Папки-передвижки

«Звуки [Ш]-[Ж], буквы «Ш « — «Ж». Перелетные птицы». Конспект группового логопедического занятия в подготовительной группе

Ходарева Мария Андреевна
«Звуки [Ш]-[Ж], буквы «Ш « — «Ж». Перелетные птицы». Конспект группового логопедического занятия в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект группового логопедического занятия формированию лексико-грамматических категорий по теме «Звуки [ш]-[ж], буквы Ш-Ж»

для детей с ТНР подготовительной группы

Цель: расширение и активизация словаря по теме «Перелетные птицы».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

• закрепление представлений о перелетных птицах, их образе жизни и повадках; актуализация словаря по данной теме;

• формирование навыка составления описательных рассказов;

• обучение образованию сложных прилагательных, состоящих из двух основ;

Коррекционно-развивающие:

• развитие связной речи, умения отвечать на вопросы полным ответом;

• развитие речевого слуха, зрительного и слухового внимания, памяти, мышления;

• развитие общей и мелкой моторики;

• совершенствование навыков чтения;

Воспитательные:

• формировать у детей чувство коллективизма, готовность прийти на помощь;

• воспитывать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом;

• формировать навыки самостоятельности, активности.

• воспитывать бережное отношение к природе, желание помогать птицам.

Оборудование: индивидуальные зеркала, карточки с изображением зимующих и перелётных птиц, цветные карандаши, фишки, мяч, раздаточный материал, изображение букв «Ш», «Ж».

Ход занятия.

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжим говорить о перелетных птицах.

II. Основная часть

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Закрепление знаний о перелетных птицах. Умение выделять их среди зимующих.

На столе, возле доски лежат картинки с изображением перелётных и зимующих птиц.

- Ребята, каждый из вас должен выбрать перелётную птицу и прикрепить её на доску. (Дети выполняют задание).

3. Звуковой анализ

- А теперь нужно назвать каждую птицу, определить первый и последний звук в слове и разделить слово на слоги.

- Это аист. Первый звук в этом слове [а]. Последний звук [т]. В слове АИСТ - два слога.

- Это кукушка. Первый звук в этом слове [к]. Последний звук [а]. В слове КУКУШКА - три слога.

4. Упражнение «Назови птенца»

- Тот, кому я кину мяч, должен мне сказать, как называются птенцы перелётной птицы.

-У скворца -… (скворчата)

-У грача -… (грачата)

-У журавля -… (журавлята)

-У кукушки -… (кукушата)

-У аиста -… (аистята)

-У лебедя -… (лебедята).

5. Упражнение «Подбери признак»

- Ребята, сейчас каждый из вас посмотрит на картинку с изображением перелётной птицы и подберет слова-признаки к ней.

Ласточка какая? - (маленькая, чёрная, быстрая)

Аист какой? - (белый, большой, красивый)

Грач какой? - (чёрный, крупный)

Кукушка какая? - (хитрая, пестрая)

Лебедь какой? - (белый, крупный, благородный)

Скворец какой? - (пёстрый, заботливый)

Соловей какой? - (маленький, голосистый)

6. Упражнение «Скажи одним словом»

- Ребята, если у цапли длинный клюв, то это … (длинноклювая цапля).

Если у аиста длинные ноги, то это … (длинноногий аист).

Если у скворца короткий хвост, то это … (короткохвостый скворец).

Если у ласточки острые крылья, то это … (острокрылая ласточка).

Если у соловья звонкий голос, то это … (звонкоголосый соловей).

7. Упражнение «Подбери признак»

- А теперь, поиграем в игру. Нужно к каждой птице подобрать слова-действия. За каждое слово ребенок получает фишку. Победителем будет тот, у кого больше фишек.

Ласточка – (летает, щебечет, ловит мошек).

Лебедь – (плавает, машет крыльями, летает).

Цапля – (стоит на одной ноге, ходит, ест лягушек).

Соловей – (поёт, заливается, сидит на ветке, летает).

Грач – (ходит, летает, ищет червяков).

Кукушка – (летает, откладывает свои яйца в чужие гнёзда).

8. Дифференциация звуков[ш]-[ж].

