Елена Побирей
Конспект НОД по валеологии для детей старшего дошкольного возраста «Будь здоров!»
▼ Скачать + Заказать документы
«Будь здоров!»
Автор – воспитатель Побирей Е. Н. МДОАУ ДС № 14 г. Благовещенска Амурской области
Цель: Дать четкое представление детям о том, что здоровье зависит от человека, за здоровьем нужно следить, его нужно беречь, сохранять и поддерживать.
Программное содержание:
Продолжать формировать представление детей о том, что здоровье, это одна из основных ценностей человека; пополнить знания детей о зависимости здоровья от образа жизни человека, о его составляющих.
Публикация «Конспект НОД по валеологии для детей старшего дошкольного возраста „Будь здоров!“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осанка. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Познакомить со строением и функцией пищеварительной системы, показать значение питания в жизни человека, дать понятие о том, что правильное питание – это залог здоровья.
Закреплять знания, о том какие продукты полезны, а какие вредны для организма, подвести к пониманию того, что не всё вкусное полезно
Развивать у детей аналитические способности, интерес к исследовательской деятельности.
Учить делать умозаключенения, выводы.
Воспитывать у детей желание заботиться о своём здоровье, стремление вести здоровый образ жизни.
Создать условия для творческой деятельности детей, развивать моторику пальцев рук, воспитывать желания заботится о близких людях.
Предварительная работа: Беседа о здоровье, рассматривание иллюстрации на темы сохранения здоровья, знакомство с «Пирамидой питания», «Гигиена питания», «Виды закаливающих мероприятий» и т. д., дидактические игры «Подбери, что полезно для зубов, а что не полезно», «Поход в магазин», «Сварим борщ»,«Как мы можем помочь нашему организму»
Обогащение словаря детей: органы, пищеварительная система, слюнные железы, глотка, пищевод, желудок, желудочный сок, тонкая и толстая кишка, питательные вещества.
Материалы и оборудование: «Древо здоровья» человека, таблица «Строение пищеварительной системы», материал к играм «Чтобы быть здоровым», перфокарты для игры «Что разрушает здоровье, а что укрепляет?»; бутылка пепси, драже «Ментос», широкая ёмкость для опыта; материал для лепки – пластилин, трафареты фруктов, стеки, влажные салфетки, досточки для лепки, макет корзины для фруктов; грамм запись; карандаши красного и зелёного цветов.
План
1. Вступительная беседа
2. Сообщение темы НОД
3. Рассказывание легенды
4. Называние пословиц и поговорок о здоровье
5. Рассматривание «Древа здоровья»
6. Игра «Чтобы быть здоровым»
7. Физкультминутка
8. Рассматривание таблицы «Строение пищеварительной системы»
9. Игра с перфокартами «Что разрушает здоровье, а что укрепляет?»
10. Опытническая деятельность
11. Художественно-творческая деятельность детей (изготовление угощений)
12. Анализ НОД
Ход НОД
Организационный момент
В: Ребята к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними и друг другом.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
А если каждый улыбнётся –
То утро доброе начнётся.
В: Ребята, вы ведь не просто поздоровались, вы подарили друг другу частичку здоровья, потому, что вы сказали: "здравствуйте! " Это значит - здоровья желаю.
Сообщение цели НОД
В: Сегодня мы с вами будем говорить об одной из главных ценностей человека, о его здоровье
Основная часть
Рассказывание легенды
В: Ребята, я хочу вам рассказать одну легенду.
“Давным-давно, на горе Олимп жили – были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить на планету Земля. Стали решать, каким должен быть человек. Один из богов сказал: “Человек должен быть сильным”, другой сказал: “Человек должен быть умным”, третий сказал: “Человек должен быть здоровым”. Но один из богов сказал так: “Если всё это будет у человека, он будет подобен нам”. И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. А один из богов сказал: "Здоровье надо спрятать в самого человека". Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!».
В: Значит, здоровье-то оказывается спрятано и во мне, и в тебе, и в тебе, в каждом из нас.
В: Ребята, а как вы думаете, зачем и почему боги решили спрятать здоровье в самого человека?
Д: Человек должен сам беречь здоровье, следить за ним, сохранять и поддерживать
В: Ребята, а как вы понимаете, что такое здоровье?
Д: Здоровье - это то, что человек должен беречь, это сила, ум, это, когда у человека все получается, это, когда человек не болеет, состояние организма, при котором правильно функционируют все его органы, это когда у человека со здоровьем всё благополучно
В: Правильная, нормальная работа организма, его полное физическое и душевное благополучие.
В: Немало пословиц и поговорок сложено о здоровье русским народом. Какие вы знаете, назовите.
Называние пословиц и поговорок о здоровье
«Здоровому врач не нужен»
«Здоровье – дороже богатства»
«Здоров буду – и денег добуду»
«Смех и сон – лучшее лекарство»
«Меньше болей – будешь здоровей»
«Дал Бог здоровья, а счастье найдёшь»
«Береги платье снову, а здоровье – смолоду»
«Болен - лечись, а здоров – берегись»
«Деньги потерял – ничего не потерял,
время потерял – много потерял,
здоровье потерял – всё потерял»
«Здоровье ни за какие деньги не купишь»
Рассматривание «Древа здоровья»
В: Здоровье человека можно образно сравнить с древом. Корни дерева – это то, что нам дано природой от родителей (Здоровье, полученное от родителей). Ствол - это образ жизни человека. Ветки это наше поведение или отношение к своему здоровью, все наши привычки. А будет ли древо расти, цвести и плодоносить или погибнет, зависит от человека.
