Анастасия Пашкина
Конспект НОД по речевому развитию «Времена года» с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Времена года»
Цель: развитие связной речи детей посредством песочной техники и составления картин.
Задачи:
1. Обучать детей составлению рассказа о временах года, используя живопись аппликацией и песочную анимацию.
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию „Времена года“ с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
2. Развивать диалогическую, связную формы речи детей, мелкую моторику пальцев рук, логическое мышление.
3. Воспитывать любовь к природе; прививать аккуратность, умение доводить действия до конца.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Активизация словаря:
Предварительная работа: наблюдения; беседы о временах года; рассматривание иллюстраций с изображением времен года; чтение стихотворений, рассказов о временах года; прослушивание музыкальных произведений П. И. Чайковского из цикла «Времена года»; дидактические игры.
Методы: наглядный, словесный, практический.
Материалы и оборудование: Кварцевый песок; стол со специальным стеклом, оснащенный подсветкой; камера; проектор; мультимедийный экран; музыка «Времена года», спокойная мелодия; 4 фона картин времен года и элементы картины (признаки времен года); 4 мольберта; емкости с песком; 4 предмета, символизирующие времена года; магнитная доска; картинки о правилах обращения с песком; таз с водой, полотенце; подарки детям (бананы).
Ход мероприятия.
1. Вступительная часть.
(Звучит спокойная музыка)
Приветствие гостей.
Воспитатель: Ребята, какое настроение у вас?
Дети: Хорошее.
Воспитатель: А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение? Надо улыбнуться друг другу. Посмотрите, вокруг стало светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!
2. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас в гостях очень любознательный гость. У него к нам много есть вопросов.
Появляется гость. Здоровается с детьми.
Гость: Здравствуйте, ребята. Меня зовут …. Я живу в далекой Африке, где всегда жаркое солнце. А вот у вас я не могу понять, что происходит в природе: то жарко и все вокруг цветет, то становится холодно и все вокруг начинает желтеть, то вообще с неба сыпет белый пух и от холода хочется куда – нибудь спрятаться, а потом опять природа зацветает. Что это такое, ребята?
Воспитатель: Ребята, о чем это нас спрашивает … ?
Дети: Это времена года.
Воспитатель: А скажите, как называются эти времена года?
Дети: Зима, весна, лето, осень.
Воспитатель: Все правильно! Вы молодцы. А сможете рассказать … о каждом времени года и об их приметах?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда я вам предлагаю отправиться в творческую мастерскую. Где мы сможем не только рассказать, но и показать … все, что знаем о временах года.
Воспитатель: А ты, …, отправляйся вместе с нами, участвуй во всем, смотри и запоминай.
Сначала, я вас приглашаю в студию аппликационной живописи. Здесь мы будем создавать галерею картин под названием «Времена года».
Посмотрите, перед вами стоят емкости с песком. В них кое-что спрятано. Вам нужно отыскать в песке тайный предмет и, не вытаскивая его из песка, определить - что это такое?
Дети и гость угадывают предмет, воспитатель спрашивает, к какому времени года он относится.
Игра «Угадай, что спрятано»
Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам составить картинную галерею под названием «Времена года».
Воспитатель: Посмотрите, перед вами стоят фоны будущих ваших картин. А на столе лежат главные элементы для этих картин, это признаки всех времен года, которые вы должны будете выбрать каждый для своего времени года и приклеить на фон. Все понятно? Приступаем.
Звучит музыка о временах года. Дети выполняют задание и гость вместе с ними
Живопись аппликацией «Времена года».
Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь, … послушай рассказ о каждой картине.
Дети садятся на ковер. По очереди выходят и рассказывают о времени года.
Рассказы детей по картине.
Зима. Зима – это самое холодное время года. Зимой выпадает снег, который покрывает деревья, дорожки, крыши домов. На речках вода замерзает и превращается в лед. Люди надевают теплые шапки, шарфы, варежки, теплую одежду, потому что на улице становится очень холодно. В парке, возле домов можно увидеть много зимующих птичек: синиц, снегирей, воробьев. Для них люди делают кормушки, в которые насыпают корм. Любимые игры детей зимой – это катание на санках, на коньках и лыжах.
