Валентина Чернышова
Конспект НОД по рисованию «Морозные узоры«
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить с нетрадиционной техникой рисования «фотокопией» -
рисование свечой.
Задачи:
Обучающие:
Учить детей рисовать морозный узоры на окнах при помощи нетрадиционной техники.
Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую зимнему настроению.
Развивающие:
С помощью нетрадиционной техники рисования развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности.
Публикация «Конспект НОД по рисованию „Морозные узоры„» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Рисование, зимние рисунки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морозные узоры на окне. Занятия по рисованию
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
Развивать воображение, творчество, чувство композиции.
Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к нетрадиционному рисованию, творческие способности.
Воспитывать самостоятельность, аккуратность.
Воспитать чуткость к восприятию красоты окружающего мира.
Воспитывать у детей стремление к познанию окружающего мира.
Материалы и оборудование: альбомный лист, свеча, акварельные краски, кисти, стаканчики-непроливайки, презентация «Морозные узоры», ноутбук, разрезные картинки с изображением зимнего пейзажа.
Ход занятия
1. Организационно – мотивационный этап.
- Здравствуйте, дети! Как хорошо, что сегодня мы собрались здесь все вместе. Вижу, что настроение у вас замечательное. У нас будет интересное занятие, на котором вы узнаете много необычного.
- Ребята, сегодня утром на окне я обнаружила вот этот конверт. Кто-то нам прислал письмо. Давайте посмотрим, что в нем и подумаем, от кого оно может быть (в конверте лежат разрезные картинки).
- Посмотрите, здесь разрезные картинки. Давайте соберём картинки и узнаем тему нашего занятия. Подойдите и возьмите по одному фрагменту.
(Для игры предлагаются фотоиллюстрации с изображением зимней природы.
Количество фрагментов соответствует количеству детей).
- Посмотрите внимательно, какое время года изображено на картинке? (Зима)
- Правильно. Давно прошли новогодние праздники, да и зима подходит к концу, но чудеса не закончились. И сегодня мы с вами будем самыми настоящими волшебниками. А вот о каких чудесах будет идти речь на нашем занятии, мы узнаем, посмотрев презентацию.
- Давайте, тихонько присядем на стульчики и посмотрим.
(Дети присаживаются полукругом к экрану монитора и рассматривают
изображения морозных узоров)
1. Содержательный этап.
1). Просмотр презентации
1 слайд
- Что же здесь интересного? Давайте узнаем.
2 слайд
Зима — волшебное и сказочное время года. Спит холодный лес, укрывшись белой шубкой, не слышно животных, прячутся по своим норкам, пережидают долгую зиму, лишь некоторые выходят поохотиться. Только ветер и метель, вечные спутники зимы.
3 слайд
В это время природа, как никогда очень красива и живописна. Даже Мороз выступает в роли художника. Ребята, я предлагаю вам посмотреть, какие красивые, волшебные и сказочные узоры рисует на окнах Мороз!
4 слайд
Каждую зиму у нас на окнах происходят чудеса, появляются невероятной красоты узоры! Постучится Мороз ночью в окошко, а мы в это время спим и ничего не слышим. Оставит нам Мороз письмецо распрекрасное.
5 слайд
Проснемся мы утром, посмотрим в окошко. Какое красивое! Расписное! Все в кружевах и узорах! Это Мороз постарался, нарисовал веточки — травинки беленькие, снежинки, цветы ледяные, листочки, перышки диковинных птиц, завитушки и крючочки студеные.
6 слайд
Морозные узоры на оконном стекле удивительное и загадочное творение природы. Каждый узор имеет свой необычный волшебный рисунок, и они никогда не повторяются. Ай да Мороз!
7 слайд
Как недолговечны эти произведения природы, но как прекрасны! Порой можно увидеть экзотические растения: листья пальм или птиц с огромными красивыми перьями, или сказочных зверей с пушистыми хвостиками.
8 слайд
Мороз узором по стеклу ползёт
И кружева плетёт умело.
Вот чудо – сказка на окне растёт –
Фантазию зима внедряет смело!
Ты окон двух похожих не найдёшь.
На каждом свой рисунок – персональный.
И каждый вид по-своему хорош!
Мороз – художник очень уникальный!
2). Беседа
- Кто у зимы оказался верным и незаменимым помощником и рисует удивительные узоры на окне? (Мороз)
- Ну конечно же Мороз.
- А кто из вас знает, как ему это удается?
- Когда на улице очень холодно, а в доме – тепло, теплый воздух соприкасается с холодным стеклом, оставляя на окне красивые снежные узоры. И если рассматривать несколько окон, то вы не найдете одинаковые узоры, каждый узор имеет свой рисунок, он неповторим и по-своему чудесен.
3). Физкультминутка.
Я мороза не боюсь, (Шагаем на месте)
С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши)
Подойдет ко мне мороз, (Присели)
Тронет руку, тронет нос (Показали руку, нос)
Значит, надо не зевать, (Хлопаем в ладоши)
Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте)
4). Показ воспитателем способа рисования.
- Ребята, я думаю, что и у нас с вами получится нарисовать узоры не хуже, чем у самого Мороза.