- Ребята, к нам в гости сегодня кто-то пришел, я сейчас загадаю загадку, а вы внимательно слушайте:

Нам часто слышится в леску

Между ветвей:

— Ку–ку! Ку–ку!

Какая пёстренькая птичка

В чужом гнезде снесла яичко? (Кукушка)

- Ребята, эту кукушку зовут Жужа. Она для вас придумала много заданий. Жужа будет внимательно следить за каждым из вас, чтобы в конце занятия похвалить тех, кто лучше всего справится с заданиями.

- Какие звуки повторяются в словах Жужа и кукушка? Верно, это звуки [ш] и [ж].

9. Характеристика звуков.

- Чтобы не перепутать звук [Ш] с другими звуками, вспомним с вами, ребята, характеристику этого звука.

- Ребята, а звук [Ш] гласный или согласный? (согласный)

- Правильно! Звук [Ш] звонкий или глухой (глухой)

- Верно! А звук [Ш] твёрдый или мягкий? (твёрдый)

- Да, верно, это твёрдый, глухой, согласный звук. У этого звука есть особенность, он никогда не бывает мягким, всегда твёрдый. В отличие от нашего мышонка, этот звук не любит шалить и шуметь, а если кто-то начинает шуметь, он всегда говорит: «Шшшш».

- А что вы знаете про звук [ж]? Верно. Этот звук согласный, всегда твердый, звонкий.

10. Определение количества слогов в слове.

- Кукушка очень любит хлопать в ладоши. Давайте с помощью хлопков поможем Жуже посчитать в слове слоги:

Шар, шаг, шило, школа, шоколад, парашют, жук, пижама.

11. Составление описательного рассказа по образцу

- Это скворец. Скворец – перелётная птица. У него пёстрое оперение. Живет скворец в домике, который называется «скворечник». Питается скворец дождевыми червяками, гусеницами, личинками и семенами. Птенцы скворца называются скворчата. Скворцы приносят пользу, поедая вредных насекомых и их личинки.

12. Работа с раздаточным материалом

III. Итог занятия

- Ребята, наше занятие подошло к концу. Что вам запомнилось? Что нового вы узнали?

Публикации по теме:

Конспект фронтального логопедического занятия. Звуки [ч], [ш, ]. Буквы Ч, Щ Тип занятия:занятие по закреплению знаний, умений и навыков. Цель: дифференцировать звуки [ч], [ш,].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:.

Конспект группового логопедического занятия в подготовительной группе «Открывая книгу — открываем мир»Конспект группового логопедического занятия в подготовительной группе «Открывая книгу — открываем мир» Конспект группового логопедического занятия в подготовительной группе на тему: «Открывая книгу – открываем мир» Исполнитель: учитель-логопед.

Конспект логопедического занятия для обучающихся с ОВЗ «Звуки и буквы [Б]-[П]» во 2 классеКонспект логопедического занятия для обучающихся с ОВЗ «Звуки и буквы [Б]-[П]» во 2 классе Тема: «Звуки и буквы Б-П» Цель: познакомить детей со звуками [Б-П и соответствующими им буквами. Задачи: - развивать фонематические процессы,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Звуки [Ш]-[Ж], буквы «Ш « — «Ж». Перелетные птицы». Конспект группового логопедического занятия в подготовительной группе
Опубликовано: 13 марта 2025 в 09:38
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Звуки [Ш]-[Ж], буквы «Ш « — «Ж». Перелетные птицы». Конспект группового логопедического занятия в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Ходарева Мария Андреевна (УИ 2329571) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
14 марта 2025 пятница
Изучаем бабочек!
Международный день числа «Пи»!
Мимоза — символ нежности, весны и красоты!
Духовных книг божественная мудрость!
Празднуем день рек!
Изучаем буквицы и славянскую азбуку!
А не сделать ли нам бутерброды?
Праздник для маленьких Энштейнов!
(Отмечается в пятницу второй полной недели марта)
15 марта 2025 суббота
День нейрогимнастики!
Изучаем тюленей!
В регионах России начинают проходить акции "Неделя добра". Дату уточняйте в своем регионе
Весенняя неделя добра
Играем в магазин!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД