Надежда Коскина
Конспект НОД по валеологии в старшей группе. «Наши помощники — органы чувств»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по валеологии в старшей группе
"Наши помощники-органы чувств".
Цель. Закрепить знания об органах чувств. Уточнить, какое значение для человека имеют вкус, слух, зрение, обоняние и осязание в познании мира. Воспитывать потребность быть здоровым. Учить передавать различные эмоциональные состояния. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Способствовать развитию уверенности в себе.
Публикация «Конспект НОД по валеологии в старшей группе, „Наши помощники — органы чувств“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы чувств человека и их назначение
- Осанка. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
Предварительная работа.
Ежедневное выполнение пальчиковой гимнастики, массажа волшебных точек головы, зрительной и артикуляционной гимнастики, дыхательных упражнений. Дидактические игровые задания «Узнай на ощупь», «Твердый — мягкий», «Угадай, что за звук», «Определи на вкус». Беседы, направленные на формирование санитарно-гигиенических навыков. Чтение художественных произведений, отгадывание загадок, знакомство с книгой «Правила поведения для воспитанных детей».
Материал.
Цветок с пятью лепестками, с изображением органов чувств, загадки об органах чувств человека, зеркала, для проведения артикуляционной гимнастики, яблоко, мандарин, банан, печенье, капуста, конфеты - для игры «Определи на вкус», шоколад, чеснок, лимон, апельсин – для игры «Узнай по запаху», медальки для детей, шарф для игры «Жмурки».
Воспитатель!
Ребятки, сегодня мы получили приглашение посетить Институт здоровья. Побываем в разных лабораториях, где проводят исследования органов чувств человека. Сколько органов чувств у человека? Какие органы чувств вы знаете? (ответы детей).
Посмотрите, здесь растет волшебный цветок. Он нам сейчас и поможет узнать, правильно ли вы ответили (5лепестков, значит органов чувств 5).
А теперь откроем лепестки. Смотрите, 1 лепесток это –глаза, 2 лепесток—это уши, 3 лепесток—это носик,4 лепесток—это руки, 5 лепесток—это язык) Молодцы! Садитесь на стульчики!
Воспитатель: Заходим в первую лабораторию. Я загадаю вам загадку, а вы, отгадав ее, поймете, какой орган чувств, здесь исследуют.
На ночь два оконца сами закрываются,
А с восходом солнца сами открываются.
Воспитатель. Скажите, а глаза это органы слуха? (Дети отвечают: зрения).
А для чего людям нужны глаза? Правильно, глазами мы видим мир.
Разберемся вместе, дети,
Для чего глаза на свете?
И зачем у всех у нас
На лице есть пара глаз?
Чтоб текла из них слеза?
Ты закрой глаза ладошкой,
Посиди совсем немножко:
Сразу сделалось темно,
Где кроватка, где окно?
Странно, скучно и обидно
-Ничего вокруг не видно.
Женя хочет быть пилотом
-Править быстрым самолетом:
Все моря на белом свете
Переплыть мечтает Петя,
Будет Николай танкистом,
А Сергей парашютистом,
Станет снайпером Илья…
Но для этого, друзья,
Кроме знанья и уменья
-Всем необходимо зренье!
Воспитатель: А чтобы глаза хорошо видели, надо делать специальную гимнастику.
Проводится комплекс зрительной гимнастики:
1. на 3-5 секунд закрыть глаза, затем широко открыть (6-8 раз).
2. Быстро моргать в течение 10-15 секунд. Повторить упражнение 3 раза с интервалом в 7-10 секунд.
3. Потереть ладони друг о друга и легко, без усилий положить их на предварительно закрытые глаза на 30-40 секунд. Затем опустить руки и открыть глаза.
Воспитатель: А только ли людям нужны глаза? (ответы детей). А знаете ли вы, что
У всех представителей животного мира разные глаза. Это связано с тем, что глаза приспособлены к той среде, в которой их обитатели живут.
"Глазные пятна", воспринимающие свет есть даже у простейших животных. Воспринимают свет даже растения, поворачивая к нему свои листья. Но "глазные пятна не способны воспринимать изображение, они лишь реагируют на свет.
Рыбы хорошо видят предметы, расположенные вблизи.
Лягушка видит только движущиеся предметы. Чтобы рассмотреть неподвижный предмет, ей самой необходимо начать двигаться.
У раков глаза расположены на специальных антенках - стебельках, выдвигаются далеко вперед и могут сами по себе вращаться, когда рак неподвижен. И еще у раков есть глаз на хвосте, который помогает ориентироваться когда рак пятится назад.
А вот у морских звезд есть по одному глазу на конце каждого луча.
У совы и филина глаза большие, но неподвижные, зато голова вращается вокруг своей оси по полному кругу. К тому же видят они в темноте. Правила гигиены и безопасности.
- Читать, рисовать надо только при хорошем освещении. При этом нужно, чтобы расстояние от стола до глаз было не меньше 30 см.
- После длительного напряжения глаз рекомендуется поднять голову и посмотреть вдаль.
- Нельзя смотреть без темного стекла на солнце, сварку и другие яркие предметы. А вот зеленый цвет растений благоприятно воздействует на зрение.
-Нельзя долго смотреть телевизор, если смотришь, нужно, чтобы был еще источник света, т. к. яркий экран телевизора и темнота в комнате создают неблагоприятные условия для глаз. Нельзя сидеть близко к экрану.
- Опасно тереть глаза руками, особенно если они грязные. Если в глаз что-нибудь попало, нужно промыть его водой. Если мусор не вынимается, нужно срочно обратиться к врачу.
Воспитатель: Скажите, какие правила гигиены и безопасности нужно соблюдать?
(ответы детей).
