Саида Нажева
Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Гжельская чашка и блюдце»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
- проверить и закрепить знания, умения самостоятельно рисовать узоры по мотивам гжельской росписи, передавая её характерные особенности;
- продолжать совершенствовать технику выполнения гжельского узора;
- закреплять знания детей о процессе изготовления гжельских изделий и умение рассказать об этом;
- воспитывать самостоятельность и творчество.
Программные задачи:
Обучающие:
Публикация «Конспект НОД по рисованию в старшей группе „Гжельская чашка и блюдце“» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Гжель. Рисование
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Рисование
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Конспекты
- Старшая группа
- Чайная посуда, сервиз, чайник, чашки
- Чайная посуда, чашки. Рисование
- Темочки
- продолжать обучать особенностям росписи изделий, колорите, основным элементам узора;
- закрепить приемы рисования в технике «мазка с тенью», «капельки» концом кисти, спирали, травинки, завитков, волнистых линий;
- учить детей рассматривать изделия из гжели, выделяя детали узора (розочки, точки, полоски, сетка, волнистые дуги);
- закрепить навыки рисования элементов гжельской росписи (розочки, точки, полоски, сетка, волнистые дуги);
- учить самостоятельно, составлять узор на изделии новой формы из знакомых элементов, располагать его по центру, заранее продумав;
- закрепить приёмы рисования плавных линий при работе кистью и умение рисовать кончиком кисти;
- обобщить знания детей о народных промыслах: хохломской, филимоновской, дымковской росписи;
- расширять знания детей об истории гжельского промысла, о гжельской росписи.
Воспитывающие:
- воспитывать интерес к изучению народных промыслов, проводя работу по «вживанию» в образ изделий народных мастеров, усиливая их восприятие через народный фольклор;
- эмоциональную отзывчивость;
- умение оценивать работу сверстников.
Развивающие:
- развивать чувство цвета при составлении узора;
- развивать память, мышление, творческое воображение.
- развивать движение руки: разнонаправленные повороты, плавность.
- расширять словарный запас (керамика, окрестность, Русь, мастера – умельцы, обжиг, и т. д.)
- способствовать развитию детского воображения, художественного творчества.
Материалы:
– демонстрационный материал: электронная презентация “Гжельская роспись”, русская народная мелодия, рисунки гжельских фигурок для показа, несколько рисунков гжельских изделий, картинки с элементами гжельского узора;
– раздаточный материал: палитра, гуашь синяя, белая; кисти, салфетки, баночки с водой (непроливайки, готовые шаблонные бумажные заготовки для росписи: чашки, блюдца.
Словарная работа: народные промыслы, керамика, гжель, орнамент, узор, мастера, умельцы, палитра.
Индивидуальная работа с Темиром и Лейлой: упражнять детей в создании узора, а также в выборе цветовой палитры.
Предварительная работа.
- Знакомство с процессом изготовления гжельских изделий, рассматривание и беседа о них.
- Чтение книг, разучивание стихотворений, потешек, загадки, рассматривание.
- Знакомство с декоративными приемами рисования.
- Используя шаблоны, учились расписывать силуэты изделий.
- рассматривание альбома, книг, посуды, игрушек, небольших скульптур.
Методические приемы:
1. Организационный момент.
2. Просмотр электронной презентации “Гжельская роспись”.
3. Чтение стихотворения о гжельской посуде.
4. Показ способа росписи чашки и блюдца в стиле гжельской росписи.
5. Физкультминутка «Посуда».
6. Самостоятельная работа детей.
7. Рефлексия.
8. Выставка работ.
Ход НОД:
1. Организационный момент.
Воспитатель:
- Дорогие ребята! Сегодня я приготовила вам сюрприз – принесла вам красивую посуду, да вот беда, уронила сумку и разбила по дороге в детский сад.
- Как вы думаете, из чего она была сделана? (из стекла)
- Из чего бывает сделана посуда? (Дерево, стекло, металлическая)
- Могла ли разбиться посуда из дерева, например, хохломская? (нет)
- Конечно, нет, только бы роспись пострадала.
- А металлическая? (показ) Такая, как у нас дома? (нет)
- Эта уж точно, осталась бы цела.
- А пластиковая посуда? (нет)
- А стеклянная? (да)
- Верно, разбиться может. Только моя посуда была не прозрачная и гораздо тяжелее.
- Мне ещё известно, что посуду изготавливают из глины. А что делают с глиной, чтобы она была прочная? (обжигают.) Вы правы, её обжигают в печи при высокой температуре.
