - листья
3 круг - плоды
Ребята вы все видели, как выглядят деревья на самом деле. Давайте с вами попробуем соотнести круги и собрать дерево в реальной картине мира.
Например: желудь и дубовый листок растут на дубе. Ну что попробуем?
Нам надо найти и выставить круги так, чтобы красная рамка захватывала логическую цепочку плод - лист – дерево…
Ребята, какие вы молодцы, справились с заданием.
Воспитатель: Как вы думаете, что было бы, если бы деревья вдруг исчезли?
Дети: Людям и всему живому нечем будет дышать, животным негде будет жить, нечем питаться, некуда прятаться, солнце сожжет землю и все живое погибнет…
Правильно, деревья выполняют очень важную роль для жизни и развития всего живого.
Итог: Ребята, где мы сегодня с вами побывали? (в лесу)
О каких деревьях мы говорили? (хвойных, лиственных)
Чем отличаются эти деревья друг от друга? (формой листа, веток, размером, цветом коры, плодами)
У каких деревьев иголочки не желтеют?
Побеги какого лиственного дерева содержат витамин «С»?
На этом наше путешествие закончилось. Пора возвращаться в детский сад… Вставайте в круг, закрывайте глазки.
Раз, два, три повернись и в детском саду очутись! (звучит фонограмма «….»).