Вероника Захаренкова
Конспект НОД по экологии в средней группе «Лес — наш дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по экологии в средней группе
«Лес - наш дом»
Программное содержание (задачи) :
— образовательные : закреплять представления детей о лесе и его обитателях, закреплять правила поведения в лесу; дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы;
— развивающие : развивать воображение, познавательный интерес к жизни леса, его обитателям; развивать эстетический вкус, умение любоваться красотой леса
Публикация «Конспект НОД по экологии в средней группе „Лес — наш дом“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Средняя группа
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
— воспитательные : формировать бережное и заботливое отношение к лесу и его обитателям
Предварительная работа: чтение природоведческой литературы, рассматривание иллюстраций о животных, беседа, загадывание загадок просмотр презентаций «Дикие животные», «Как разговаривают дикие животные»
Оборудование и материалы: Картинки: «Дикие животные», видео «Дятел», Аудио «Голоса птиц», аудиозапись «Ручей», ноутбук, проектор, корзина с шишками, косички, письмо Сороки (за окно,
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное.
Ход НОД
1. Организационный момент (Игровая мотивация)
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг,
Здравствуй друг,
Здравствуй наш веселый круг!
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие – в лес. Хотите?
2. Основная часть
Воспитатель: Но сначала мы должны вспомнить
-Что такое лес? (Ответы детей)
-Какую пользу приносит лес? (Ответы детей)
Лес- это среда обитания многих лесных зверей и птиц. Это их дом, где находят корм и защиту. Лес- верный друг человека. Прогулки по лесу очень важны для здоровья людей. Лес- родной дом животным и растениям. Лес-украшение планеты!
Воспитатель: Прежде чем отправиться в лес, нужно вспомнить правила поведения в лесу. (Ответы детей) Можно кричать в лесу?
Можно бросать мусор?
Можно любоваться деревьями?
Можно жечь костёр?
Можно ломать деревья?
Можно ловить и уносить диких животных домой?
-Ну, вот, теперь вы готовы к путешествию. Встанем, закроем глазки, скажем волшебные слова: (Звучит музыка)
«Во круг себя обернись и в лесу окажись!»
Слайд «Лес»
- Открываем глаза - мы в лесу, не забываем правила поведения.
Воспитатель: ребята посмотрите, у нас здесь лежит письмо! давайте посмотрим от кого оно?
«Здравствуйте, дети! Рад вас видеть в моем доме- в лесу. Я с удовольствием покажу лес и, вы поймете, что здесь может быть весело и интересно!
(появление старичка Лесовичка на презентации)
Пойдемте по тропинке дальше в лес.
Воспитатель: ребята, нам старичок Лесовичек предлагает сходить на «тропинку вопросов» Вы готовы?
Воспитатель: Чтобы по ней пройти, нужно быть внимательным, много знать о лесе.
Тропинка вопросов.
1. Какое время года сейчас идёт?
2. Как называется лес, в котором растут одни дубы?
3. Как называется лес, в котором растут осины? /осинник/.
4. Что ест ёж зимой? /зимой он спит/.
5. Какое дерево носит сережки?
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы — настоящие знатоки леса!
Слайд «Лесной ручей» Музыка «Журчит ручей»
-На нашем пути - лесной ручеёк – перепрыгнем его.
Воспитатель: Давайте, присядем на полянке и немного отдохнем. Д/и игра «Чей листочек?» Слайды листочков от деревьев
Березовый, кленовый, рябиновый, осиновый, каштановый.
Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь наш старичок Лесовичок предлагает отгадать загадки.
Отгадки на слайде.
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
Из иголок колобок.
Кто свернулся здесь в клубок?
Не поймёшь, где хвост, где носик,
На спине продукты носит.
В общем, сразу не поймёшь.
Кто же это всё же?
Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая,
В сарай попала,
Кур пересчитала.
Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
Воспитатель: Как называются животные, которые живут в лесу? Воспитатель: Д/И игру "Скажи наоборот"
Медведь по величине - … (большой, а мышка - … (маленькая) ;
Черепаха ползёт - … (медленно, а заяц бежит - … (быстро) ;
У ежа шубка - … (колючая, а у лисы - … (пушистая) ;
У лисы хвост по длине - … (длинный, а у зайца - … (короткий) ;
У дуба ствол - … (толстый, а у берёзки - … (тонкий) ;
Дерево по высоте - … (высокое, а пенёк - … (низкий) ;
Кабан - … (сильный, а мышка - … (слабая) ;
Летом - … (жарко, а зимой - … (холодно) ;
Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише-
Деревцо все выше, выше!
Воспитатель: ребята, а что ещё растёт в лесу? (грибы, ягоды). Правильно. Давайте с вами вспомним, какие грибы растут в лесу?
Загадки:
Вот кто-то важный на беленькой ножке.
