Инна Савельева
Конспект НОД по речевому развитию «Посуда» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по речевому развитию в средней группе
Тема: «Посуда»
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию „Посуда“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Цели: расширять представление о посуде; расширять запас слов по теме: «Посуда»; познакомить с названиями предметов посуды; развивать умение описывать предмет; воспитывать интерес к предметам окружающего мира.
Задачи:
Обучающие:
1. Закреплять понятия чайная, столовая, кухонная посуда.
2. Уточнить и активизировать словарь по теме.
3. Учить составлять описательные рассказы о посуде вместе с воспитателем.
4. Совершенствовать грамматический строй речи, развивать глагольный словарь, учить подбирать антонимы.
5. Продолжать формировать обобщающее понятие – посуда, различать и называть отдельные части предметов посуды.
6. Расширять словарь, побуждать детей при сравнении пользоваться антонимами.
Развивающие задачи :
1. Развивать слуховое восприятие, внимание, произвольность, интонационную выразительность.
2. Формировать правильную артикуляцию.
3. Развивать зрительное внимание, память, тонкую и общую моторику, ко-ординацию речи с движением.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Подготовительная работа:
-изучение названия посуды;
- выделение общих и отличительных признаков;
- изучение частей посуды;
-рассматривание иллюстраций ;
Словарная работа:
- Сложные слова: посуда, кастрюля, тарелка, сковорода, чайник, чашка, стакан, кувшин, блюдце, банка, крышка, ручка, стенка, дно, склеить, жарить, варить, кипятить, наливать, пить, готовить, разбитая, чистая, грязная, стеклянная, деревянная, пластмассовая, металлическая, глиняная, фарфоровая, склеенная.
Оборудование и материалы: наборное полотно, картинки с изображением посуды, мяч, схема для составления описательного рассказа.
Ход образовательной деятельности:
1. Воспитатель: Чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить, выполните мое задание. Опустите руку в мешочек, нащупайте один предмет, ощупайте его и скажите, что это, как вы догадались об этом.
Дети по очереди опускают в мешочек, нащупывают предметы и рассказывают о том, как они их узнали, а затем достают их из мешочка и кладут на стол.
1-й ребенок: Я нащупал чайник. Он круглый. У него есть носик и ручка. (И т. д.)
Воспитатель: Молодцы. Вы все угадали предметы и хорошо рассказали. А теперь подумайте, как назвать эти предметы одним словом.
Дети: Посуда.
Воспитатель: Правильно. А для чего нужна посуда, вы знаете?
Дети: В посуде готовят и хранят еду, из посуды едят.
Воспитатель: Вы наверняка уже догадались о чем сегодня пойдет речь, конечно же о посуде.
2. Дидактическая игра «Один – много».
- Дети хотите поиграть? (Да) .
- Вставайте в круг. (Воспитатель называет предмет в единственном числе, а дети – во множественном) .
- Одна тарелка - много тарелок.
- Одна банка – много банок.
- Один стакан – много стаканов.
- Один кувшин – много кувшинов.
- Одно блюдце – много блюдцев.
- Одна миска – много мисок.
- Один горшок – много горшков.
- Один чайник – много чайников.
3. Упражнение «В магазине»
- Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Магазин». Сегодня в магазин привезли новый товар, и продавцы не успели его разобрать. Давайте поможем расставить посуду на полки.
На верхнюю полку поставить нужно чайную посуду, на вторую полку – кухонную посуду, а на нижнюю полку – столовую посуду.
Воспитатель вызывает желающих детей и помогает, если это необходимо.
Остальные дети оценивают правильно ли выполнено задание.
Чайник, чашка, блюдце, сахарница.
- Для чего нужна чайная посуда?
- Когда пользуются столовой посудой и почему она так называется?
- Верно. А где используется кухонная посуда? Для чего она нужна?
- Молодцы, хорошо справились с заданием. А теперь давайте поиграем с пальчиками.
