Надежда Заботкина
Конспект НОД по системе ТРИЗ «Приключения пластмассового и пластилинового шарика»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Задачи:
Учить детей через поисковую деятельность определять свойства пластмассы и пластилина на основе мыслительных операций.
Развивать творческое воображение, активизировать словарный запас.
Воспитывать коммуникативность и дружеское отношение друг к другу.
Методические приемы:
Наблюдение за погодой,
Игра «Хорошо-Плоха»,
Этюд «Улыбка»,
Динамическая пауза «Солнечный денек»,
Обследование предмета разными органами чувств,
Публикация «Конспект НОД по системе ТРИЗ „Приключения пластмассового и пластилинового шарика“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мозаичная лепка. Мозаика пластилиновыми шариками
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Б/п «Веселые шарики».
Материал: воздушный шарик, колокольчик, игрушка-колобок, «чудесный» мешочек с пластмассовым шариком, пластилиновый шарик и два пластмассовых шарика (целый и треснутый). Макет лесной тропинки с водоемом (тазик с водой).
Предварительная работа:
Чтение и обыгрывание русской народной сказки «Колобок». Д/и «Что на что похоже», «плохо-хорошо», «какая игрушка».
Воспитатель с детьми проводит наблюдение за погодой. Стоят возле окна.
Воспитатель: «Ребята, какая сегодня погода?»
Дети называю (например «солнечная»).
Воспитатель: «Как вы догадались?»
Ответы детей.
В случае если погода пасмурная, воспитатель подводит детей к беседе о солнечной погоде.
Воспитатель: «Пасмурная погода – это может быть хорошо. Почему? И плохо. – Почему?»
Размышления детей.
Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы меня убедили. А кроме пасмурной погоды, какая еще бывает погода?»
Дети: «Солнечная».
Воспитатель: «Солнечная погода – это тоже может быть хорошо. Почему?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Молодцы! Действительно, солнечный день нам улыбается. Давайте и мы ему улыбнемся!»
Дети смотрят в окно и улыбаются.
Воспитатель: «А теперь предлагаю улыбнуться как кот на солнце, затем как хитрая лиса, а сейчас как будто вам подарили маленького щенка. Улыбнитесь друг другу.
А теперь поиграем в игру «Солнечный денек». Представьте, что каждый из вас – солнышко: утром просыпается (дети изображают рассвет, днем играете солнечными лучиками (дети прыгают, поднимают руки вверх, вечером «солнышко отдыхает» (дети изображают закат, ночь «солнышко спит» (дети присаживаются на корточки, ручки складывают под щечки).
Неожиданно в группу влетает воздушный шар с письмом.
Воспитатель: «Ребята, что это? Какой он?»
Дети: «Воздушный».
Воспитатель: «Как еще о нем можно сказать?»
Дети: «Легкий, прозрачный, переливается».
Воспитатель обращает внимание детей на то, что шарик улыбается.
Воспитатель: «Дети нам воздушный шарик улыбается. Что еще о нем можно сказать? Какой он?»
Дети: «Улыбчивый, добрый, милый, веселый, счастливый».
Воспитатель: «Верно Воздушный шарик еще и волшебный. Принес нам какую-то весть. Прочитаем, что в нем написано?» (показывает конвертик).
Дети: «Да!»
Воспитатель читает: «Здравствуйте, детишки! Пишет вам сказочный знакомый. Угадаете, тогда узнаете:
Покатился – нет следа,
У него румяный бок,
Обманул он бабу с дедом,
Кто же это?»
Дети: «Колобок!»
Воспитатель: «Ребята, колобок захотел с нами поиграть. Он пишет, что находится в теплом местечке нашей группы. Дети, где могут быть теплые места в нашей группе?»
Дети называют (например «батарея»).
Воспитатель: «Ребята, хотите отыскать колобка? А поможет нам в этом колокольчик (показывает). Если пойдем в правильном направлении, колокольчик будет звенеть».
Дети ищут колобка. Находят в кроватке.
Воспитатель обыгрывает действия с колобком (берет его в руки).
Колобок: «Спасибо, ребята, что нашли меня».
Воспитатель: «Здравствуй, колобок. Приглашаем тебя с детишками в свою дружную компанию».
