Ходарева Мария Андреевна
«Звуки [Ш]-[Ж], буквы «Ш « — «Ж». Перелетные птицы». Конспект группового логопедического занятия в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект группового логопедического занятия формированию лексико-грамматических категорий по теме «Звуки [ш]-[ж], буквы Ш-Ж»
для детей с ТНР подготовительной группы
Цель: расширение и активизация словаря по теме «Перелетные птицы».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• закрепление представлений о перелетных птицах, их образе жизни и повадках; актуализация словаря по данной теме;
• формирование навыка составления описательных рассказов;
• обучение образованию сложных прилагательных, состоящих из двух основ;
Коррекционно-развивающие:
• развитие связной речи, умения отвечать на вопросы полным ответом;
• развитие речевого слуха, зрительного и слухового внимания, памяти, мышления;
• развитие общей и мелкой моторики;
• совершенствование навыков чтения;
Воспитательные:
• формировать у детей чувство коллективизма, готовность прийти на помощь;
• воспитывать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом;
• формировать навыки самостоятельности, активности.
• воспитывать бережное отношение к природе, желание помогать птицам.
Оборудование: индивидуальные зеркала, карточки с изображением зимующих и перелётных птиц, цветные карандаши, фишки, мяч, раздаточный материал, изображение букв «Ш», «Ж».
Ход занятия.
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжим говорить о перелетных птицах.
II. Основная часть
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Закрепление знаний о перелетных птицах. Умение выделять их среди зимующих.
На столе, возле доски лежат картинки с изображением перелётных и зимующих птиц.
- Ребята, каждый из вас должен выбрать перелётную птицу и прикрепить её на доску. (Дети выполняют задание).
3. Звуковой анализ
- А теперь нужно назвать каждую птицу, определить первый и последний звук в слове и разделить слово на слоги.
- Это аист. Первый звук в этом слове [а]. Последний звук [т]. В слове АИСТ - два слога.
- Это кукушка. Первый звук в этом слове [к]. Последний звук [а]. В слове КУКУШКА - три слога.
4. Упражнение «Назови птенца»
- Тот, кому я кину мяч, должен мне сказать, как называются птенцы перелётной птицы.
-У скворца -… (скворчата)
-У грача -… (грачата)
-У журавля -… (журавлята)
-У кукушки -… (кукушата)
-У аиста -… (аистята)
-У лебедя -… (лебедята).
5. Упражнение «Подбери признак»
- Ребята, сейчас каждый из вас посмотрит на картинку с изображением перелётной птицы и подберет слова-признаки к ней.
Ласточка какая? - (маленькая, чёрная, быстрая)
Аист какой? - (белый, большой, красивый)
Грач какой? - (чёрный, крупный)
Кукушка какая? - (хитрая, пестрая)
Лебедь какой? - (белый, крупный, благородный)
Скворец какой? - (пёстрый, заботливый)
Соловей какой? - (маленький, голосистый)
6. Упражнение «Скажи одним словом»
- Ребята, если у цапли длинный клюв, то это … (длинноклювая цапля).
Если у аиста длинные ноги, то это … (длинноногий аист).
Если у скворца короткий хвост, то это … (короткохвостый скворец).
Если у ласточки острые крылья, то это … (острокрылая ласточка).
Если у соловья звонкий голос, то это … (звонкоголосый соловей).
7. Упражнение «Подбери признак»
- А теперь, поиграем в игру. Нужно к каждой птице подобрать слова-действия. За каждое слово ребенок получает фишку. Победителем будет тот, у кого больше фишек.
Ласточка – (летает, щебечет, ловит мошек).
Лебедь – (плавает, машет крыльями, летает).
Цапля – (стоит на одной ноге, ходит, ест лягушек).
Соловей – (поёт, заливается, сидит на ветке, летает).
Грач – (ходит, летает, ищет червяков).
Кукушка – (летает, откладывает свои яйца в чужие гнёзда).
8. Дифференциация звуков[ш]-[ж].
- Ребята, к нам в гости сегодня кто-то пришел, я сейчас загадаю загадку, а вы внимательно слушайте:
Нам часто слышится в леску
Между ветвей:
— Ку–ку! Ку–ку!
Какая пёстренькая птичка
В чужом гнезде снесла яичко? (Кукушка)
- Ребята, эту кукушку зовут Жужа. Она для вас придумала много заданий. Жужа будет внимательно следить за каждым из вас, чтобы в конце занятия похвалить тех, кто лучше всего справится с заданиями.
- Какие звуки повторяются в словах Жужа и кукушка? Верно, это звуки [ш] и [ж].
9. Характеристика звуков.
- Чтобы не перепутать звук [Ш] с другими звуками, вспомним с вами, ребята, характеристику этого звука.
- Ребята, а звук [Ш] гласный или согласный? (согласный)
- Правильно! Звук [Ш] звонкий или глухой (глухой)
- Верно! А звук [Ш] твёрдый или мягкий? (твёрдый)
- Да, верно, это твёрдый, глухой, согласный звук. У этого звука есть особенность, он никогда не бывает мягким, всегда твёрдый. В отличие от нашего мышонка, этот звук не любит шалить и шуметь, а если кто-то начинает шуметь, он всегда говорит: «Шшшш».
- А что вы знаете про звук [ж]? Верно. Этот звук согласный, всегда твердый, звонкий.
10. Определение количества слогов в слове.
- Кукушка очень любит хлопать в ладоши. Давайте с помощью хлопков поможем Жуже посчитать в слове слоги:
Шар, шаг, шило, школа, шоколад, парашют, жук, пижама.
11. Составление описательного рассказа по образцу
- Это скворец. Скворец – перелётная птица. У него пёстрое оперение. Живет скворец в домике, который называется «скворечник». Питается скворец дождевыми червяками, гусеницами, личинками и семенами. Птенцы скворца называются скворчата. Скворцы приносят пользу, поедая вредных насекомых и их личинки.
12. Работа с раздаточным материалом
III. Итог занятия
- Ребята, наше занятие подошло к концу. Что вам запомнилось? Что нового вы узнали?