Рассматривают альбом:
Не смотреть близко телевизор, нельзя долго смотреть телевизор, не читать в темноте, не смотреть на солнце, сварку и яркие предметы без темного стекла, не надевать чужие очки, не тереть глаза грязными руками быть осторожными с острыми и колющими предметами: с ножницами, иголкой, спицами.
Воспитатель: Входим во вторую лабораторию. Снова нам придется отгадать загадку:
Два брата на одной голове живут,
Все слышат, а друг друга не видят.
Воспитатель: Уши это органы слуха.
Тихо говорит «Встаньте» (дети выполняют). Почему вы встали?
Дети: Потому, что услышали.
Воспитатель: Чем вы это услышали?
Скажите, а для чего человеку уши? (ответы детей)
Как вы думаете, чтобы научиться говорить, уши нужны?
Какие правила надо соблюдать, что бы уши хорошо слышали и не болели?
(ответы детей).
Объясните смысл поговорки: «В одно ухо влетело, в другое вылетело».
Вы у меня не такие?
Проводится игра «Узнай по голосу». 2-3 раза.
Воспитатель. А теперь садитесь на стульчики. Мы с вами знаем. Что звуки бывают разными. Попробуйте угадать, что я сейчас буду делать. Спрятав руки за ширму, воспитатель производит действия, сопровождающиеся звуковыми явлениями (переливает воду из одной банки в другую, шелестит бумагой, стучит ложками, мешает чайной ложкой в чашке, разрывает бумагу, разрезает ножницами).
№3 Переходим в третью лабораторию.
Воспитатель: Чтобы узнать, чем здесь занимаются, нам придется отгадать загадку. Вот гора, а у горы, две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит, то заходит, то выходит
Что на лице у нас одно?
Между двух светил, в середине я один. (нос)
Воспитатель. Для чего нам нужен нос?
(ответы детей: чтобы дышать, чтобы чувствовать запахи).
Воспитатель. У меня для вас есть очень полезное стихотворение. «Зачем носик малышам?» Ю. Прокопович
Есть прямые носики,
Есть носики - курносики.
Очень нужен всякий нос
Раз уж он к лицу прирос.
Жарким летом на лужочке
Носик нюхает цветочки
На полянке — землянику,
В грядке — спелую клубнику.
В огороде чует нос
Где чеснок и лук подрос.
В доме может так случиться,
Носик тоже пригодится:
Он найдет в шкафу варенье,
Где конфеты и печенье,
Где в буфете шоколадки
Или сок, в бутылке сладкий.
Апельсины кто принес?
Все пронюхает наш нос.
Даже помнит он каков
Запах маминых духов,
Нос не должен быть простужен,
Нос здоровый всем нам нужен,
Чтобы сон, когда придет,
Тихо спать, закрывши рот.
Еще можно пожелать:
Пальцем в нос не залезать.
Днем на солнце не сидеть-
Носик может обгореть.
А зимой, в большой мороз
Не высовывать свой нос!
Ну, теперь понятно вам,
Зачем носик малышам?
Воспитатель: А теперь проверим, как ваши носики дышат.
Проводится дыхательное упражнение. (Встаньте, распямите плечи. Вдохнуть глубоко через нос и медленно выдохнуть. Повторить 3-4 раза.)
Затем проводится игра «Узнай по запаху».
Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в баночках. (шоколад, апельсин, лук, лимон).
Воспитатель. Как можно еще определить, что это за продукт, не видя его? (Ответы детей: на вкус.) В следующей 4 лаборатории изучают именно этот орган чувств — язык.
Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. Скажите, что бывает сладким (горьким, кислым, соленым?
(ответы детей).
Давайте поиграем с язычком. Артикуляционная гимнастика (с зеркалами).
«Мячик»
«Часы»
«Лошадка»
Воспитатель. А сейчас мы проверим, как различает разные вкусы ваш язычок.
Игра «Определи на вкус».
(дети с закрытыми глазами определяют на вкус разные продукты (яблоко, банан, морковь, капусту, печенье, мандарин)
Воспитатель. Давайте возьмемся за руки и вспомним наш девиз.
Как мы весело живем,
Дружно песенки поем,
Можем весело смеяться,
Пошутить побаловаться,
И поспорить иногда,
Ну а драться -- никогда!
Воспитатель. Вот мы с вами оказались в последней 5 лаборатории. Как вы думаете, что здесь изучают? (ответы детей: руки). Это органы осязания.
(Проводится игра-массаж).
Начинаем игру –массаж.
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь со всеми,
Никого не обойду.
С ноготками поиграю.
Друг о друга их потру,
Потом руки помочалю,
Плечи мягко разомну,
Затем руки я помою,
Пальчик в пальчик я вложу
На замочек их закрою,
И тепло поберегу
Вытяну я пальчики,
Пусть бегут, как зайчики
Раз, два, Раз, два,
Вот и кончилась игра.
Воспитатель. Давайте узнаем, какие ваши руки, ваши органы осязания.
Проводится игра «Жмурки».
Воспитатель. Вот и закончилась наша экскурсия по институту здоровья. Мы говорили о значимости наших органов чувств, о том, как они нам помогают.
Есть целых пять помощников на службе у тебя,
Не замечая, ты их используешь шутя.
Глаза тебе даны, чтоб видеть.
А уши служат, чтобы слышать.
Язык во рту, чтоб вкус понять,
А носик –запах различать,
И две руки—чтобы потрогать.
Только вот у меня к вам один вопрос: кто же в первую очередь должен заботиться о ваших органах чувств, о ваших помощниках (ответы детей?
А теперь мы улыбнемся,
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу на прощанье,
Мы подарим пожеланье.
(Дети говорят друг другу добрые пожелания).
Всем детям воспитатель дарит медальки-цветочки с символикой органов чувств.