Ольга Чильчигешева
Конспект НОД по экологии в старшей группе «На лугу у реки золотые огоньки»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА НОД: «На лугу у реки, золотые огоньки».
ЦЕЛЬ: Создание условий для закрепления знаний о строении и назначении одуванчика.
ЗАДАЧИ:
• Создать условия для обогащения представлений детей о лекарственных растениях
• Развивать у детей любознательность, наблюдательность, творческое воображение детей.
• Упражнять в ориентировке в пространстве.
• Развивать у детей зрительные, слуховые, тактильные ощущения. .
• Развивать умение слушать и понимать обращенную речь, участвовать в коллективном разговоре.
• Создать обстановку радостного непринужденного общения детей.
Публикация «Конспект НОД по экологии в старшей группе „На лугу у реки золотые огоньки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Реки и озера
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
• Воспитывать гуманное отношение к природным объектам.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: Карточки с частями цветка, мнемотаблицы, лупы, деревянный брусок.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ: прогулка (НОД проводится на открытом воздухе, в первую половину дня).
ГРУППА : старшая
МЕТОДЫ: словесные, наглядные, практические.
ПРИЁ МЫ: игровые (дидактические игры, подвижные игры, словесные (беседа, использование загадок, стихотворений, этюд.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: беседа и занятия лекарственных о растениях; наблюдения за особенностями внешнего вида растений; составление рассказов о растениях, заучивание стихотворений об одуванчиках
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: корень, стебель, соцветие, перенос семян, размножение растений.
Ход НОД:
Воспитатель собирает детей на участке.
Этюд «Цветок моего настроения»
Воспитатель предлагает детям выложить цветок настроения из лепестков. Если радостное, веселое настроение нужно взять яркий блестящий лепесток; спокойное – лепесток белого цвета; грустное мрачное настроение – черный лепесток.
- Посмотрите, какой красивый цветок! А сейчас я вам открою небольшой секрет – наше настроение зависит от наших мыслей. Поэтому, если вы будете думать только о хорошем, светлом, то и настроение у вас будет радостным и блестящим. И даже если кто-то пришел с грустным настроением, то после нашего круга, я думаю, настроение у него будет таким же блестящим, как наш цветок. А теперь давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.
Загадывание загадок
Глазок золотой на солнце глядит
А как солнце нахмурится,
Глазок прищурится. (Одуванчик)
На лугу у реки
Золотые огоньки,
Дождь заморосил,
Огоньки пазолил. (Одуванчик)
Я шарик пушистый, белею в поле чистом.
А дунул ветерок – остался стебелек. (Одуванчик)
Беседа
- Где растут одуванчики и как их можно узнать?
- Какой месяц можно считать временем одуванчика?
- Чем одуванчик отличается от других цветов?
- Чем полезен одуванчик? (Лекарственное растение, пчелы собирают нектар)
Чтение наизусть стихотворений об одуванчике детьми
В летний солнечный денек
Золотой расцвел цветок.
На высокой тонкой ножке
Все дремал он у дорожки,
А проснулся –
Улыбнулся:
- Вот пушистый я какой!
Ах, боюсь,
Что разлечусь.
Тише ветер луговой!
Уронило солнце лучик золотой.
Вырос одуванчик, первый, молодой.
У него чудесный золотистый цвет.
Он большого солнца маленький портрет.
Носит одуванчик желтый сарафанчик.
Подрастет, нарядится в беленькое платьице,
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.
Ассоциации «На что похож одуванчик»
Подвижная игра «Солнышко и дождик» (игра на внимание)
Закрепление строения одуванчика
- Что изображено на карточках? (корень; стебель; соцветие, семена)
Определяем, что цветок состоит из корня (корень - всему основа, он удерживает растение в земле, дает ему питательные вещества и влагу, стебля (стебель придает растению форму, он несет на себе листья и цветы, переносит соки от корня к листьям и цветкам, листьев (листья есть у каждого растения, но у всех растений листья разные, обратить внимание на форму листа одуванчика, соцветия – желтого цвета, и вызревшего - с семенами белого, воздушного (цветок – украшение растения, яркие лепестки и особенный аромат привлекает насекомых, которые слетаются на сладкий нектар и опыляют растения).
Эксперимент «Что внутри»
Дети рассматривают растение, любуясь на сочную зелень. Выясняют, как вода из корешков попадает к листьям (она прошла через стебельки). Уточняют, что для этого в стебельках должно быть отверстие. Предположение проверяют, рассматривая срез стебля, найденного на участке сорванного одуванчика, через лупу. Сжимают пальцами стебель, выясняют, что в нем есть вода. Рассматривают с помощью лупы деревянные бруски. Погружая в воду, определяют наличие в брусках отверстий для прохождения воды
Игроритмика
Мы идём дорожками, мы идём тропинками. Ходьба друг за другом.
На носочки встанем, до радуги достанем. Ходьба на носках.
Быстро- быстро побежим, мы на облаке летим. Лёгкий бег.
Чтоб цветочки не помять, Ходьба с высоким
Нужно ножки поднимать. подниманием колен.
Низко-низко приседаем,
Словно гномики шагаем. Ходьба в приседе.
Составление рассказа «Путешествие семечка» (мнемотаблица)
Схематическое изображение.
1. Зрелый одуванчик – отлетающее семечко «парашютик»
2. Зима – снег
3. Весна, солнце – появляется росток
4. Цветущий одуванчик
5. Вопросительный знак (продолжить рассказ)
- Какие необходимы условия для переноса семечка?
- Какие условия необходимы для роста растения?
Дыхательная гимнастика «Подуй на одуванчик»
Игра на внимание «Высоко – низко» (смехотерапия)
Воспитатель. Фейерверк - высоко, ну а травка – низко,
Облака – высоко, ну а лужи – низко,
Солнце в небе - высоко, а цветочки – низко,
Радуга – высоко, ну а гномы – низко.
Я буду называть слова, а вы будете показывать: если высоко, нужно встать на носочки и поднять руки вверх, если низко - присесть.
Если дети ошибаются, воспитатель шутит:
-Облако с неба в лужу упало.
-Травка зелёная стала летать.
-Солнце по земле гуляет.
-Гномы бабочками стали.
-Радуга растёт на травке.
-Лужи в небо улетели.
-Цветы по небу летают, кто же их там поливает?
-Вырос в травке фейерверк!
Итог занятия
- Какие вы знаете лекарственные растения?
- Почему нужно беречь и охранять их?
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников».- М. : ВАКО, 2007. 240 с.
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинкина В. В. «Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». – М. : ТЦ Сфера, 2004.-192 с.
3. Дьяченко В. Ю. «Естествознание, изобразительное искусство, художественный труд: тематическое планирование занятий». -Волгоград: Учитель, 2007. – 271с.
4. Харина Е. Ф. «Прогулка – не пустяк!» // «Воспитатель ДОУ» № 5/2007, с. 42
Федоровская О. М. «Двигательный режим дня» // «Воспитатель ДОУ» № 2/2008, с. 76