МААМ-картинки

Конспект НОД по экологии в старшей группе «Деревья нашего леса»

Ирина Гурина
Конспект НОД по экологии в старшей группе «Деревья нашего леса»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Углубление и совершенствование знаний детей о деревьях наших лесов. Стимулирование развития познавательных способностей.

Задачи:

- Учить детей различать и узнавать деревья по внешним признакам, плодам и листьям.

- Продолжать закреплять знания о строении деревьев и их значении в жизни человека. - Формировать умение различать и называть хвойные и лиственные деревья; сравнивать их, находя общие признаки: у всех деревьев есть крона, ветви, ствол, корни.

Публикация «Конспект НОД по экологии в старшей группе „Деревья нашего леса“» размещена в разделах

- Развивать творческое воображение, познавательную активность при выявлении имеющихся знаний по экологии с помощью элементов ТРИЗ технологии - колец Луллия.

- Уточнить знания детей об изменениях в природе весной.

- Способствовать укреплению здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий: самомассаж лица и пальцев рук, дыхательная гимнастика, двигательная активность.

- Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе.

- Закрепить правила поведения в лесу.

Оборудование и материалы: наглядный материал карточки, картинки с изображением деревьев, солнышко с лучами, Круги Луллия.

Предварительная работа: наблюдение и рассматривание деревьев на участке, беседы о них; дежурство в уголке природы; чтение стихотворений и загадок о природе, рассматривание иллюстраций на тему «Удивительный лес» просмотр презентаций.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте ребята, сегодня у нас гости. Давайте произнесем слова приветствия и поздороваемся со всеми.

Здравствуй, солнце!

Здравствуй, небо!

Здравствуй, вся моя земля!

Мы проснулись очень рано,

И приветствуем тебя.

- Дети, сегодня я получила письмо, хотите узнать, что в нем написано?

Воспитатель: «Здравствуйте ребята! Я знаю, что вы любите играть, отгадывать загадки. Приглашаю вас в гости в свой лес, где вас встретят мои друзья, с которыми вы уже знакомы и знаете о них очень много, вы с ними замечательно проведете время. Надеюсь, что вам у меня понравится. А как зовут меня, вы узнаете, отгадав загадку».

Я раскрываю почки,

В зеленые листочки.

Деревья одеваю,

Посевы поливаю.

Движением полна.

Зовут меня…. (Весна).

- Весна приглашает нас в гости в весенний лес! Вы знаете, как вести себя в гостях?- ответ… ( Дети: Нельзя ….)

И в лесу надо соблюдать правила поведения. Какие это правила?

- Не шуметь в лесу.

- Не ломай ветки деревьев и кустарников.

- Не разоряй гнезда птиц.

– Не уноси домой детенышей животных.

- Не разоряй муравейники.

- Не рви и не собирать цветы в букеты в лесу и на лугу.

- Не загрязняй природу, забирай с собой мусор.

- Не разводи костры под деревьями.

Правильно ребята! Вы молодцы.

Воспитатель: Итак, отправляемся в путешествие! Вставайте в круг, закрывайте глазки.

Раз, два, три повернись и в лесу очутись! (звучит фонограмма «Шум леса»). Вот мы и оказались в весеннем лесу, на красивой лесной полянке. Какая она светлая и теплая. А от чего она такая? (Ответ детей)

- Правильно, вот кто-то из весенних друзей нас встречает, это Солнышко. А чтоб оно согревало всё вокруг ещё сильнее, возьмём по лучику и скажем какое оно?

Дети: Весеннее, яркое, тёплое, большое, ласковое, весёлое, нежное, весеннее, теплое, долгожданное, приятное, лучезарное, приветливое, весёлое, радостное, золотое…и т. д.

Воспитатель: Представьте, что тёплые лучики солнышко коснулись нашего лица, давайте ощутим его прикосновение.

Массаж лица «Солнечный зайчик».

