Светлана Коноплева
Конспект НОД по экологии в средней группе «Путешествие в новогодний сказочный лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по экологии в средней группе «Путешествие в новогодний сказочный лес»
Тема: «Путешествие в новогодний сказочный лес»
Цель: Расширение и закрепление знаний о жизни животных в лесу зимой, птиц зимой, сезонных признаков и явлений.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по экологии в средней группе „Путешествие в новогодний сказочный лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Новый Год в детском саду
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
1. Продолжать формировать умение различать и правильно называть диких животных, птиц. Продолжать знакомить с особенностями внешнего вида и образа жизни диких животных и птиц в зимний период. Закреплять понятия «зимующие/перелетные» птицы. Продолжать учить правильно собирать изображения животных из отдельных частей, соотносить образ представления с целостным образом реального предмета. Развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы. Обобщать представления детей о признаках зимы, новогоднем празднике. Знакомить с названиями зимний месяцев.
2. Развивать связную речь при ответах на вопросы воспитателя. Способствовать развитию артикуляционного аппарата, выразительности речи, интонации. Активизировать речь детей, обогащать словарный запас. Развивать творческие способности, мышление, воображение, внимание, память, общую и мелкую моторику.
3. Воспитывать любовь к животному миру, бережное отношение к природе, доброжелательное отношение к сказочным героям, чувство взаимопомощи. Продолжать формировать дружеские взаимоотношения детей в группе.
Образовательные области: коммуникация, художественная литература, познание, физическая культура, музыкальное воспитание, социализация.
Предварительная работа:
- Чтение стихов и рассказов о диких животных, о зиме, отгадывание загадок.
- Беседы на тему «Зима в лесу», «Как звери к зиме готовятся».
- Рассматривание иллюстраций о диких животных.
Материалы и оборудование: мягкие игрушки (медведь, заяц, белка, лиса, картинки с изображением животных (медведь, заяц, лиса, волк, белка, лиса, еж) и птиц (воробей, голубь, ворона, синица, снегирь, волшебная палочка, аудиозаписи («Шум зимнего леса», «В лесу родилась елочка», разрезные картинки с изображением диких животных на каждого ребенка, маски животных на всех детей, елка, коробка с новогодними игрушками (по одной на каждого ребенка).
Ход занятия:
- Ребята, к нам в группу принесли телеграмму из сказочного леса. Нас приглашают в гости в зимний волшебный лес. Хотите пойти в гости?
- Сегодня мы с вами отправимся в новогодний зимний лес в гости к лесным жителям. У меня есть волшебная палочка, которая поможет нам попасть в этот чудесный лес. Но сначала давайте вспомним какое сейчас время года? (зима)
- Какие приметы зимы вы знаете? (ответы детей)
- Каких лесных животных вы знаете? (ответы детей)
- Как назвать этих животных одним словом? (дикие)
(Рассмотреть изображения животных: медведь, заяц, лиса, волк, белка, лиса, еж)
- Почему они называются дикие? (ответы детей)
- Как называют птиц, которые улетают в теплые страны? (перелетные)
- В какое время года они улетают от нас? (осенью)
- Каких зимующих птиц вы знаете? (воробей, голубь, ворона, синица, снегирь)
(Рассмотреть изображения птиц: воробей, голубь, ворона, синица, снегирь)
- Почему их называют зимующие? (ответы детей)
- Как надо помогать птицам зимой? (подкармливать их)
- Как называется зимний месяц, который сейчас идет? (декабрь)
- Какие зимние месяцы вы знаете? (помочь детям перечислить)
- Какая погода зимой? (холодная)
- Правильно! И хотя мы собираемся в лес сказочный, но все-таки он зимний. Как вы думаете, какая погода зимой в лесу? (холодная)
- Чтобы не замерзнуть в зимнем лесу как нам надо одеться? (тепло)
- Правильно! Что мы наденем сначала? Потом? ….
(Повторяем последовательность одевания на зимнюю прогулку, имитируем движения надевания одежды)
- Молодцы! Все готовы к путешествию в зимний лес? (да)
- Я беру волшебную палочку, а вы закрывайте глаза, и мы отправимся в сказочный лес.
(Дети закрывают глаза, звучит аудиозапись «Шум зимнего леса»)
Много сказок есть на свете,
Сказки очень любят дети,
Все хотят в них побывать
И немножко поиграть.
Перед нами в сказку дверь
Открывай глаза скорей!
