Елена Тишина
Конспект НОД по экологии в подготовительной группе на тему: «Белая берёза — символ русской природы, символ Родины моей».
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по экологии в подготовительной группе на тему :
«Белая берёза – символ русской природы, символ Родины моей».
Воспитатель: Тишина Е. М.
Цель: Воспитывать любовь к родной природе, Родине.
Задачи:
Образовательные:
-закреплять знания детей о Родине и ее символике;
Познакомить детей с одним из символов нашей любимой Родины – березой, показать ее красоту;
- продолжать расширять представления детей о русской берёзе, о её полезных свойствах.
Темочки:
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Экология, защита природы. Конспекты
- Экология, природа. Конспекты занятий
- Темочки
- продолжать работу по обогащению словаря (спилы, чечевички, гриб-чага, берёзовый сок).
Развивающие:
-познакомить с произведениями искусства: работами известных художников, стихами лучших поэтов, а так же с русскими обычаями, обрядами, связанными с этим деревом
- продолжать развивать интерес к исследовательской деятельности;
Воспитательные:
-воспитывать у детей патриотические чувства: любовь, гордость и уважение к Родине
Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Социализация, художественно-эстетическое воспитание.
Материал к непосредственно-образовательной деятельности:
Картины о природе И. Левитана, И. Грабаря, А. Саврасова, А. Куинджи. Дидактические игры «Вырасти дерево», «Найди лист берёзы», «От какого дерева кора?», «Можно-нельзя», баночки с водой, кусочки коры от разных деревьев, спилы берёзы, изделия из бересты, атласные ленточки, магнитофон
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением леса. Беседы о природе леса. Чтение художественных произведений И. Соколова-Микитова, Н. Верзилина, Г. Скребицкого, стихи «Березка» И. Прокофьева, «Березка» В Рождественского, И. Бунина, А. С. Пушкина, «Береза – символ России» Г. Садовской, «Русская березка» А Прокофьева, Рассматривание репродукций картины И. Левитана «Берёзовая роща», И. Грабаря «Февральская лазурь», А. Куинджи «Березовая роща», А. Саврасова «Ранняя весна»
Ход непосредственно-образовательной деятельности.
Мотивация к деятельности:
Входит воспитатель (в русском сарафане).
-Здравствуйте, дети! Чтобы у всех было хорошее настроение – посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Садитесь.
Воспитатель : Предлагаю послушать мелодию.
-Что вы услышали? (шум леса)
-А кто из вас ответит на вопрос: что такое лес?
Дети: лес – это место где растет очень много разных деревьев.
Воспитатель: Кто отгадает загадку, тот и назовет тему нашего занятия.
В сарафане белом ходит.
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей.
Ствол белеет, шапочка зеленеет.
Стоит в белой одежде, свесив серёжки. Что это? (Береза)
- А как можно сказать ласково?
Ответы детей: березка, березонька
Вот и вы отгадали тему занятия.
А если конкретно, то тема звучит так «Белая берёза – символ русской природы, символ Родины моей».
-Сегодня вы узнаете много интересного и познавательного о березоньке.
(слайд с изображением березки в разные времена года)
Стихотворение «Моя береза» читает ребенок
Каждый день я вижу
Березу у окна.
И нет подруги ближе,
Милей мне, чем она!
Зеленой легкой дымкой
Окуталась весной,
И ветер-невидимка
Колышет лист резной.
А летним днем струится
Она живым шатром.
В листве щебечут птицы,
Порхая за окном.
Лишь осень золотая
Лист опалит огнем,
Березка облетает,
Тоскует под дождем.
Укрытая снегами,
Стоит она зимой
В расшитой жемчугами
Накидке кружевной.
Воспитатель:
Дерево является символом силы, могущества, мудрости и плодородия. У каждой страны есть свой символ среди деревьев. В них отразилась душа народа, его история и традиции. Россию называют краем белоствольных берез. Она вдохновляет русских поэтов и художников на создание прекрасных произведений.
«Березка» В. Рождественский (читает ребенок)
Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Березка зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Они на опушке лесной.
Наряд ее легкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И столько задумчивых песен
Поется в народе о ней!
Он делит с ней радость и слезы,
И так уж она хороша,
Что кажется – в шуме березы
Есть русская наша душа.
