Юлия Злобина
Конспект НОД по экологии в средней группе «Путешествие в зимний лес по следам животных»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Систематизировать знания детей о времени года зима и лесных животных.
Задачи:
1. Формировать представления об объектах живой и неживой природы, и их характерными признаками.
2. Развивать у детей интерес к жизни леса, проявлять заботу и внимание ко всему живому.
3. Формировать доброжелательность и любознательность у детей.
4. Учить детей анализировать, делать выводы.
Интеграция образовательных областей
«Социально-коммуникативное развитие»
Публикация «Конспект НОД по экологии в средней группе „Путешествие в зимний лес по следам животных“» размещена в разделах
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Следы. Наблюдения за следами птиц и животных
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
Задачи:
Развивать речь, учить отвечать на поставленные вопросы.
Побуждать ребёнка к взаимодействию со взрослыми и сверстниками.
Формировать основы безопасного поведения в лесу.
Побуждать детей к самостоятельности, целенаправленности.
«Познавательное развитие»
Задачи:
Способствовать углублению и обогащению знаний детей о диких животных. Расширять представления детей о лесе и его обитателях.
Закреплять знания детей о времени года зима.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
«Речевое развитие»
Задачи:
Развивать связную, диалогическую речь.
Активизировать в речи детей существительные, обозначающие животных.
Учить правильно называть свойства предметов.
Побуждать детей составлять короткие рассказы о том, что больше всего понравилось в путешествии по зимнему лесу.
Развивать слуховое внимание.
«Физическое развитие»
Задачи:
Упражнять в ходьбе по шнуру с высоким подниманием бедра.
Способствовать формированию правильной осанки.
Учить выразительно, согласованно и ритмично выполнять упражнения под музыку.
«Художественно-эстетическое развитие»
Задачи:
Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы.
Развивать у детей эстетическое восприятие через художественное слово, изображения природы и музыку.
Предварительная работа
Подвижные игры: «Зайцы и лиса», «Займи свой домик»
Беседы с детьми: «Зима», «Зимний лес», «Дикие животные, их повадки».
Дидактические игры: «Кто где живёт?», «Четвёртый лишний», «Экологическое лото».
Рассматривание слайдов с репродукциями картин И. И. Левитана “Лес зимой”, И. И. Шишкина “Зима в лесу” и других пейзажей зимнего леса, изображения диких животных.
Наблюдения с детьми за сезонными изменениями в природе.
Чтение художественной литературы:
Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою»
М. Пришвин «Беличья память»
В. Бианки «Книга зимы», «Лес зимой», «Холодно в лесу, холодно!»
И. Толоконников «Лиса Потрекеевна»
Словарная работа
Развивать связную речь.
Активизировать в речи слова светит, греет, шерсть, мех, хищник, пушистый, пуховый, окраска, нюх, проворный, нора, дупло, губить, запасливая.
Материалы к занятию:
Иллюстрации к теме «зима», карточки правил поведения в зимнем лесу, подборка слайдов «Зимний лес», длинный шнур, «Животные леса», картинки следов животных, игрушки животных (заяц, лиса, белка, волк, телевизор, магнитофон, музыкальные композиции, фланелеграф с изображением лабиринта, элементы поделки, пластилин, макет с композицией «Зимний лес».
Ход НОД:
Сидя на ковре, воспитатель с детьми рассматривают картинки «Времена года».
В: Ребята, я для вас подобрала картинки. На них изображены времена года. Какие времена года вы знаете?
Д: Осень, лето, зима, весна.
В: Какая картинка подходит к нашему времени года.
Дети выбирают подходящую картинку.
В: Какое это время года?
Д: Зима.
В: Правильно. Давайте повесим нашу картинку на доску.
Воспитатель с детьми подходят к доске. На столе около доски разложены карточки с признаками времен года.
В: По каким признакам вы определили, что сейчас зима?
Д: Потому что лежит снег.
Д: На улице зимой холодно.
Д: Солнышко светит, но не греет.
Д: Люди надевают теплую одежду.
В: Назовите её.
Д: Шапки, куртки, шубы, валенки, варежки.
В: Выбирайте подходящие карточки.
Дети выбирают нужные карточки и закрепляют их на доске.
В: А вы знаете, как спасаются звери от морозов? Снять одежду и надеть другую они не могут, но у всех зверей зимой шерсть становится более пушистой и теплой.
Раздается звук электронной почты и на экране телевизора появляется изображение письма.
В: Посмотрите, ребята, нам кто-то прислал письмо. Читает письмо.
А как нам попасть в такой красивый, волшебный зимний лес? Я знаю: мы попадем туда через волшебный сугроб. Давайте оденемся и отправимся в зимний лес.
Дети и воспитатель одевают шарфики.
Воспитатель накрывает детей покрывалом и говорит слова:
Дом со всех сторон открыт
Он резною крышей крыт
Заходи ты в этот дом
Чудеса увидишь в нём.
Звучит музыка леса, на экране телевизора подборка слайдов зимнего леса.
В: Смотрите ребята, какая чудесная поляна. Лес как будто спит под пуховым одеялом. Как много снега. Дети перемещаются по группе по тропинке (шнур) с высоким подниманием бедра, имитируя ходьбу по сугробам.
Тропинка, тропинка,
Ты нас проводи,
Пойдём за тобою,
А ты впереди.
В: Посмотрите, чьи-то следы на снегу. На полу разложены картинки со следами. Мы пойдем по следам и узнаем, кому они принадлежат. Дети с воспитателем идут по следам.
Хитрая плутовка, рыжая головка.
Хвост пушистый – краса, кто же это?
Д: Лиса.
Находим по следам лису-игрушку. Изображение лисы появляется на экране телевизора.