- А как вы думаете, такая посуда может разбиться? (да)
- Верно, может. Вот и моя посуда была изготовлена из глины. А была моя посуда самая красивая на Руси. А что это за посуда, вы сейчас узнаете.
2. Просмотр электронной презентации “Гжельская роспись”
Воспитатель:
Ребята, вам понравились гжельская посуда и игрушки? Правда, это очень красивые вещи.
- Верно, посуда нарядная, красивая, праздничная.
- А что делает эту посуду такой? (она голубая, нежная)
- Да, бело–синяя роспись.
- Рассмотрим роспись поближе.
Воспитатель беседует о каждом изделии, обращая внимание на характерные особенности.
- Какой цвет использовали мастера?
- Чем украшен чайник (сахарница, чашка?
- Что нарисовано на вазе?
- Где расположен цветок?
- Посмотрите, одним ли цветом нарисованы лепестки на цветке?
- Где закрашено, синей краской полностью?
Воспитатель:
- Какие узоры использовали мастера при их росписи? (розочки, кружочки, точки, линии: волнистые, прямые, толстые, тонкие, длинные, короткие, цветы).
3. Чтение стихотворения о гжельской посуде.
Воспитатель:
Послушайте стихи:
- Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,
Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!
Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,
С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.
Сотворили это чудо не за тридевять земель,
Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.
Край фарфорового чуда, а кругом него леса.
Синеглазая посуда, как весною небеса.
Вазы, чайники и блюда так и светят на столе!
Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!
4. Показ способа росписи чашки и блюдца в стиле гжельской росписи.
Воспитатель:
Сегодня вы будите мастерами и распишите посуду: чашку и блюдце по мотивам гжельской росписи.
Сначала мы займемся росписью блюдца. Мы украсим края блюдца мелкими деталями орнамента – капельками синего цвета. Обращаю ваше внимание, что для мелких деталей в гжели характерен чистый цвет, цветовые переходы практически не используются.
- Посмотрите на краски, которые я вам приготовила. Все ли необходимые цвета у вас есть? (нет голубого цвета)
- Верно, не хватает голубой краски. Что мы будем делать? (смешаем синюю и белую)
- Правильно, смешаем на палитре белую краску и немного синей.
- Теперь приступим к росписи чашки. Обратите внимание на этот цветок на чашке (указывает на рисунок). Это гжельская роза. Она нарисован не одним цветом. Посмотрите, как можно одним мазком нарисовать такой лепесток. (Показ) На широкую кисть набираю с одной стороны голубой цвет, а с другой – синий. Затем нужно поставить кисть на кончик и нарисовать с нажимом протяжный мазок.
- Обратите внимание на другие элементы гжельской росписи. Их можно использовать в своих работах. Выбирайте заготовку посуды и рассаживайтесь на места.
5. Самостоятельная работа детей.
( музыкальное сопровождение: русская народная мелодия)
Дети самостоятельно работают. Напомнить, что начинать лучше с самых больших элементов узора.
–Садитесь поудобнее, начинаем работу. (Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогать затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.)
6. Физкультминутка «Посуда»
Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник. (другая изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки, (приседать, одна рука на поясе)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, (кружиться, рисуя руками круг)
Только стукни - разобьются.
Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос -
Он посуду нам принес. (сделать большой круг)
7. Рефлексия.
- А теперь заканчивайте свои работы, дорисовывайте узоры, а потом посмотрим ваши рисунки.
- Ребята мы с вами были сегодня путешественниками, исследователями и мастерами по росписи посуды.
- Вам понравилось? (ответы детей)
- Ребята, посмотрите, какая красивая посуда у нас получились, она засветилась и окончательно стала нежной, весенней. И впрямь на них не наглядеться. На душе становиться радостно, празднично!
- Какие узоры в росписи вы использовали? (розочки, кружочки, точки, линии - волнистые, прямые, толстые, тонкие, длинные, короткие, листья, цветы.)
- А какие мастера используют эти узоры, напомните, пожалуйста? (гжельские)
- Мастера, которые используют эти узоры, в каком селе они живут? (Гжели)
Подводя итог, воспитатель вывешивает все рисунки, предлагает выбрать самую красивую чашку с блюдцем и ответить на вопросы:
- Какая работа вам больше всего понравилась? Почему?
- Что особенного в этой работе?
- Чем отличается от других эта работа?
- Спасибо за вашу работу, дорогие мои мастера!
- Молодцы, все старались создать новые красивые гжельские узоры.