Солнышко проснулось,

Лобика коснулось,

Лучиками провело,

И погладило, и погладило. Улыбнуться, пальчиками погладить лобик, щечки.

Ходит пальчик по дорожке:

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Будут розовыми щечки:

Вверх-вниз, вверх-вниз. Пальчиками перебирая по щекам вверх-вниз.

-Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, не жалей! Хлопать по щечкам.

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи! Погрозить пальчиком.

Солнышко проснулось,

Лобика коснулось,

Лучиками провело,

И погладило, и погладило. Улыбнуться, пальчиками погладить лобик, щечки.

Воспитатель: Ребята скажите, как мы понимаем, что наступила весна?

Дети перечисляют признаки весны:

Солнце греет теплее, Тает снег. Сосульки, Появляется ручейки

Прилетают птицы, На деревьях появляются листочки

Появляются первые цветы, День длиннее. Ночь короче

На реке начинается ледоход (картинки признаков)

Воспитатель: Всё правильно сказали…Вся Природа просыпается после зимней спячки, просыпаются животные, птицы, насекомые и деревья…

Воспитатель: А какую пользу деревья приносят лесу? (ответы детей). Молодцы!

Дети: Деревья – это основной источник кислорода на планете. Они вдыхают грязный запах, а выдыхают чистый!

Воспитатель: Наши леса богаты разными деревьями. Давайте рассмотрим некоторые из них.

Отгадайте загадку:

Это дерево не елка.

Хоть есть шишки и иголки.

Как колонна каждый ствол, сверху крона, как шатер? (Сосна.)

У сосны не листочки, а самые длинные иголки. Иголки эти осенью не желтеют. У сосны медно-желтый ствол, и коричневые, плотные шишки на ветках. В створках шишек спрятала свои семечки сосна. Шишка сосновая круглая с вытянутым носиком, коричневая, корявая.

Воспитатель:А как называется место, где растут сосны? (Сосновый бор.)

А почему полезно гулять в сосновом бору? (ответы детей) Правильно, в нем чистый воздух, и в нем светло и просторно.

Ещё загадка: Зимой и летом одним цветом? (Ель.)

Воспитатель: У ели иголочки короткие, плоские и тоже осенью не желтеют. Ствол ели темно-серого цвета, а шишки овальные, коричневые с нежными чешуйками. И семена свои ель тоже прячет в шишках.

Воспитатель: А как называется лес, где растут одни ели? (Ельник.)

- А почему в ельнике так сыро и темно? (ответы детей)

Воспитатель:Правильно, ветки елей опускаются до самой земли и не пропускают свет. В таком лесу всегда темно и сыро. В летний жаркий день можно укрыться от жары в ельнике.

- И ель и сосна — это хвойные, вечно зеленые деревья.

Загадка: Есть у родственницы елки не колючие иголки, но в отличие от елки — опадают все иголки. (Лиственница.)

- А чем отличается елка от лиственницы? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, иголки у елки круглый год, а у лиственницы поздней осенью желтеют и опадают.

Воспитатель: Лес, в котором растут ель, сосна, лиственница называется хвойный лес. Из хвои этих деревьев изготовляют таблетки, настойки, особенно полезна хвоя лиственницы, молодые побеги хвои лиственницы содержат витамин «С» в большом количестве.

Физкультминутка: «Деревья».

Выросли деревья в поле. Хорошо расти на воле! (Потягивание - руки в стороны)

Каждое старается, к небу, к солнцу тянется. (Потягивание - руки вверх)

Вот подул веселый ветер, закачались тут же ветки. (Дети машут руками)

Даже толстые стволы наклонились до земли. (Наклоны вперед)

Вправо-влево, взад-вперед- так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)

Он их вертит, он их крутит. Да когда же отдых будет? (Вращение туловища)

Ветер стих. Взошла луна, наступила тишина. (Дети садятся за столы)

Загадка: Русская красавица стоит на поляне,

в зеленой косынке, в белом сарафане. (Береза.)