В: Какого цвета у лисы мех.
Д: Рыжего.
В: Лиса зимой окраску не меняет. У неё хороший слух и нюх. Лисица проворный и осторожный зверь. А зачем лисе такой пушистый хвост?
Д: Согревает, следы заметает.
В: Где живёт лиса?
Д: В норке.
В: Посмотрите, здесь ещё есть следы. Дети с воспитателем идут по следам.
Чьи они?
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. Кто это?
Д: Заяц.
Находим по следам зайца-игрушку. Изображение зайца появляется на экране телевизора.
В: Какого цвета заяц зимой?
Д: Белого.
В: А летом?
Д: Серый.
В: А почему зимой заяц белый?
Д: Белая шубка помогает спасаться от врагов.
В: Ребята, вы знаете, чем питаются зайцы зимой?
Д: Корой деревьев.
Д: Мелкими ветками.
В: А что помогает зайцу заметить опасность?
Д: Большие уши.
В: Посмотрите, как заяц запутал свои следы. Для чего он это делает?
Д: Спасается от хищников.
Воспитатель подходит с детьми к макету зимнего леса. Изображение зимнего леса появляется на экране телевизора.
В: Хороша наша русская природа. Я вам расскажу о трех правилах, которые надо знать тем, кто приходит в лес в гости:
Не сори, не шуми, не губи!
Воспитатель показывает знаки «Не сори!», «Не шуми!», «Не губи!».
Запомнили! Не сори, не шуми, не губи!
Мне по нраву только тот,
Мир лесной кто бережет,
Тот, кто веток не сломает,
Тот, кто птичку не спугнет.
В: Зимой все деревья спят. Они перестают питаться и расти. Во «сне» расходуется меньше питательных веществ и тепла, что помогает деревьям выжить в холодные суровые зимы. Летом все деревья готовят себе теплые «шубы». Что это за шубы? «Шуба» для дерева — это пробковая ткань под корой, которая не выпускает тепло из дерева и не пропускает воду и воздух. Именно такая «шуба» не дает дереву замерзнуть даже в самые сильные морозы. Осенью деревья сбросили с себя листья. Опавшие листья на земле легли как теплое одеяло и защитили корни деревьев от вымерзания – согрели их.
Подходим за стол, на котором стоят тарелочки с деталями для поделки «Дерево в снегу».
В: А сейчас мы с вами выполним поделку «Дерево в снегу», чтобы лес стал еще чудеснее и красивее. Звучит песня «Зимний лес». Дети выполняют поделку и ставят на макет.
В: Какие сказочные деревья у нас получились.
В лесную чащу тихо
Вошла Зима-портниха.
Берёзки очень рады
Спасибо за наряды.
Пушистые и белые
Зима наряды сделала.
И для лесов, и для полей
Пускай им будет, потеплей.
Деревьям всем в лесочке
Зима дала платочки,
А шубы их одела-
Сама повеселела!
В: Ребята, а вы больше ничего не заметили? Подходим по следам к ели, возле которой разбросаны шишки и орехи. Посмотрите, что тут произошло? Кто здесь побывал?
Щелкает орешки мелко,
Ну, конечно, это….
Д: Белка.
В: Что она искала в шишках?
Д: Семена.
Находим по следам белку-игрушку. Изображение белки появляется на экране телевизора.
В: А вот и сама белочка. Как называется жилище белок?
Д: Дупло.
В: В дупле у белки сухо, тепло, все дырочки мхом законопатила. Белочка – очень хорошая хозяйка, аккуратная и запасливая. Лазит быстро по деревьям.
Давайте поможем белочке попасть в дупло. Лабиринт на фланелеграфе. Ребята выполняют задание.
В: Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием.
Муз. Физкультминутка «Мы попрыгаем»
В: Посмотрите, здесь еще чьи-то следы. Дети с воспитателем идут по следам.
Предок всех собак, поверь,
Этот серый хищный зверь.
Дружбу водит лишь с лисой,
Страшный он, сердитый, злой.
Д: Волк.
Находим по следам волка-игрушку. Изображение волка появляется на экране телевизора.
В: Что согревает волка зимой?
Д: Густая, плотная, теплая шерсть.
В: Цвет шерсти у волка зимой не меняется, остается серебристо – серой. У волка длинные сильные ноги и он долго может бежать.
В: А почему не видно следов медведя?
Д: Он зимой спит.
В: Теперь я приглашаю вас в «Лесную школу».
Дети садятся на стульчики за стол. На столе перед каждым ребенком комплект карточек «Признаки времён года». На экране телевизора – изображение зимнего леса.
В: В каком лесу мы сегодня побывали?
Д: В зимнем лесу.
В: С какими животными мы встретились?
Д: С зайцем, лисой, белкой и волком.
В: А сейчас мы проверим, как вы запомнили следы животных.
На экране телевизора показывается подборка слайдов «Животные леса».
Д/и «Чей след?»
В: Молодцы ребята, хорошо справились с заданием.
В: Как красиво в лесу! Снег сверкает, и все деревья прикрыл от мороза. Но нам пора возвращаться домой. Дети с воспитателем подходят к сугробу.
До свиданья, зимний лес. Рады были встрече!
Много было здесь чудес. Наступает вечер.
Нам пора идти домой в этот поздний час.
Детский сад, наш дом родной,
Он нас ждет сейчас.
В: Вам понравилось наше путешествие?
Д: Да.
В: Что вы узнали нового?
Ответы детей.
В: А что наиболее запомнилось?
Ответы детей.
Поблагодарить каждого ребенка за участие на занятии. ( Пример: Маша, ты сегодня молодец, хорошо поработала на фланелеграфе).
На этом наше путешествие закончено. Спасибо за внимание.