4. Физкультминутка. «Помощники»
Раз, два, три, четыре, пять
Будем маме помогать
Быстро чашки мы помыли
Про тарелки не забыли
Всю посуду мы убрали
Очень сильно мы устали
Дети шагают
Хлопают в ладоши
Круговые движения ладонями
Круговые движения ладонями
Разводят руками в стороны
5. Дидактическая игра «Чего не хватает?».
- Дети посмотрите, какая чистая посуда, но чего нет у чашки? (Стенок). Значит чашка без стенки.
- Чего не хватает у чайника? (Носика). Значит чайник без носика.
- Чего не хватает у стакана? (Дно). Значит стакан без дна.
- Чего не хватает у кастрюли? (Ручек). Значит кастрюля без ручек.
- Чего не хватает у тарелки? (Дна). Значит тарелка без дна.
6. Составление описательного рассказа о посуде.
А теперь я предлагаю вам побыть настоящими писателями и придумать рассказ о любом предмете посуды. Чтобы было легче описывать предмет – посмотрите на схему-подсказку.
Что это?
Какого цвета?
Какого размера?
Из какого материала сделана?
Какая по назначению?
Это чайник. Он большой, металлический, красный. У него есть крышка, носик, ручка. Чайник это кухонная посуда. В нём кипятят воду.
7. Артикуляционные упражнения
- Вы составили интересные рассказы, пускай ваши головы отдохнут и поработают мышцы лица.
- Давайте представим, что нас угостили морковкой. Она сладкая и твердая. Покажем, как мы будем ее жевать.
- В деревне у бабушки нет чайника, зато есть пузатый, важный самовар.
Давайте надуем обе щеки одновременно.
- Самовар закипел и пора ставить на стол чашки. Давайте сделаем упражнение «Чашечка».
- Молодцы! Все упражнения хорошо выполняли.
8. Упражнение «Что делать?»
Воспитатель предлагает детям выбрать по одной картинке с изображением посуды и взять ее себе.
- Посмотрите на картинки, которые вы выбрали, и расскажите, для чего нужна эта посуда, что можно с ней делать. Подберите, как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Что делать?»
На сковороде можно жарить. Ее можно мыть, чистить.
Поварешкой наливают. Ее можно мыть.
В тарелку можно наливать суп, из нее можно есть. Ее можно мыть, вытирать.
9. Игра «Разбитые чашки».
Воспитатель предлагает детям пройти за столы и помочь ему склеить чашки, которые нечаянно разбились.
Воспитатель: Помогите, пожалуйста, мне, склеить чашки, которые нечаянно разбились. Они выглядят вот так, как эти чашки на картинке.
Дети выполняют задание. Логопед оказывает им помощь, если это необходимо. Затем дети собирают части в конверты.
10. Игра «Четвертый лишний»
- Вы молодцы. Следующее задание на внимание. Я буду называть слова, а вы должны сказать какое слово лишнее и почему.
-Стакан, стол, тарелка, ложка.
-Ложка, вилка, чашка, нож.
-Кастрюля, сковорода, чашка, ковш.
11. Игра «Скажи наоборот» (с мячом)
- Сейчас мы поиграем с мячом в игру «Скажи наоборот». Я бросаю мяч и называю слово, а вы говорите как будет наоборот.
Ложка чистая – ложка грязная.
Тарелка глубокая – тарелка мелкая.
Чашка большая – чашка маленькая.
Сковорода тяжелая – сковорода легкая.
Ножик старый – ножик новый.
12. Итог занятия (оценка работы детей)
Воспитатель предлагает вспомнить все задания, которые они выполняли, рассказать, что им было интересно. Затем он оценивает работу детей.
Литература
1. Развитие связной речи детей : образовательные ситуации и занятия: средняя группа/ авт. - сост. О. Н. Иванищева, Е. А. Румянцева. – Волгоград: Учитель, 2013. – 239с.
2. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа/ авт. - сост. Лыкова И. А. – учебно методическое пособие М. : И Д «Цветной мир», 2012. – 144с.
3. Художественный труд. Средняя группа : авт. – сост. И. А. Лыкова : рабочая тетрадь.
4. картотека предметных картинок выпуск 28. Оснащение педагогического процесса в ДОУ.
5. Интернет ресурс.