- Нам Мороз прислал подарок. Хотите узнать, что там лежит? Давайте встанем и посмотрим.
(Воспитатель показывает красивую коробку.
Открывает коробку и достает свечи)
- Кто знает, что это? (Свечи)
- Хотите узнать для чего нам сегодня нужны свечи?
- Оказывается, свечой можно рисовать. Мороз поделился со мной секретами создания узоров. А я поделюсь с вами!
(Показ рисования свечой и акварелью на горизонтальной поверхности)
- Я возьму в руки кусочек свечи и попробую ею провести по листу бумаги.
- Посмотрите, оставляет свечка видимые следы на бумаге? (Нет)
- А теперь покрою сверху любой акварельной краской.
- Что у нас получилось? (Под краской стали видны линии, которые были нарисованы свечой).
- Линии, сделанные свечой, не окрасились, так как свечка состоит из воска, который отталкивает воду, поэтому рисунок, выполненный водоотталкивающим материалом, проявляется после нанесения на него акварельной краски, разведённой водой. Этот способ рисования называется «фотокопия».
- Ребята, а как вы думаете, мы с вами сможем нарисовать узоры таким образом, чтобы вначале они были не видны, а потом вдруг проявились, как у Мороза?
2. Практический этап.
- Теперь давайте с вами попробуем сотворить чудо - нарисуем морозные узоры с помощью свечи и акварельных красок. Будем рисовать способом «Фотокопия». Присаживаемся на свои места.
- Перед тем, как приступить к работе, приготовим свои пальчики.
1). Пальчиковая гимнастика «Прогулка» :
Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять (указательным и средними пальчиками "идем" по столу)
Бабу снежную слепили (катаем ручками "комок")
Птичек крошками кормили ("кормим птичек ")
С горки мы потом катались (ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись (кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)
Суп поели ("едим суп",
Спать легли (ладошки под щечку).
2). Рисование свечой.
- К сожалению, мы можем любоваться этими морозными кружевами только зимой. Но чтобы частичка зимы была с нами всегда, мы создадим морозные узоры на бумаге.
- У каждого из вас на столе лежат не листы бумаги, а окна, которые нужно украсить морозным узором, свеча, палитра красок, кисточка, подставка для кисточки, стаканчик с водой, тряпочка.
- И я предлагаю нарисовать свои узоры на окнах. Кто напомнит порядок работы? (Ответы детей, дополнение воспитателя).
- Что в первую очередь мы будем делать? («рисовать свечой» и др.)
На бумажных заготовках у вас простым карандашом изображен узор. Сначала мы будем обводить рисунок свечой, то есть будем «рисовать свечой». Старайтесь не пропускать элементы узора. Берем в руку свечку, обхватываем её тремя пальцами. Другой рукой придерживаем лист бумаги. Начинаем рисовать узоры по всему листу.
(дети выполняют работу)
3). Тонирование рисунка.
- А вот теперь наступило время чудес. Чтобы волшебство произошло, нужно закрасить свой рисунок краской. Я бы посоветовала выбрать голубой или фиолетовый цвет. Мы набираем краску и закрашиваем наш рисунок полностью, не боясь закрасить наш узор. А чтобы лист не размок, краску наносите равномерно на весь лист, но не проводите по одному и тому же месту несколько раз.
(Дети приступают к работе. Воспитатель по необходимости им помогает)
- Ребята, смотрите, что происходит? (Под краской появились линии, нарисованные свечой.)
- Ребята, а как вы думаете, почему линии, сделанные свечой, не окрасились? (Дети высказывают свои мнения.)
- Свеча состоит из воска или парафина, который отталкивает воду, поэтому рисунок, выполненный свечой, проявляется после нанесения на него акварельной или гуашевой краски, разведенной водой. Вот и появился волшебный узор.
- Теперь, когда работы выполнены, мы приклеим наши узоры на окна.
4. Заключительный этап.
(Все готовые работы воспитатель вместе с детьми рассматривают)
- Ребята полюбуйтесь, какие морозные узоры у нас получились. Все работы выполнены аккуратно.
- Узоры все разные. На что похожи ваши узоры? (На пушистую заснеженную еловую веточку, на перышко сказочной жар птицы, на волшебный цветок, на хрустальную снежинку, на новогодний салют и т. д.)
- Какая красота! А красота создает прекрасное настроение. Делает нас добрее и душевнее.
- Ребята, вам сегодня было интересно? Что вас сегодня удивило?
- Как называется техника рисования, которую мы использовали, чтобы создать такие прекрасные работы?
- Как вы думаете, что можно ещё нарисовать в технике фотокопии? (Цветы, узоры, солнце).
Рефлексия «Снежная елочка» Из картона вырезаны снежинки, на которых в центре одних изображены эмоции радости, в центре других грусти. Дети выбирают снежинку.
- Наше занятие подошло к концу. Мне очень понравилось, какими вы были «волшебными морозами», думаю что впереди нас ждёт много интересных и сказочных зимних занятий! Я хочу подарить вам на память о нашей встрече маленькие подарки. Спасибо вам за красоту, за прекрасное настроение.