Он с красною шляпкой, на шляпке-горошки. (мухомор)
Разместился под сосной
Этот гриб, как царь лесной.
Рад найти его грибник.
Это белый (боровик).
Если их найдут в лесу,
Сразу вспомнят про лису
Рыжеватые сестрички
Называются (лисички).
А какие бывают грибы? (съедобные, несъедобные) А почему называют несъедобные? Почему нельзя кушать? Что ещё растёт в лесу? (ягоды). Воспитатель помогает в названии ягод, если дети затрудняются в ответе (брусника, калина, черника, голубика, ежевика и т. д.). Показ детям ягод. Ребята, а вы знаете, что ягоды как и грибы бывают съедобными и несъедобными. Показывает несъедобные ягоды (воронец колосистый, вороний глаз, волчье лыко).
Звучит аудиозапись «Пение птиц в лесу»
Воспитатель: Что мы слышим? Назовите, каких птиц вы знаете. (ворона, кукушка, соловей)
Ответы детей
Воспитатель: Какую птицу называют лесным доктором?
Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу. Для кого лес является домом?
Ответы детей
Звучит аудиозапись:
«Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они —
На планете мы останемся одни».
Воспитатель: поблагодарим Старичка-лесовичка за интересное путешествие по лесу. Обещаем соблюдать правила поведения в лесу.
Он хочет подарить вам на память дары леса, думаю. Что они вам пригодятся. (Дарит корзину с природным материалом. Уходит)
3. Итог
Воспитатель: Скажем волшебные слова: «Во круг себя обернись и в саду окажись!»
. Вам понравилось путешествие? Что понравилось? Мне очень хочется, чтобы вы были лесу настоящими друзьями. Берегите лес – наше богатство и красоту. Восхищайтесь прекрасным, как это делают художники.
Тема ООД: «Что такое лес?»
Цель: закреплять представления детей о лесе и его обитателях, закреплять правила поведения в лесу
Задачи:
Образовательные: Уточнять и закреплять представления детей о лесе, как сообществе растений и животных.
Развивающие: Развивать воображение, познавательный интерес к жизни леса, его обитателям; развивать эстетический вкус, умение любоваться красотой леса
Воспитательные: Формировать бережное и заботливое отношение к лесу и его обитателям
Материалы и оборудование: книгас изображениями диких животных,
магнитная доска, изображения животных, корзинка с природными материалами, магнитофон, аудиозапись «Голоса птиц».
Ход занятия:
I. Организационный момент «Дружные ребята» (Слайд 1)
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
(Ребята, я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и мне, чтобы у нас с вами было хорошее настроение).
II. Основная часть.
А сейчас присаживайтесь, пожалуйста, поудобнее и посмотрите, какую интересную книгу я принесла для вас. В этой книге живёт очень дружная семья, как мы с вами. Но для того, чтобы увидеть её героев, необходимо отгадать загадки про каждого из них.
В этой книге –
Увидите сами! –
Картинки живые:
С хвостами, с усами.
Бегать умеют они и летать,
Ползать и плавать,
Кусать и хватать…
Есть здесь мохнатые,
Есть и пернатые,
Стройные очень и даже горбатые,
Добрые, злые,
Наземные, водные –
Кто же они?
Догадались?. (животные).
Да, ребята, эта книга о животных. В ней поселились звери, птицы, насекомые. Слушайте внимательно загадки и вы обязательно отгадаете, о ком идёт речь. (Слайд 2,3)
- Лесом катится клубок
У него колючий бок,
Он охотится ночами
За жуками и мышами (ёж).
- Что за зверь такой лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы –
Уши больше головы (заяц).
- Здесь рыжая красавица
Вышла на тропинку,
Хочет всем понравиться –
Выгибает спинку (лиса).
-Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк).
-Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет?
Кто сушит на зиму грибы (белка).
- У неё глаза большие,
Хищный клюв – всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днём (сова).
- Ну, а это что за птица?
Не ворона, не синица.
Примостилась на суку
Раздалось вокруг: «Ку-ку!» (Кукушка).
Молодцы, ребята, вы правильно отгадали загадки о животных и теперь знаете, кто поселился в этой книге. А скажите, пожалуйста, все эти животные постоянно где живут? (в лесу). Так как они постоянно живут в лесу, как мы их называем? (дикие). Ребята, подумайте, пожалуйста, что такое лес? Да, лес – это много деревьев, кустарников, трав, растущих в одном месте. Но не только…В лесу ещё живут звери, птицы, насекомые. Лес- родной дом животным и растениям. Поэтому лес – это огромная дружная семья растений и животных. Лес- верный друг человека. Прогулки по лесу очень важны для здоровья людей. Лес-украшение планеты!
