Елена Домнина
Конспект НОД по ТРИЗ-технологии «Новые игры с Лунтиком»
НОД по ТРИЗ. Тема: «Новые игры с Лунтиком»
Цель: учить находить в одном объекте противоположных свойства (значений признака) и объяснять их.
Программное содержание: Учить детей выделять систему, подсистему и надсистему объекта;
- развивать умение находить в одном объекте два противоположных свойства (значений признака) и объяснять их.
- воспитывать доброжелательность и отзывчивость.
Оборудование: Игрушка – Лунтик, предметные картинки для игр, кружочки с цветами6 желтый, красный, зеленый.
Ход НОД:
1. Вводная часть
Публикация «Конспект НОД по ТРИЗ-технологии „Новые игры с Лунтиком“» размещена в разделах
В: - у нас сегодня на занятии присутствует необычный гость, но прежде чем он появится, вы попробуйте отгадать кто это в игре «Да-нет-ка». А подсказка будет такая: этот гость и он не является человеком.
Д: Это птица?
В: Нет, это не птица.
Д: Может это насекомое?
В: Нет, это не насекомое.
Д: Может это какой-то зверек?
В: Да, но зверек необычный, а волшебный. (Воспитатель загадывает загадку)
Он сиреневый такой,
Машет весело рукой.
Он свалился к нам с луны –
Знают, любят малыши.
Д: Лунтик (Игрушку пускаем по кругу, чтобы дети могли «поздороваться»)
Лунтик : Ребята, помогите мне найти для Кузи интересную игру, а то мы уже во все игры много раз играли, а нам хочется чего-то нового узнать
В: ребята, научим Лунтика Новым играм?
Д: Да
2. Основная часть
«Волшебный светофор»
Цель: Учить детей выделять систему, подсистему и надсистему объекта.
В: сегодня мы с вами поиграем в новую игру «Светофор».
Правила игры такие : У “Волшебного светофора” красный цвет означает подсистему объекта, желтый - систему, зеленый - надсистему. Перед вами лежат картинки. Давайте рассмотрим на примере машины. (Рассматриваемый предмет может висеть перед детьми на доске)
В: Если я подниму кружочек красного цвета - вы мне скажите, из чего состоит машина. То ест какой признак объектов?
Д: части (показываем катинки)
В: Если я подниму круг зеленого цвета - вы мне скажите, частью чего является машина. То есть к какому классу она относится (показываем картинку)
В: А если я подниму круг желтого цвета, то вы мне скажите: для чего он нуден, то есть его функции. Начинаем играть. (Машина, кукла, Дерево, Скамейка)
В: Понравилась тебе такая игра, Лунтик?
Л: Да.
В: я предлагаю еще в одну игру поиграть. Игра называется «Где прячутся противоположности?»
Цель: учить находить в одном объекте два противоположных свойства (значений признака) и объяснять их наличие.
Основное действие: ведущий называет объект, а играющие находят в нем противоположности и объясняют их наличие.
В: я раздам вам картинки с изображением объекта. Я назову антонимическую пару значений одного признака. Вы должны их найти и объяснить.
Например, если у вас изображена картинка кошки, щетки, стула, то вам предлагается найти в них противоположные значения свойства: мягкий – твердый.
Д: у кошки шерсть мягкая, а коготки – твердые; у щетки низ мягкий, а верх – твердый; сиденье у стула – мягкое, а перекладины – жесткие.
Варианты слов: блестящий – тусклый, ботинки - телевизор; холодный горячий, чайник – кофе и др.
3. Подведение итогов
В: Чем сегодня мы с вами занимались? Что узнали нового? Что было самым интересным? Что осталось непонятным? (ответы детей)
В: Лунтик тебе было интересно с нами, что тебе понравилось?
Л: Мне понравились ваши игры, я в них узнал много нового и хочу рассказать и научить играть Кузю. До свидания.