Воспитатель: У березы и на самом деле ствол белый, как сарафан, а форма кроны похожа на косынку. Это потому, что веточки березы тоненькие и свисают вниз. Листочки березы похожи на маленькие треугольники и осенью окрашиваются в желтый цвет. Плоды у березы сережки.

Береза - одно из самых красивых деревьев. В старину на Руси поклонялись березе, как живому существу, водили вокруг нее хороводы, пели песни, сочиняли стихи.

- Как называется лес, в котором растут одни березы? (Березовая роща, березняк.)

- Что весной собирают с деревьев березы? (Березовый сок.)

Воспитатель:Это явление называется «сокодвижением». Березовый сок очень полезен, в нем много витаминов, он утоляет жажду в жару. Сок собирают только со старых берез, высоких и взрослых.

- Как вы думаете, после сбора сока, что необходимо сделать с ранкой на стволе березы? (Залепить смолой или пластилином.)

Загадка: Весной зеленела, летом загорала, осенью надела красные кораллы? (Рябина.)

Воспитатель: Это дерево весной зеленое, а осенью его листья ярко-красные. Несколько листочков удлиненной формы расположены вдоль длинной ножки. У рябины, ярко-красные ягоды, а внутри тоже спряталось семечко.

Загадка: Сучки рогатые, плоды крылатые, а лист ладошкой, с длинной ножкой. (Клен.)

Воспитатель: Лист и правда похож на детскую ладошку, с острыми краями, которые осенью становятся желто-красными, оранжевыми, и семена клена называются крылатками.

Загадка: «Стоит над кручей богатырь могучий: плечи раздвинул, руки раскинул. (Дуб.)

Воспитатель: Дуб и правда самое большое и могучее дерево, и ветки свои он раскидывает в стороны, как руки. Листья дуба похожи на язык. До поздней осени дуб стоит зеленым, а осенью его листья окрашиваются в желто - красный цвет. Плоды у дуба желуди, внутри желудя находится семечко.

- Как называется лес, в котором растут береза, рябина, клен, дуб? (Лиственный лес.)

- Как называется лес, в котором растут ель, сосна, береза, клен, рябина? (Смешанный лес.)

Воспитатель: Лес дарит нам волшебную красоту, даёт тень и прохладу в жаркий день, кислород для дыхания. А какой чудесный в лесу воздух – целительный. Все деревья выделяют особые летучие вещества – фитонциды, которые убивают вредные бактерии. Смолистые запахи сосны и ели, аромат берёзы, дуба, лиственницы очень полезны для человека.

Воспитатель: Как хорошо дышится в лесу, давайте подышим свежим воздухом.

Дыхательное упражнение: Вдыхаем носом, а выдыхаем через рот (3-4 раза). Молодцы!

Посмотрите на деревья.

Воспитатель: Что у них общее? Какое сходство? Что есть у каждого дерева? Для чего дереву нужны корни? Для чего нужна кора на стволе? (ответы детей)

Игра с мячом “Какой лист?”

- Лист берёзы – берёзовый лист.

- Лист дуба – дубовый лист.

- Лист липы – липовый лист.

- Лист осины – осиновый лист.

- Лист клёна – кленовый лист.

- Лист тополя – тополиный лист.

- Лист рябины – рябиновый лист.

- Хвоя ели – еловая хвоя.

- Хвоя сосны – сосновая хвоя.

Дидактическая игра «Найди дерево и его части» (Круги Луллия)

(Найти и выставить в красную рамку нужное дерево.)

Собрать части реального дерева.

1 круг - деревья

2 круг - листья

3 круг - плоды

Ребята вы все видели, как выглядят деревья на самом деле. Давайте с вами попробуем соотнести круги и собрать дерево в реальной картине мира.

Например: желудь и дубовый листок растут на дубе. Ну что попробуем?

Нам надо найти и выставить круги так, чтобы красная рамка захватывала логическую цепочку плод - лист – дерево…

Ребята, какие вы молодцы, справились с заданием.

Воспитатель: Как вы думаете, что было бы, если бы деревья вдруг исчезли?