Ой, а это что такое? (из книги выскальзывает письмо). Письмо для ребят-волшебников от диких животных. Давайте прочитаем, что они нам пишут:
«Здравствуйте, ребята! У нас в лесу случилось несчастье. Из-за того, что кто-то очень неосторожно обращался с огнём, начался пожар. Растения сгорели, и теперь нам негде жить. Помогите нам, пожалуйста».
Лесные жители.
Ребята, как мне жалко диких животных. Как вы думаете, можем ли мы помочь лесным жителям? А как? (Посадить лес, ведь это их дом).
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом –
Чудеса увидишь в нём.
Ребята, такое под силу только настоящим волшебникам, закроем сейчас глаза и скажем волшебные слова: «Повертелись, покружились и в лесу мы очутились» (кружатся). Открыли глаза. Вот мы с вами и в лесу. (Слайд 4) Ой, что это за лес? Как грустно… Не слышно шелеста листьев, шороха трав, не слышно песен птиц, стрекотанья насекомых. Я думаю, если мы с вами правильно посадим лес, подует ветерок, лес зашумит листвой и сюда обязательно вернутся и звери, и птицы и насекомые, ведь это их дом.
I. Физкультминутка «Прогулка в лес».
Ребята, давайте вспомним, сколько лесных этажей или полочек (как мы их называем) мы знаем.
Есть в лесу три полочки.
Ели – ёлки – ёлочки.
Лежат на елях небеса,
На ёлках – птичьи голоса,
Внизу на ёлочках – роса.
(«Ели» - стоя на носках, руки вверх.
«Ёлки» - полуприсед, руки в стороны.
«Ёлочки» - присесть, руки вынести вперёд.)
Вот мы с вами вспомнили, что в лесу три этажа: деревья, кустарники, травы.
Практическая работа. (Слайд 5)
Какие деревья растут в лесу? (Берёза, ель, дуб – выставляем на мольберт или фланелеграф). Одни животные используют эти деревья, как столовую (для них это еда, для других животных дерево – это дом.
- Ребята, знаете ли вы, с кем дружит ель? Кто живёт в этом дупле? (Белка). Правильно, ель для белки – это дом. Давайте поселим здесь белку.
- А чем питается белочка? (Орехи, жёлуди, грибы).
- На каком дереве растут жёлуди? (На дубе).
- А орехи на чём растут? (На орешнике).
- Скажите, пожалуйста, орешник – это дерево, кустарник или трава? (Кустарник). Молодцы, давайте посадим здесь орешник для белочки.
- А какие ещё кустарники вы знаете? (Шиповник).
- Ой, ребята, что это за колючий шар под шиповником лежит? (Ёж – выставляем ежа). Как вы думаете, из чего ёж строит себе гнездо? (Из сухой травы, мелких веточек, листьев). Ну, конечно, в лесу трава растёт.
- Какую траву вы знаете? (Подорожник, крапива – сажаем). Ребята, в лесу растёт ещё мох, папортник. А цветущие ландыши, ну просто чудо – крошечные белые горошки на зелёной ножке. Попробуйте вдохнуть их аромат.
- А кто в траве такой маленький?
Больше собственного веса
Тащит этот житель леса
Груз родной семье своей
Он зовётся … муравей.
- Ребята, слышите, мне кажется, что за орешником прячется кто-то и дрожит? (заяц – выставляем).
- От кого прячется заяц? (От лисы – вот она крадётся. Давайте поселим её подальше от зайчика – там за деревьями).
- А от кого ещё прячется заяц? (От волка). Давайте-ка мы его тоже подальше от зайца поселим.
- Ребята, а почему так тихо в лесу? Кого не хватает? (Птиц).
- Каких птиц вы знаете?
Застучал дятел (выставляем на ель, закуковала кукушка (на берёзу). Кто спит днём в том дупле на дубе? (Сова).
3. Итог занятия.
Ребята, послушайте, лес ожил. (Слайд 6+ музыка шум леса)Это значит, мы с вами всё сделали правильно. Вначале мы посадили верхний этаж – деревья, потом, пониже, кустарники и затем ещё ниже – травы. Мы помогли животным вернуться в свой дом и каждый из них нашёл здесь своё место. Вот теперь это настоящий лес. Теперь он будет жить, потому что здесь есть всё : и деревья, и кустарники, и травы, и грибы, и цветы и животные. Это лес.
Лесные правила. (Слайд 7)
Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только чур не забывай.
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги.
4. Сюрпризный момент. (Связь с другими занятиями.)
(Воспитатель выставляет корзиночку с желудями, шишками, веточками).
-Это дары леса. Вот видите, ребята, как щедро он отблагодарил нас. Эти природные материалы мы будем использовать на других занятиях: на занятиях по конструированию мы сделаем зверей и птиц, на занятиях по математике мы пофантазируем, превратим их в маленьких лягушат, про которых составим и решим задачи. (Слайд 8)