В: Давайте по очереди выберем ту картинку, на которой на ваш взгляд изображён здоровый образ жизни человека, объясняя свой выбор. (На столе перед детьми сюжетные картинки в форме листьев и цветов с изображением продуктов питания, спорт, режим дня, соблюдение правил гигиены, закаливающие процедуры, игра у компьютера, вредных привычек и т. д.)
Игра «Чтобы быть здоровым»
Физкультминутка
Быстро встали, улыбнулись
Выше, выше потянулись
Ну - ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Руками коленей коснитесь
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали
В: Ребята, как вы думаете, что является основой нашего здоровья? – Дети: Конечно же, правильное питание!
Рассматривание таблицы «Строение пищеварительной системы»
В: Посмотрите на картинку. Как вы думаете, что здесь нарисовано? Все эти органы вместе составляют пищеварительную систему. Сначала пища попадает в рот, где находятся зубы, которые пережевывают пищу, слюнные железы смачивающие пищу, язык, который помогает не только проталкивать пищу в глотку, но и определять её на вкус.
Затем пища проходит через пищевод и попадает в желудок. Здесь выделяется желудочный сок, который помогает переварить пищу. В тонкой кишке происходит окончательное переваривание пищи и всасывание питательных веществ в кровь.
Тонкая кишка переходит в толстую. Ненужные вещества выходят из организма.
В: Для чего нужна пища человеку?
Д: Пища поставляет нашему телу необходимую роста и обновления клеток энергию.
В: Может ли человек обходиться без пищи и почему?
Д: Если человек долго не ест, он испытывает чувство голода, усталость, слабость. При длительном голодании человек слабеет, через 2 – 3 дня начнутся «голодные» обмороки, а через 10 – 15 он умрёт.
В: Сколько раз в день должен есть человек?
Д: 5 раз: завтрак, 1 полдник, обед, 2 полдник, ужин.
В: Какую пищу должен употреблять человек?
Д: Нужно употреблять разнообразную пищу, животного и растительного происхождения. Питание не должно быть однообразным, могут возникнуть авитаминоз, гиповитаминоз и другие болезни.
В: Что относится к животной пище?
Д: Мясо, рыба, молоко, яйца и т. д.
В: Почему эту пищу называют животной?
Дети: Потому что её дают животные.
В: Какую пищу называют растительной?
Д: Пища, которая получена из растений. Это – хлеб, овощи, фрукты, масло, грибы, сахар и т. д.
В: Если мы употребляем разнообразную пищу, то организм получает необходимые питательные вещества.
В: Все ли продукты можно есть в сыром виде?
Д: Нет. Например, мясо, рыбу нужно варить или жарить и т. д.
В: Что нужно сделать с продуктами перед кулинарной обработкой и перед едой, если мы едим продукты в сыром виде?
Д: Их нужно почистить, вымыть.
В: Достаточно ли того, что продукты у нас чистые?
Д: Нужно, чтобы и руки были чистыми, посуда была чистой, нужно пользоваться салфетками и т. д.
В: Но важно ли, как мы принимаем пищу и почему?
Д: Важно. При приеме пищи нельзя разговаривать, смотреть телевизор, читать.
В: Все это мешает нормальному процессу приема пищи, является отвлекающим фактором. Но вот вы поели, встали и ушли?
Д: Нет. Нужно убрать за собой посуду, вытереть стол, поблагодарить тех, кто приготовил еду.
В: Если всегда есть в одно и то же время, то наш желудок к очередному приему пищи начинает вырабатывать желудочный сок и готов к приему пищи. Это способствует усвоению пищи. Что мы должны соблюдать?
Д: Режим питания.
В: Чем тщательнее измельчена пища во рту, тем лучше для нашего здоровья. Плохо пережёванная пища вызывает у нас различные заболевания
В: Итак, мы познакомились с органами пищеварения. А сейчас, мы с вами еще раз назовем, что входит в нашу пищеварительную систему. Я буду показывать, а вы мне называть, что это такое.
В: А чтобы закрепить знания, о вредной и полезной пище мы поиграем в игру.
Игра с перфокартами «Что разрушает здоровье, а что укрепляет?»
В: Отметьте продукты приносящие вред здоровью красным цветом, пользу – зеленым.
В: Есть продукты, которые не совместимы друг с другом.
Сейчас я предлагаю вам на опыте убедиться, что некоторые продукты могут быть действительно опасными для нашего здоровья. Пройдемте в нашу лабораторию для опытов.
Дети подходят к столу
Опытническая деятельность
В: Возьмем бутылку "Пепси”, откроем ее и положим под крышку драже «Ментос». Лимонад высоким пенным фонтаном брызгается в разные стороны.
В: Какой вывод можно сделать.
Д: Нельзя запивать конфеты шипучими напитками.
В: Правильное питание – условие здоровья, неправильное приводит к болезням.
В: Не всегда люди берегут полученный дар богов и небрежно относятся к своему здоровью.
Художественное творчество
В: Я предлагаю слепить нашим гостям сочные, сладкие, а самое главное, полезные для здоровья фрукты в технике пластилиновой живописи. (Макет корзины выполнен на прошлом занятии) Чтобы фрукт смотрелся объёмнее, можно добавить другой цвет. Для придания выразительности, можно выделить контур фруктов, разными способами. Вспомнить алгоритм действий и приёмов работы.
Выполнение работ детьми и вручение корзины с фруктами гостям.
Анализ НОД
В: Что нового сегодня вы узнали в ходе бесед и игр на тему здоровья? Что вам особенно понравилось и запомнилось? Что бы вы хотели пожелать себе и нашим гостям?
Д: Беречь своё здоровье, заниматься спортом, закаливаться, соблюдать режим дня правильно питаться, беречь свои органы пищеварения и т. д.