- Вот мы с вами и попали в волшебный зимний лес! Вокруг много снега, деревья все в инее, высокие сугробы. Тихо в зимнем лесу и только слышно, как скрипит под нашими ногами снег. С деревьев слетают снежинки, на ветках блестят льдинки. Очень красиво в зимнем лесу!
Физкультминутка
Мы входим с вами в зимний лес. (ходьба на месте)
Сколько здесь вокруг чудес? (повороты головы влево и вправо)
Здесь деревья подрастают, (плавно поднимать руки через стороны вверх)
К солнцу ветки направляют.
Ветер сильный налетает
И деревья он качает. (покачивать руками, поднятыми вверх)
Тише, тише не шуми, (поднести указательный палец к губам, знак тишины)
Лесных зверей хотим найти.
- Давайте, ребятки, присядем на пенечки, отдохнем.
(Дети садятся на стульчики)
- Ой, ребята, посмотрите, кто это сидит на пенечке? (зайчик)
Ну а где – же зайца дом?
Живет зайчишка… (под кустом)
- Ребята, у зайчика есть дом? (нет)
- А где же он живет? (под кустом)
- Правильно, у зайца нет норки, он спит и прячется под кустом.
- Каким цветом зимой шубка у зайчика? (белым)
- Почему, как вы думаете? (ответы детей)
- Шубку зайчик меняет для того, чтобы зимой ему было теплее, и чтобы быть незаметным на снегу. Ведь у зайчишки очень много врагов. Это и лиса, и волк, и сова. А в белой шубке его зимой на снегу никто не увидит. Услышит шум зайчик и тут же убежит. Ведь не зря его называют… Как? (зайчишка – трусишка)
- Ребятки, зайка предлагает нам поиграть в игру «Доскажи словечко». Я начну, а вы продолжите.
Дидактическая игра «Доскажи словечко»
- Зимой солнце светит, но не. (греет)
- Зимой на небе снеговые тучи, из них идет. Что? (снег)
- Зимой деревья стоят. Какие? (голые)
- Зимой на земле лежит. Что? (снег)
- Птицы на зиму улетели… Куда? (в теплые края)
- Люди зимой одеваются. Как? (тепло)
- Молодцы! Спасибо тебе, зайчик! Мы пойдем дальше.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет он лапу.
- Кто это, ребятки? (медведь)
- Посмотрите, ребята, здесь кто-то лежит… Накрылся мохнатой лапой и спит.
(Дети подходят к тому месту, где лежит игрушка-медведь)
Мишка, мишка, что с тобой?
Почему ты спишь зимой?
Потому что снег и лед,
Не малина и не мед.
- Где в зимнем лесу спит медведь? (в берлоге)
- Правильно. Медведь устраивает себе берлогу в небольшом овражке, валит на него дерево и забрасывает сухими ветками, травой. Осенью забирается медведь внутрь и засыпает. Когда выпадает снег и засыпает овражек, медведю становиться тепло и уютно, как будто он накрылся теплым одеялом. Хорошо ему зимой в берлоге, уютно.
- Ребята, мы мишку будить не будем. Пусть он спит до весны, до теплых дней.
А мы с вами сейчас поиграем в игру «У медведя во бору».
Подвижная игра «У медведя во бору»
- Молодцы ребята! Пойдем дальше.
(Находим игрушку-белку)
- Вот еще один зверек встретился на нашем пути. Кто это, ребята? (белка)
- Где живет белка? (в дупле)
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
- Белка осенью делает запасы на всю зиму, прячет в своём дупле шишки, орехи, грибы. К зиме у белки шубка становится гуще. Чтобы в зимние морозы она не замерзла. Белка в морозную ночь в дупле спрячется, с головой в подстилку из сухой травы и листьев зароется, хвостом прикроется и спит. И никакой мороз ей не страшен.
- Посмотрите, ребята, белка каждому из вас приготовила задание-сюрприз. Давайте сядем за стол и посмотрим, что же лежит у каждого из вас на тарелочке.
(Дети садятся за столы)
- Белочка предлагает вам из нескольких частей собрать портреты диких животных. Давайте попробуем и посмотрим, у кого какой зверек получится.
Дидактическая игра «Сложи картинку»
(Дети складывают разрезные картинки. После выполнения задания, дети называют какое животное у них получилось.)
- Молодцы! Хорошо справились с заданием белочки. Пойдем дальше. Отгадайте загадку:
Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живет,
В деревне кур крадет.
