Александра Петрунина
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Чудо-сундук»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию
ТЕМА: «Чудо- сундук»
Задачи.
Обучающие. Закрепить знания детей о современной мебели Познакомить с аналогом современного шкафа – старинным сундуком. Совершенствовать грамматический строй речи, закреплять правильное употребление предлога «на». Учить детей разрешать противоречия, находить выход из проблемной ситуации, используя собственный опыт. Продолжать учить детей делать поделки из бросового материала.
Развивающие
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе „Чудо-сундук“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
Продолжать развивать интерес к быту русской деревни. Развивать мыслительную активность. Развивать фантазию и творчество детей. Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные
Воспитывать интерес к русскому быту и малым поэтическим формам.
Словарная работа.
Активный словарь: диван, шкаф, кресло, стол, стул, тумбочка, кровать, замок, ручки, крышка, стенки, дно, одежда, железный, деревянный, лукошко.
Пассивный словарь: сундук, мастерить, умелец, прочный.
Оборудование: заготовки для продуктивной деятельности (коробки, катушки, бутылки и т. д., клей, кисточки, подставки, тряпочки, пластилин, презентация «Интерьер русской избы»,платочки, лукошко
Предварительная работа. Проведение познавательных занятий по темам «Мебель», «Одежда». Конструирование из бросового материала. Отгадывание загадок. Проведение игры «Хорошо – плохо» (ТРИЗ)
Методические приемы. Беседа. Рассматривание. Игра «Хорошо – плохо». Вопросы. Использование ИТК. Игровое упражнение. Практическая деятельность. Художественное слово.
Ход НОД
1 часть. Организационный момент. Дети приходят в избу и встречают там Хозяйку.
Хозяйка (Х.). Здравствуйте, гости дорогие. Милости прошу в мой дом. Присаживайтесь, посидим рядком да поговорим ладком. (Дети садятся на скамейки). Заметили, что у меня мебель особенная, не как у вас. Я в городе никогда не была, а мне интересно узнать, какая у вас мебель? (Дети называют предметы мебели). Вот сколько мебели у вас в городе. Я и названий таких не слышала никогда.
2 часть. Рассматривание сундука.
Х. А вы садитесь потеснее, слушать будет веселее. Скажите ребята, где же вы у себя в городе вещи храните?
Дети (Д.). В шкафу.
Х. Как вы думаете, где я свои вещи храню? (Дети дают варианты ответов) для вещей у меня есть сундук. Скажем вместе: сундук. (хоровой и индивидуальные повторы детей).
Х. Из чего сделан сундук?
Д. Из дерева.
Х. Значит, сундук какой?
Д. Сундук деревянный.
Х. Что есть у сундука?
Д. Крышка, стенки, ручки, дно, замок,
Х. Из чего сделаны замок и ручки?
Д. Из железа.
Х. Значит, они какие?
Д. Железные.
Х. Почему ручки и замок делают из железа?
Д. Чтоб не сломались.
Х. Да, ручки и замок у сундука не сломаются, потому что они из железа, прочные. Скажем все вместе: прочные. (Хоровой и индивидуальные повторы детей).
Х. Попробуйте сдвинуть сундук с места, не держась за ручки.
Дети пытаются сдвинуть сундук с места. Затем предлагается переместить сундук за ручки, и дети выясняют, что так его легче сдвинуть.
Х. Для чего же у сундука ручки?
Д. Чтобы легче было поднимать сундук.
Х. Правильно, за ручки нам с дедом легко и удобно поднимать и переставлять сундук.
Х. Для чего на сундуке замок?
Д. Чтобы запирать сундук.
Х. Да, я запираю сундук, чтобы ничего не пропало. Это хорошо. А иногда и плохо, что есть замок на сундуке. Почему?
Д. Можно потерять ключ – и тогда не достанешь вещи. Замок может сломаться и т. д.
Х. Что нужно сделать, чтобы этого не случилось? (дети дают варианты ответов). Ребята, крышка у сундука – это хорошо? Почему?
Д. Вещи не будут пылиться. Не будет видно одежду и т. д.
Х. Но иногда и плохо, что есть крышка у сундука. Почему?
Д. Можно прихлопнуть палец и т. д.
Х. Что нужно сделать, чтобы этого не случилось? (Дети дают варианты ответов). Хорошо, что сундук такой большой? Почему?
Д. В него много вещей можно положить.
Х. Но это и плохо, что он большой. Почему?
Д. Его трудно сдвинуть с места. Много места в доме занимает.
Х. Что сделать, чтобы он не мешал? (Дети дают варианты ответов).
Х. (открывает сундук) Ой, ребята посмотрите, и с платками попляшите исполняется танец «Русский перепляс»
4 часть. Практическая деятельность детей.
Конструирование предметов мебели из бросового материала.
Хозяйка вносит лукошко с различным материалом.
Х. Сейчас я вам расскажу, что в лукошке для вас припасла. Набралось тут у меня всякой всячины. Раз про мебель мы речь вели, то и попробуем ее сами смастерить.
Хозяйка достает бросовый материал, рассматривает его с детьми и предлагает свои варианты мебели: обеденный стол из катушек и картона, диван и лавка из спичечных коробков, стул из коробков и бутылки.
Х. А теперь давайте поиграем
Пальчиковая гимнастика
Ну-ка, братцы, за работу
(поочередно разгибать пальцы, начиная с большого).
Покажи свою охоту:
Большаку дрова рубить,
Печи все тебе топить,
А тебе воду носить,
А тебе обед варить,
А тебе посуду мыть.
А потом всем песни петь,
Песни петь да плясать
(энергично шевелить всеми пальцами,
Наших деток забавлять.
Дети мастерят предметы мебели по образцу. Звучит фонограмма русской народной мелодии «Пойду ли, выйду я ли». По ходу работы Хозяюшка использует пословицы: «Была бы охота – заладится работа», «Всякому молодцу ремесло к лицу».
5 часть. Заключительная.
Х. Молодцы, ребята! Вы не только много про мебель знаете, но и сами умеете ее изготавливать. Все может в хозяйстве пригодиться, если подключить смекалку, старание да умение. Да и я от вас узнала, какая мебель есть у вас в городских квартирах. А сундук вам мой понравился? Вот ведь какое чудо!
Дети прощаются с Хозяйкой и забирают поделки в группу.
Конспект НОД разработан воспитателем А. В. Петруниной