Ирина Позднякова
Знакомство детей дошкольного возраста с мезенским промыслом. Конспект НОД в старшей группе «Выставка мезенской утвари»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Выставка мезенской утвари».
Цель: Познакомить детей с трудом мезенских мастеров, с историей промысла, особенностями, технологией изготовления изделий.
Задачи:
- Познакомить детей с историей промысла. Овладеть первоначальными представлениями об атрибутах северной национальной культуры: предметы быта, домашней утвари, пояснить их хозяйственное предназначение.
Публикация «Знакомство детей дошкольного возраста с мезенским промыслом, Конспект НОД в старшей группе „Выставка мезенской утвари“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мезенская роспись
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
- Дать представление об основных средствах выразительности. Рассказать о символичности её элементов.
- Вызвать в душе детей эмоциональный отклик на красоту и самобытность изделий, желание выразить словом своё понимание, свою оценку формы, строения, цветовой гаммы росписи. Воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством.
- Поддерживать у детей интерес к историческому прошлому своего края. - Учить прорисовывать простейшие элементы, запомнить их названия, находить их в композиции на готовых изделиях.
- Развивать точность движения руки, уверенность в своих силах.
Методы и приё мы: рассказ воспитателя о промысле, художественное слово, вопросы, объяснения, показ прорисовки простейших элементов, дидактическая игра.
Ход: Под музыку «Прялица» (рус. нар. мелодия в обработке Т. Ломовой, дети заходят в зал, где подготовлена выставка мезенской утвари.
Воспитатель: День добрый, гости дорогие! Сегодня, ребята, мы пришли на выставку работ наших земляков, мезенских мастеров.
В России много лесов, и поэтому в разных местах страны делают вещи из дерева. Превращать обычные вещи в необычные могут только настоящие умельцы. Посмотрите какие красивые деревянные изделия с росписью, их изготовляют нас на Севере. Вещи разные, нужные в хозяйстве. Это кухонные доски (показываю, одна сторона которых украшена ярким узором, а на другой можно резать овощи и другие продукты. Если такую нарядную доску повесить на стенку, она украсит кухню.
— А какие вы еще видите предметы домашней утвари?
— Правильно, солонки, коробки для специй, подносы, деревянные ложки. Но не только для кухни изготавливают мезенские мастера разные предметы. Они делают расписные шкатулки для хранения всяких мелких вещей: пуговиц, ниток, украшений (показываю, ковши, стаканчики для карандашей и т. д. А это – прялка. В старину с ее помощью пряли нитки.
Рассказ воспитателя о промысле, его истории, географии, о процессе изготовления предметов (с использованием художественного слова).
Совместно с детьми в процессе рассматривания выделяем основные средства выразительности изделий (цвет, рисунок, композиция.)
Рассказ воспитателя о том, что каждый элемент узора что – то обозначает.
Дидактическая игра «Найди лишний» (3 мезенских изделия, 1 городецкое)
Цель: закрепление знаний старших дошкольников о мезенской росписи, об основных средствах выразительности.
Дидактическая игра «Найди элемент узора».
Цель: учить вычленять элементы из целой композиции на готовом изделии. Развивать сосредоточенность, быстроту реакции.
Вопросы на закрепление знаний о мезенской росписи :
- Что особенно было интересным для вас?
- О чем вы расскажете родителям дома?
- Какое изделие вам больше всего понравилось? Почему? И т. д.
А хотите и вы сделать какое-нибудь чудо. Попробуем сами стать мастерами? Давайте распишем вот эти ленточки. Начнем с самых простых элементов.
Обращаю внимание на образцы на которых нарисованы различные виды линий: горизонтальные, вертикальные, наклонные, волнистые, спиральные, затем овалы, кружочки, крестики, звездочки.
Объяснение последовательности выполнения элементов росписи на доске.
Мастера скорей за дело,
Украшай полоски смело,
Составляй любой узор,
Чтобы радовал он взор.
Самостоятельная работа детей под спокойную народную музыку (помощь затрудняющимся детям, инд. раб.)
Ребята, подойдите ко мне, полюбуйтесь своими работами. Какие труды – такие и плоды. Как называется эта чудная роспись на ваших ленточках и почему ее так стали называть? Что можно расписать этой росписью?
Какие элементы мезенской росписи вы использовали в своей работе? Какие краски применяли? и т. д.
Воспитатель: Вот закончилась игра! Молодцы, вы мастера!