Весна. После зимы наступает весна! Ярко светит солнышко. Тает снег, звенит капель. На реке ломается лёд. На деревьях набухают почки и потом из них появляются молодые листочки. В лесу расцветают первые весенние цветы - подснежники. Просыпаются насекомые и некоторые животные. С наступлением весны, возвращаются перелётные птицы – скворцы, грачи, аисты и другие птицы. Люди развешивают на деревьях скворечники. Любимое занятие мальчиков и девочек – пускать кораблики.
Лето. Лето наступает за весной. Солнышко сильно пригревает и радует нас с вами своим теплом. Летом можно купаться, загорать, кататься на велосипеде. С приходом лета, распускаются красивые цветы, повсюду растут грибы и ягоды. На деревьях созревают фрукты, а на огороде – овощи. Кругом летают красивые бабочки, насекомые, птицы.
Осень. На смену весёлому, тёплому лету, приходит холодная, ветреная и дождливая осень. Листья на деревьях, кустарниках начинают желтеть, а потом опадать. Часто налетают холодные ветра, идут дожди. Люди надевают теплую одежду, резиновые сапоги и берут с собой зонты. Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Исчезают бабочки, жуки. Осенью у людей много работы: надо собирать урожай овощей и фруктов.
Воспитатель: Ну что, …, ты теперь понял, что за чудеса у нас происходят в природе?
Гость: Да. Спасибо вам, ребята. Теперь я все понял, многое узнал и главное – запомнил.
1 вариант. А сейчас я вам предлагаю немножко отдохнуть и потанцевать со мной под мою любимую песню «Чунга - чанга»
2 вариант. Пока я слушал вас и смотрел на картины, я придумал стихотворение. Я его сейчас прочту, а вы попробуйте подобрать под него движения.
Физминутка «Времена года».
В году четыре времени (Показать 4 пальца правой руки)
И все они дружны (Ладони обхватывают друг друга).
И эти четыре времени (Обхватывают 4 пальца левой руки).
Все знать должны! (Указательный палец приставить ко лбу.
Зимой год начинается, все снегом покрывается
(Присесть, развести руки в стороны).
Весною продолжается, листочки появляются. (Изобразить руками листья).
Летом солнце греет, (Руки вытянуть вверх)
А листья зеленеют (Слегка покачивать ладонями).
Осенью листва желтеет, ветерок сорвет ее
(Руки опустить вниз, качать из стороны и сторону)
И по полям развеет.
А после осени опять зима год будет продолжать. (Ходьба на месте).
Воспитатель: Ребята, а теперь я предлагаю вам отправиться в студию песочной живописи нашей творческой мастерской, где мы покажем … сказку, в которой встречаются лето, осень, зима и весна.
Но сначала, давайте вспомним правила поведения в песочной студии.
Ребенок 1: Здесь нельзя кусаться, драться!
И нельзя песком кидаться!
Ребенок 2: Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря –
Чтобы жизнь вокруг была!
Ребенок 3: Никого не обижать,
Ничего не разорять!
Ребенок 4: Песок – мирная страна…
Каждому из нас дана!
Дети показывают картинку, называют правило, и закрепляют ее на магнитную доску.
Воспитатель: Молодцы! Правила помните! В этой студии любят, когда у детей чистые руки. Поиграл с песком – помой руки и покажи чистые ладони.
Воспитатель: Ну, а теперь … посмотри сказку, которая называется «Приключение доброй гусеницы».
Показ сказки
Воспитатель: …, наша сказка и картинная галерея с рассказом помогли тебе понять что же происходит у нас в природе?
Гость: Ребята, спасибо вам за помощь. Теперь я знаю, что за чудеса у вас происходят в природе. Мне очень понравилось побывать в вашей творческой мастерской. А за вашу помощь хочу подарить вам наши любимые африканские фрукты, бананы. До встречи, мои друзья, надеюсь, что мы с вами еще увидимся.
Звучит мелодия, гость уходит
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Потрудились вы, ребята, сегодня от души. Кому мы с вами сегодня помогли? О чем рассказали …? Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей)
Воспитатель: Пришло время возвращаться в группу. Говорим всем «До свидания».