Дети садятся на стульчики.
Колобок: «Я к вам не пустой пришел».
Воспитатель: «А с чем?»
Колобок: «Я принес «волшебный мешочек», в нем находится предмет, который не помню как называется».
Воспитатель: «Ребята, поможем колобку назвать этот предмет и рассказать ему о нем?»
Дети соглашаются.
Воспитатель достает из мешочка шарик (пластмассовый) и просит детей рассказать ему о нем по цвету, форме.
Колобок: «Спасибо, дети, теперь запомню».
Воспитатель: «Хорошо, колобок. А теперь вместе с ребятами давайте подумаем, что пластмассовый шарик – это «хорошо».
Дети перечисляют (например «гладкий», «легкий»).
Воспитатель: «А теперь давайте подумаем, что пластмассовый шарик это может быть «плохо». Почему?»
Дети размышляют.
Воспитатель: «Хорошо. А теперь я предлагаю вам превратиться в веселый шариков».
Проводится «физкультминутка».
«Друг веселый шарик мой,
Всюду, всюду он со мной,
Раз, два, три, четыре, пять
Хорошо нашим шариком играть (2 р.)»
Дети садятся на стульчики.
Колобок: «Ребята, с пластмассовым шариком произошел удивительный случай. Хотите послушать?»
Дети: «Да!»
Колобок рассказывает:
«Однажды пластмассовый шарик катился по дороге и, вдруг, он увидел другой шарик».
Воспитатель с детьми рассматривают пластилиновый шарик. Дети рассказывают о нем (цвет, форма, беседуют о свойствах пластилина.
Колобок: «Пластмассовый шарик пригласил его попутешествовать вместе. Весело стало пластилиновому шарику от того, что у него появился друг, и стал он от радости подпрыгивать. А пластилиновый шарик так развеселился, что свалился с пенька. Только и было слышно: «Ой!». Что же произошло с ним?»
Дети: «Упал, помял бок».
Колобок: «Дальше покатились друзья, а впереди речка».
(проводится экспериментирование с водой) Пластмассовый шарик поплыл, а пластилиновый туда же. Повернулся пластмассовый шарик и глазам своим не поверил. Как вы думаете, что могло случиться?
Дети: «Пластилиновый шарик стал тонуть»
Колобок: «Еле-еле пластмассовый шарик успел вытащить его из воды. Устали друзья, решили отдохнуть, на солнышке погреться. Полежали. Только хотели дальше покатиться, как пластилиновый шарик застонал. Как вы думаете, что произошло?»
Дети перечисляют (стал плавиться, терять форму).
Воспитатель: «Как же быть? Пластилиновый шарик должен находиться на солнышке, потому что там играет его друг, и не должен, чтобы не менять форму».
Контрольный ответ: «Отдыхать под грибком, листиком, зонтиком».
Колобок: «После того, как пластилиновый шарик покатился под тенью по теплой травке, он вернул себе прежний вид. Я оба шарика пластмассовый и пластилиновый отдал лисе и волку на лесной опушке поиграть. Обрадовались лесные звери, но тут же поссорились: каждому хотелось получить шарик и пластмассовый и пластилиновый. Во время спора кто-то из зверей наступил на пластмассовый шарик и раздавил его. Чем можно играть?»
Дети: «Пластилиновым шариком можно играть!»
Воспитатель: «Но он один. Что можно сделать, чтобы звери помирились?»
Дети: «Можно разделить пластилиновый шарик на маленькие части».
Колобок: «Верно. Звери успокоились и стали играть каждый своим. Но скоро им опять наскучило вместе».
Воспитатель: «Что же им предложить?»
Дети: «Соединить шарики вместе в один».
Покатать воссоединенный шарик вместе с детьми.
Воспитатель: «Что интересного вы узнали во время путешествия с колобком?»
Ответы детей.
Колобок: «Ребята, как вы много знаете, как много вы мне рассказали. Мне очень понравилось у вас в гостях. Можно мне еще к вам прийти?»
Дети: «Да!»
Колобок: «Спасибо. А на память я оставлю вам свой волшебный шарик, чтобы вы с ним поиграли».