Дети: Людям и всему живому нечем будет дышать, животным негде будет жить, нечем питаться, некуда прятаться, солнце сожжет землю и все живое погибнет…

Правильно, деревья выполняют очень важную роль для жизни и развития всего живого.

Итог: Ребята, где мы сегодня с вами побывали? (в лесу)

О каких деревьях мы говорили? (хвойных, лиственных)

Чем отличаются эти деревья друг от друга? (формой листа, веток, размером, цветом коры, плодами)

У каких деревьев иголочки не желтеют?

Побеги какого лиственного дерева содержат витамин «С»?

На этом наше путешествие закончилось. Пора возвращаться в детский сад… Вставайте в круг, закрывайте глазки.

Раз, два, три повернись и в детском саду очутись! (звучит фонограмма «….»).

Публикации по теме:

«Животные нашего леса». Конспект занятия с использованием ИКТ Цель: познакомить детей с животными нашего леса (средняя полоса РФ) Задачи: 1. Расширять представление детей о внешнем виде, образе жизни.

Детско-родительский информационный проект «Деревья нашего края» в старшей группе ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «ДЕРЕВЬЯ НАШЕГО КРАЯ» Вид проекта: информационный Продолжительность: долгосрочный Участники: дети.

Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звуков [Р] и [Р’] в подготовительной группе «Грибы нашего леса»Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звуков [Р] и [Р’] в подготовительной группе «Грибы нашего леса» Тема: «Грибы нашего леса» Цели: 1. Коррекционно – обучающие: - активизация и актуализация словаря; - развитие лексико-грамматического строя;.

Конспект комплексного занятия по экологии на тему: «Жители нашего леса» (в младшей группе)Конспект комплексного занятия по экологии на тему: «Жители нашего леса» (в младшей группе) Форма: Комплексное занятие. Цель: Дать представление о весеннем лесе и о диких животных живущих в нашем лесу. Задачи: Образовательная: 1.

Конспект НОД по экологии в старшей группе «Лес. Такие разные деревья»Конспект НОД по экологии в старшей группе «Лес. Такие разные деревья» Конспект НОД по ФЦКМ (экология) в старшей группе. Тема: «Лес. Такие разные деревья». Задачи: Образовательные: Уточнение, расширение и обобщение.

Конспект НОД по экологии в средней группе «Хвойные деревья»Конспект НОД по экологии в средней группе «Хвойные деревья» Занятие по экологии в средней группе «Хвойные деревья». Цель: закрепить и углубить знания детей о ели и сосне, как представителях хвойных.

Конспект занятия по лепке в средней группе «Осенние деревья нашего края» в технике «пластилинография»Конспект занятия по лепке в средней группе «Осенние деревья нашего края» в технике «пластилинография» Конспект по лепке в средней группе на тему: «Осенние деревья нашего края» в технике «пластилинография» Цель: учить детей лепке осенних.

Конспект познавательной беседы «Деревья нашего участка. Клён» с детьми подготовительной группыКонспект познавательной беседы «Деревья нашего участка. Клён» с детьми подготовительной группы Цель:расширить и углублять знания о растениях. Задачи:- расширить кругозор, воспитывать любознательность; - способствовать обобщению представлений.

Лэпбук «Дикие животные нашего леса»Лэпбук «Дикие животные нашего леса» Добрый вечер,уважаемые коллеги! Очень много просмотрела материалов на МААМе по изготовлению лэпбуков на различные темы. Творческие идеи.

Сценарий викторины в подготовительной группе «Деревья нашего острова»Сценарий викторины в подготовительной группе «Деревья нашего острова» «Деревья нашего острова» Викторина для дошколят – это увлекательная игра по одной теме или по нескольким, вопрос/ответ (по возрасту, где.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по экологии в старшей группе «Деревья нашего леса»
Опубликовано: 9 апреля 2021 в 20:05
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по экологии в старшей группе «Деревья нашего леса»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Гурина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД