Литяйкина Екатерина
Конспект НОД по экологии в подготовительной группе на тему «Лес как экологическая система»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по экологии в подготовительной группе на тему: «Лес как экологическая система»
Цель: Сформировать понятие «этажи леса». Выявить взаимосвязи между растениями и местом обитания, питания животных. Развивать у детей элементы экологического сознания: «Мы нужны друг другу на земле».
Публикация «Конспект НОД по экологии в подготовительной группе на тему „Лес как экологическая система“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Задачи: обобщить представления о растительном и животном мире; познакомить с понятием «этажи леса»; развивать познавательный интерес и любознательность к миру живой природы, воспитывать, бережное отношение к природе.
Материал и оборудование: Картины – «Лес, Ельник, Сосновы бор, Дубовая роща, Березовая роща». Карточки с цифрами от 1 до 5. Макеты деревьев (дуб, сосна, ель, береза, ольха, осина, кустов (малина, смородина, шиповник, можжевельник, мелкого кустарника (черничник, брусничник); травы, грубя, лишайники. Животные – звери (медведь, лось, белка, еж, заяц, лиса); птицы (дятел, кукушка, клест, иволга); насекомые (жук, божья коровка, бабочка, стрекоза, гусеница)
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что такое лес?
Чтобы нам это узнать, Послушайте рассказ О. Дмитриева «Что такое лес».
Садитесь поудобней и слушайте.
Жил был художник. Однажды решил он нарисовать лес. А что такое лес?
Лес - это деревья.
Взял он кисть и нарисовал берёзы, осины, дубы, сосны, ели.
Очень хорошо получилось.
Казалось, вот – вот подует ветерок, и затрепещут листочки на ветвях.
А в углу нарисовал художник человечка с длинной бородой – старичка - лесовичка. В каждом лесу должен быть лесовичок.
Повесил художник картину и уехал.
А когда приехал – увидел, что лес стал чахнуть и засыхать.
«Что случилось? Почему мой лес засох?»- Какой же это лес?- вдруг услышал художник. Тут только одни деревья.
Посмотрел художник и догадался, что с ним разговаривает лесовичок.
- Деревья ты нарисовал, да вот за деревьями леса не увидел. Разве может быть лес без кустов, травы, цветов?- продолжал лесовичек.
«Нет, не может» - и принялся художник за новую работу.
Дорисовал разнообразные кустарники, множество красивых цветов.
«Вот теперь хорошо. Настоящий лес получился»- похвалил сам себя художник. Но прошло немного времени и опять стали деревья чахнуть.
- Лес снова гибнет, сказал лесовичок, потому что нет насекомых.
Художник взял кисть и тут же на картине появились яркие бабочки, жуки.
- Ну, теперь все в порядке. Решил художник и отправился отдыхать.
А когда снова вернулся не поверил своим глазам: вместо пышного леса на картине было полчище жуков и гусениц.
- Это ты виноват, закричал художник на лесовичка. Ты посоветовал мне нарисовать этих противных насекомых.
Что же делать, как спасти мой лес! Неужели я никогда не нарисую настоящий лес?
Воспитатель: Ребята, что вы посоветуете художнику? (нарисовать птиц)
Художник дорисовал птиц.
Воспитатель: Ребята, а кого ещё забыл нарисовать художник? (животных)
Ребята, почему, когда были в лесу деревья и кусты, лес стал чахнуть?
А каких насекомых живущих в лесу вы знаете?
А почему лес погиб, когда в нём появились насекомые?
Кто спас лес от полчища гусениц и жуков?
А какие животные питаются насекомыми?
Какой лес можно назвать настоящим? (настоящий лес- это когда в нем все есть: и деревья, и травы, и грибы, и птицы, и животные)
Физкультминутка
1,2,3,4,5
Червячки пошли гулять.
Вдруг ворона прилетает,
Головой она кивает,
Каркает «Вот обед»!
Глядь, а червячков уж нет!
Воспитатель: Ребята, подойдите пожалуйста к столу.
Чтобы вам было понятнее, мы сейчас построим «пирамиду жизни».
Кто это? (белка, где живёт белка? (на дереве, чем питается белка? (шишками, орешками, грибами)
А что необходимо, чтобы выросли деревья, на деревьях шишки, орешки?
(воздух, вода, солнце, червячки для рыхления почвы)
Что произойдёт, если не буде воды, солнца, червячков? (ответы детей)
В природе все взаимосвязано. Если пропадёт одно звено, то пирамида жизни разрушится. Вот так произошло и лесом, который рисовал художник.
Воспитатель: Ребята, скажите мне пожалуйста где вы живёте? (в квартирах, домах)
Вот и в лесу, как и у нас в городе есть улицы, и этажи.
На самом высоком этаже разместились…. как вы думаете, кто? (деревья, которые любят свет – светолюбивые). Это – сосны, ели, дубы.
А какие деревья растут ниже? (тенелюбивые – это берёзы, осины, рябины).
Кто занимает этаж пониже? (кусты – орешник, шиповник).
А в самом низу растут –(ягоды, грибы, трава).
Воспитатель: У меня для вас есть маленький секрет.
Кто знает, что находится у дома под этажами? (подвал)
Смотрите, и у леса есть подвал. Что здесь находится? (корни)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что все живые организмы в лесу живут на своих этажах. Давайте попробуем их расселить (дети расставляют животных, птиц по этажам)
Почему ты поставил зайца на нижний этаж? Белка не упадет с дерева? Почему? Почему клест живет так высоко?
Воспитатель: Итак, они селятся на определенных этажах в зависимости от того, как животные и птицы передвигаются, питаются, защищаются от врагов.
Воспитатель: Ребята, обратите внимание, Лесовичок приготовил столы обеденные для зверей.
Скажите, кого мы посадим за стол с зелёной скатертью? (травоядных)
А каких с красной скатертью? (хищников, а каких за стол с красно – зелёной скатертью? (всеядных)
Физкультминутка
У лисы в лесу глухом есть нора –
Надёжный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на еле.
Под кустами ёж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый
До весны сосёт там лапу.
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло, уютно в нём.
Воспитатель: А вот на этих картинках я не вижу этажей (обратить внимание на картины «Березовая роща», «Сосновая роща»)
Посмотрите, здесь деревья растут компаниями. А компании бывают разные и называются по разному.
Вот одни дубы – это дубовая роща
Здесь берёзы – берёзовая роща.
Тут ели – ельник.
А на этой картине – дубы, берёзы, ели – это смешанный лес.
Итог занятия.
Воспитатель: Ребята, вам понравилась прогулка по лесу?
Могут ли животные обойтись без растений? А растения без насекомых?
Правильно, в лесу всё взаимосвязано, и лес с его обитателями нужно беречь.