Любовь Коренева
Конспект НОД по социально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста «Секреты цветика–семицветика. Этикет»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально – личностному развитию детей старшего дошкольного воз-раста
«Секреты цветика– семицветика»
Цель: Систематизировать знания у детей 5-6 лет о правилах поведения и общения в обществе (этикет, морали и нравственности.
Воспитательные задачи:
Учить детей анализировать поступки персонажей в различных проблемных ситуациях, устанавливать причинно-следственную связь поступков и эмоций.
Публикация «Конспект НОД по социально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста „Секреты цветика–семицветика, Этикет“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Цветы. Все о цветах
- «Цветик-семицветик»
- «Цветик-семицветик». Конспекты занятий
- Темочки
Учить делать умозаключения и выводы.
Формировать у детей правильное понимание нравственных норм и понятий: что такое воспитанность, вежливость, культура, доброжелательность, привычки.
Воспитывать у детей желание стремиться к соблюдению правил этикета : быть вежливым, культурным, воспитанным, доброжелательным.
Развивать групповую сплоченность.
Повышать у детей уверенность в себе.
Развивающие задачи :
Способствовать развитию мелкой моторики и координации руки.
Развитие диалогической речи.
Материал к занятию: персональный компьютер, мультимедийный проек-тор, экран, презентация, магнитофон, макет цветка с съемными лепестками, клубок ниток, клей, листы бумаги по количеству детей, готовые разноцвет-ные лепестки и палочки по количеству детей, пластилин, пластиковые ста-канчики, салфетки.
Предварительная работа: чтение сказки Катаева «Цветик-семицветик».
Ход занятия
Дети стоят в кругу.
Воспитатель: «Ребята, сейчас мы с вами отправимся в удивительное путе-шествие, где нас ждет много интересного и увлекательного. Давайте поиграем в игру «Передай другому». Возьмемся за руки и закроем глаза, тот, кто почувствует пожатие руки, открывает глаза и передает свое пожатие другому ребенку».
Вот мы с вами и поприветствовали друг друга.
Воспитатель: «А сейчас покажите мне свою правую руку, а теперь - левую руку. Давайте подружим наши пальчики». Игровое упражнение «Наша группа».
Дружат в нашей группе девочки и мальчики. (Показывают правую и левую руку)
Мы с тобой подружим маленькие пальчики. (Дети складывают руки в за-мок)
Раз, два, три, четыре, пять! (Поочередно соединяют пальчики правой
Начинай считать опять. и левой рук, начиная с мизинца)
Раз, два, три, четыре, пять!
Вот и кончили играть.
Воспитатель: «Очень хорошо».
Воспитатель: «А теперь посмотрите, что я вам принесла». (Воспитатель показывает детям желтый круг на стебельке) Спрашивает: «Ребята, от какого цветка эта серединка»?
Дети: «Ромашка, одуванчик, и т. д.».
(Проблемная ситуация).
Воспитатель: «Что случилось с нашим цветком»?
Дети: «У цветка нет лепестков; от сильного ветра лепестки разлетелись».
Воспитатель: «Да, ребята, подул сильный ветер, и разноцветные лепестки цветка разлетелись по всей группе. Вот голубой лепесток (воспитатель чи-тает название на лепестке.) Это лепесток вежливости, и он предлагает нам рассмотреть изображение на экране». (Слайд 1).
Рассматривание изображения на экране, на котором изображена девочка, угощающая мальчика мороженым.
Воспитатель: «Как вы думаете, какой диалог мог состояться у детей? Что говорит девочка»?
Дети: «Возьми, пожалуйста», «угощайся», «пожалуйста», «ешь на здоровье» и т. д.
Воспитатель: «Как мог ответить мальчик»?
Дети: «Благодарю», «большое спасибо», «мне очень приятно, что ты позаботилась обо мне» и т. д.
Слайд 1
Воспитатель: «Ребята, давайте рассмотрим сле-дующее изображение». (Слайд 2 на котором изо-бражено, как мальчик предлагает дедушке сесть на сидение в автобусе).
Воспитатель: «Какие вежливые слова говорит маль-чик»?
Дети: «Садитесь пожалуйста», «присаживайтесь пожалуйста», и т. д.
Воспитатель: «Как Вы думаете, что ответил дедушка»?
Дети: «Большое спасибо», «благодарю тебя» и т. д.
Слайд 2
(Детям предлагается рассмотреть следующее изо-бражение, на котором изображена встреча двух дру-зей). (Слайд 3).
Воспитатель: «Ребята, как друзья приветствуют друг друга»?
Дети: «Привет», «здравствуй» и т. д.
Воспитатель: «Как можно приветствовать друга, если встретишь его утром, вечером или днем»?
Дети: «Доброе утро!», «Добрый день!», «Добрый вечер!»
Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы назвали много вежливых слов». Слайд 3
Воспитатель обращает внимание детей на следующие слайды 4 и 5.
Воспитатель: «Ребята, послушайте как в стихотворении звучат добрые слова.»
Выйдет солнце – день прекрасный,
Как салют, цветет сирень.
Дети другу скажут: «Здравствуй!»
Друг ответит: «Добрый день!»
До чего же хороши вежливые малыши!
Воспитатель: «Ребята, вежливых слов не одно и не два,
помни и знай эти чудо слова! Посмотрите на экран. Цветик-семицветик предлагает нам закрепить вежливые слова.»
Воспитатель читает стихотворения с экрана: Яркое солнышко встало опять, «Доброе утро!» должны мы сказать; Говорить друзьям не лень, улыбаясь «Добрый день!» и т. д.
Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы назвали много вежливых слов, го-лубой лепесток вежливости возвращается к цветку».
(Воспитатель обращает внимание детей на то, что около зеленого лепестка лежит игра.)
Воспитатель: «Вот зеленый лепесток, это лепесток доброжелательности (воспитатель читает название на лепестке.) Он предлагает нам опреде-лить эмоции детей».
«Тренинг эмоций» Дети должны с помощью жестов, мимики и пантоми-мики передать эмоциональное состояние персонажей. (Гнев, злость, жес-токость, доброжелательность и т. д.) (Слайд 6 и 7).
Воспитатель: «Молодцы, вы все выполнили правильно, а теперь давайте поиграем еще в одну игру» (Игра - «Паутинка добрых слов»).
Воспитатель: «Ребята, мы будем передавать клубок тому о ком будем говорить добрые слова, оставив конец нити у себя». (Все садятся в круг на ковер. Упражнение начинает воспитатель, берет клубок ниток, и передает его ребенку, оставив конец нити в своей руке).
Воспитатель: «Коля- доброжелательный».
Дети: «Ласковый», «Добрый», «Отзывчивый», «Милый» и т. д.
Воспитатель: «Молодцы, ребята вы очень отзывчивые, вы назвали много добрых слов, зеленый лепесток доброты возвращается к цветку».
Воспитатель: «Вот красный лепесток, это лепесток воспитанности» (воспи-татель читает название на лепестке).
Воспитатель: «Ребята, как вы думает, какого человека называют воспитанным»?
Дети: «Кто помогает родителям», «Не дерется в детском саду», «Кто слушается воспитателей», и т. д.
Воспитатель: «Да, воспитанным называют того, кто и без напоминания воспитателя и родителей совершает такие поступки».
(Воспитатель предлагает детям рассмотреть ситуации на слайде дети играют на площадке, помогают поливать цветы на клумбе, кормят птиц на улице, и объяснить, кто как себя ведет). (Слайд 8-10).
Дети анализируют, и дают оценку: «Воспитанный ребенок поделится игрушкой с другом»;
«Воспитанный мальчик защитит девочек и малышей»;
«Воспитанный ребенок за плохое поведение попросит прощение или изви-нится»;
«Воспитанный ребенок ухаживает за комнатными растениями»;
«Воспитанный ребенок заботится о птичках и животных».
Воспитатель: «Смотрите, и этот красный лепесток-воспитанности вер-нулся на место».
Воспитатель: «Вот желтый лепесток, это лепесток настроения (воспита-тель читает название на лепестке).
Воспитатель: «Чтобы лепесток вернулся необходимо определить на-строение героев изображенных на экране». (Слайд 11-12).
Дети анализируют рисунок и рассказывают о настроении изображенных героев.
Веселое, грустное, сердитое, доброе, счастливое, грустное настроение и т. д. Воспитатель: «Ребята, какое настроение героев вам больше понрави-лось?»
Воспитатель: «Ребята вы правильно определили настроение героев, по-этому желтый лепесток настроения возвращается к цветку».
Воспитатель: «А вот и последний оранжевый лепесток, это лепесток привычек. Привычки бывают вредными и полезными» (воспитатель читает название на лепестке).
Игра с мячом «Назови привычку».
Воспитатель: «Чтобы вернуть лепесток к цветку, поиграем в игру с мя-чом. Кому я кину мяч, тот называет привычку и возвращает мяч мне».
Мыть руки перед едой – это … полезная привычка.
Чистить зубы перед сном – это … полезная привычка
Пользоваться носовым платком – это …полезная привычка.
Дразнить и обзывать детей – это … вредная привычка.
Грызть ногти – это …вредная привычка.
Стричь ногти – это …полезная привычка
Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы все привычки определили пра-вильно».
Воспитатель: «Ребята, давайте рассмотрим картинки на экране и опре-делим какие привычки героев там изображены». (Слайд 13-14).
(Воспитатель подводит детей к осознанию нравственной сущности привычек).
Вы молодцы, поэтому последний оранжевый лепесток возвращается к цветку.
Ребята, смотрите, каким красивым стал наш цветок. Он рад, что вы хо-рошо знаете правила дружбы и этикета. Давайте назовем их еще раз.
Дети: человек должен быть вежливым (Воспитатель показывает голубой лепесток, человек должен быть с хорошим настроением (Воспитатель показывает желтый лепесток, человек должен быть отзывчивым (Воспитатель показывает красный лепесток, человек должен быть доброжелательным (Воспитатель показывает зеленый лепесток, человек должен иметь только хорошие привычки (Воспитатель показывает оранжевый лепесток).
Воспитатель: «А сейчас давайте послушаем какие стихи про этикет знают наши ребята».
1 ребё нок: Что такое «этикет»?
Мы сейчас дадим ответ.
Это правила такие,
Надо знать их с малых лет!
2 ребё нок: Что сказать, когда войти,
Как в гостях себя вести,
Что с волшебными словами
Делать дома и в пути.
3 ребё нок: Если вежливыми стать
И воспитанными быть,
То всегда и всюду будут,
Уважать вас и любить!
Воспитатель: «Ребята, сегодня я очень порадовалась за вас, что вы все такие добрые, отзывчивые и дружные.
В завершении нашего увлекательного путешествия, предлагаю вам сделать свой семицветик. Цветочек, лепестки которого напоминали бы вам о доброжелательности, вежливости, воспитанности, хороших привычках)». (Звучит музыка, дети делают свои работы).
Воспитатель: «Наше занятие подошло к завершению. Давайте с вами вы-скажемся, кому, что понравилось в нашем занятии. Сделанные семицве-тики вы можете забрать домой».