Воспитатель:
А сколько рек, сёл, деревень названо в честь нашей весёлой берёзки!
Река Березина, Берёзово, Березники и т. д.
Когда великий русский композитор М. И. Глинка (Портрет) возвращался на родину, то, переехав границу, он остановил свой экипаж, вышел на дорогу и низко поклонился белой березке, как символу своей Родины.
Известно, что ни в одной стране нет столько берез, как у нас. Со времен глухой старины вошли в нашу жизнь березки. Мила она русскому человеку. Береза и в загадках, и в сказках, и в песнях.
-Сейчас, я предлагаею,всем вместе сводить хоровод, как это было раньше, под русскую народную песню : Во поле береза стояла
(русская народная песня)
Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли, стояла.
Некому березу заломати,
Некому кудряву заломати,
Люли, люли, заломати.
Как пойду я в лес, погуляю,
Белую березу заломаю,
Люли, люли, заломаю.
Срежу я с березы три пруточка,
Сделаю себе я три гудочка,
Люли, люли три гудочка.
Четвертую балалайку,
Пойду я на новые сени,
Люли, люли на сени.
Стану в балалаечку играти,
Стану я милого будити.
Люли, люли, будити:
Встань ты, мой милый, проснися,
Ты, душа моя, пробудися.
Люли, люли пробудися.
Пойдем в терем веселиться.
Пойдем в терем веселиться,
Люли, люли, веселиться.
Воспитатель: (слайд картины Левитана «Березовая роща, И. Грабаря «Февральская лазурь», А. Куинджи «Березовая роща», А. Саврасова «Ранняя весна»
Воспитатель:
Вокруг посажено много берез, я знаю, вы очень бережно относитесь к ним. Они, действительно, радуют нас своей красотой в разное время года.
- Посмотрите ребята картину И. Левитана «Берёзовая роща», с какой любовью изображали уголки своей природы. На картине изображена красавица – береза. За свою красоту береза стала символом России.
Воспитатель:
Ребята, что это?
Дети: (кора)
Воспитатель:
Правильно- это кора берёзы, которую называют берестой. Почему берёзу называют белоствольной. Береста - это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека. Но в белой коре - бересте есть отдушины: черные черточки. Они называются чечевички, через них береза дышит. В древности люди писали на коре, она заменяла бумагу. В годы войны пекли из коры хлеб. Из березовой коры делали сумки, сосуды для питья, плели лапти, лукошки, шкатулки (показ изделий).
- Посмотрите, перед вами лежат кусочки бересты.
(Дети рассматривают бересту).
Воспитатель: А сейчас поиграем.
Игра «Найди кору березы».
На подносе лежит кора осины, березы, клена дети с завязанными глазами на ощупь определяют кору березы.
Физкультминуткa : «Бeрёзка».
Мы бeрёзу пoсaдили, (выпрямиться)
Мы вoдoй её полили (руки согнуть к плечам, ладонями вперёд)
И бeрёзка подросла (потянуть руки вверх)
К солнцу ветки подняла,
А потом их наклонила (руки вниз, спина прямая)
И ребят благодарила (поклоны головой).
Воспитатель:
- Береза, не только красивое дерево, но и лечебное, еще в древности люди отметили многие полезные свойства. Весной собирают почки, из них делают лекарства. Сережки березы служат кормом для птиц. Летом готовят березовые веники, ими парятся в банях, так как в березовых листочках много полезных веществ.
Проводится игра «Найди лист березы».
Рассыпаны листья разных деревьев, дети под музыку собирают листья березы в большую корзинку, а листья других деревьев собирают в маленькую корзинку.
Игра «Вырасти дерево».
Сложить картинки последовательности прорастания дерева. Дерево растет, и у него растут все его части. Дети, называют и выкладывают картинки в последовательности семя березы, отросток, ствол, веточки с почками, листочки, сережки.
Игра «Сколько лет берёзе?».
- Дерево растет, и у него растут все его части. Ствол становится толще. Недавно спилили берёзу в лесу. Хотите узнать, сколько ей лет? Вот это спилы с берёзы. Здесь видны кольца. (Показывает через увеличительное стекло).