- Кто это? (лиса)
- Где живет лиса? (в норе)
У лисы в лесу глухом,
Есть нора – надежный дом.
(Находим игрушку-лису в «норе»)
В этом лесу обитает лиса,
Вот, полюбуйтесь-ка –
Что за краса!
Хвостик пушистый с рыжинками,
Очень хорош, со снежинками!
- Зимой лиса в спячку не впадает. Шубка ее зимой теплее, чем в другое время года. Шерсть становится длиннее и лисичка зимой выглядит ещё краше и пушистее! Запасов на зиму лиса не делает. Зимой она охотиться на мышей и зайцев.
- Идем дальше.
Физкультминутка «Зимний лес»
Мы по лесу идем. (ходьба на месте)
Что же мы увидим в нем? (развести руки в стороны)
А вот березка в шубе стоит, (повороты головы вправо-влево)
Слева елка на нас глядит.
Снег кружится, кружится (плавно кружиться, поднимая и опуская руки)
И на землю тихо ложится. (присесть)
Вот зайчик проскакал, (прыжки на месте)
От лисицы убежал.
Серый волк по лесу рыщет, (наклоны вправо-влево)
Он себе добычу ищет.
Тут медведь в берлоге спит, (наклоны вперед)
Так всю зиму и просопит.
- Присядем на пенечки, отдохнем.
(Дети садятся на стульчики)
- Ребята, знаете ли вы, что у всех зверей в лесу есть свой дом? Давайте вспомним кто где живет зимой.
- Как называется жилище белки? (дупло)
- Зайчик прячется где? (под кустом)
- Где спит медведь? (в берлоге)
- Как называется домик у лисы? (нора)
- Волк живет где? (в логове)
- Где спит еж? (под деревом под снегом в гнезде из листьев)
- Сейчас мы с вами с помощью наших пальчиков покажем домики диких животных.
Пальчиковая игра «Кто где живет»
«Дупло» (выполняется только кистью правой руки).
Соединить большой палец с кончиками остальных пальцев, так чтобы получилось маленькое круглое отверстие.
«Нора» (выполняется кистями обеих рук).
Противопоставьте большой палец остальным. Соедините кончики больших пальцев, а также соедините кончики всех остальных пальцев так, чтобы получилось большое отверстие.
«Берлога» (выполняется кистями обеих рук).
Переплести пальцы обеих рук, сделав из кистей горку.
Это дупло (показать, это нора (показать, это берлога (показать).
А теперь внимательно меня послушайте и по моей команде сами самостоятельно покажите пальчиками домики диких животных.
Произносить с паузами: «Берлога» «Нора» «Дупло», «Нора», «Дупло», «Берлога».
- В лесу живет много животных. Сейчас мы с вами превратимся в разных зверей и немного поиграем.
Игра-имитация «Нам животных покажите».
Эй, ребята, что вы спите (вытянуть обе руки вперёд)
Нам животных покажите.
У лисички острый нос, (пальцем правой руки показать нос)
У нее пушистый хвост, (движением показать хвостик)
Шуба рыжая лисы (провести поочередно одной рукой по другой)
Несказанной красоты.
Заяц по лесу скакал, (прыжки на месте, руки на поясе)
Заяц корм себе искал.
Вдруг у зайца на макушке, (показать ушки на макушке)
Поднялись, как стрелы, ушки.
Вылез мишка из берлоги. (покачиваться с ноги на ногу, руки на поясе)
Разминает мишка ноги.
На носочках он пошел, (ходьба на носочках, руки на поясе)
Бочку меда он нашел!
- Ребята, какой скоро будет праздник? (Новый год)
Скоро, скоро Новый год
Он торопится, идет
Постучится в двери к нам
Дети, здравствуйте, я к вам!
- Как люди готовятся к этому празднику? (ответы детей)
- Как вы думаете, сказочные лесные жители готовятся к этому празднику?
- Конечно, готовятся. А мы сейчас нарядим для них елочку. Повесим украшения на нее, а потом звери будут водить вокруг нее хоровод.
Игра «Наряжаем елочку»
(После того как нарядим елочку, каждому ребенку надеть маску животного. Уточнить названия животных. Вокруг елки пройти хороводом).
Хорошо в лесу зимой,
Но пора нам всем домой.
С лесом надо нам прощаться,
В детский сад свой возвращаться.
(Дети садятся на стульчики)
Рефлексия.
- Где мы были?
- Кого мы встретили в лесу?
- Что еще делали?
- Понравилось вам путешествие?
- Что понравилось больше всего?