Дети рассматривают спилы деревьев и называют свойства, признаки дерева (твердоё, шероховатое, коричневого цвета, не тонет в воде, имеет запах). Как вы, думаете, что может нам помочь сосчитать, сколько лет дереву? (количество колец, если кольцо широкое, то значит благоприятный год, а если кольцо узкое- то нет).
Воспитатель:
- Ребята, вы запомнили, как нужно определять, сколько лет дереву?
Дети: Нужно посчитать кольца. Сколько колец, столько и лет.
Воспитатель:
Попробуйте самостоятельно определить сколько лет дереву.
Дети самостоятельно определяют возраст березе по спилам.
Воспитатель:
Каждый день я вижу
Березку из окна,
И нет подружки ближе,
Милее, чем она!
Я думаю, мы убедились, что береза – очень красивое ценное дерево, поэтому мы должны беречь и заботиться о ней.
Воспитатель: дети, а нужно заботиться о деревьях, которые растут на территории нашего детского сада?
Дети: да!
-На Руси с большим почтением относились к березе и даже считали, что Береза - богиня всех богатств на земле. Не зря ее называли - Берегиня.
У березки есть даже свой праздник – троицын день, который существует издавна и длится (в начале июня) 5 дней. Все эти дни девушки надевали самые нарядные одежды (примерно такие, как у меня: русский сарафан и кокошник) и шли в березовую рощу. Они чествовали березку, только что надевшую зеленый наряд; подарками ее оделяли. Девушки украшали ветки лоскутками, лентами; подвешивали сладости, водили хороводы, плели венки, пели песни и веселый пир устраивали. Пойдемте и мы сегодня в гости к Березке.
(выходим на улицу к березке).
Воспитатель: Сейчас поиграем в игру «Завяжи ленточку на березке»
Игра «Завяжи ленточку на березке» (при этом нужно назвать пословицу или примету)
Дети по одному подходят в березке, повязывают ленточку и называют пословицы, приметы про березу.
Пословицы:Дети
Сломать берёзу – секунда, вырастить – года.
Кто с берёзы кору снимает, тот её убивает.
И у берёзки слёзки текут, когда с неё кору дерут
Берёзоньки, как девоньки, в сарафанчиках беленьких.
Береза ума дает (о розгах)
Не бывать ветке толще ствола.
Кривая берёза не удержит снега, плохой человек не сдержит слова
- А какие приметы вы знаете, которые связаны с русской красавицей?
Иней на берёзах – к морозу.
Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету.
Если листья на берёзе появятся раньше, чем у клёна, лето будет сухое.
Когда берёза станет распускаться – сей овёс.
Лопаются сережки - пора сеять хлеб
Игра «Можно-нельзя.» (Дети отвечают хором).
• Ломать ветки деревьев и кустарников - нельзя.
• Сажать больше деревьев – можно.
• Ходить и топтать на лугах цветы – нельзя.
• Ходить только по тропинкам – можно.
• Рвать большие букеты цветов – нельзя.
• Любоваться ими – можно.
• Оставлять мусор в лесу – нельзя.
• Собирать мусор в яму и закапывать его – можно.
• Разжигать костры в лесу – нельзя.
• Беречь лес от пожара – можно.
• В лесу шуметь – нельзя.
• Разорять птичьи гнёзда, муравейники и норы зверей – нельзя.
Быть другом животных – можно.
Воспитатель: (читает стихотворение «Будь человеком, человек!»
Если здорова природа, будет здоров человек
Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой;
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»
В тревоге море и леса
Роса на травах, как слеза,
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!»
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»
Остановил олень свой бег:
«Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги.
Ты береги нас, береги!»
Смотрю на глобус –
Шар земной,
Такой прекрасный и родной.
И шепчут губы: «Сберегу!
Я сберегу вас, сберегу!
Мы должны беречь природу, чтобы быть здоровыми. Молодцы! Посмотрите, мы все собрались около березки! Поиграли.
Воспитатель:
Вот и подошел к концу наш разговор о русской березке. Пусть каждый из нас в душе хранит особое отношение к простому деревцу, русской березке символу нашей России.
Ребенок:
Благодатная Берёза –
России символ, красоты,
Неподвластная невзгодам,
Ты - кладезь сил и доброты!