Елена Юткина
Конспект открытого НОД по речевому развитию в средней группе «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Уточнить представления о семье и родственных отношениях.
Задачи:
Образовательные
• Формировать представления детей о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
Развивающие
• Развивать диалогическую речь.
• Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, обогащать и активизировать словарный запас имен прилагательных.
Публикация «Конспект открытого НОД по речевому развитию в средней группе „Моя семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Средняя группа
- Темочки
• На примере пальчиковой игры «Моя семья», научить детей показывать и называть пальцы (мизинец, безымянный, средний, указательный, большой).
Воспитательные
• Воспитывать заботливое отношение к близким людям, чувство взаимопомощи в семье
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята сегодня мы пришли с вами в зал, посмотрите, сколько здесь гостей, давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята посмотрите, а что это лежит на полу?
Дети: Перчатка.
Воспитатель: Правильно, скажите, а для чего нужна перчатка?
Дети: Её одевают на руки.
Воспитатель: А зачем её одевают на руки?
Дети: Чтобы пальчики не замерзли.
Воспитатель: Ребята, эту перчатку кто-то потерял. В этой перчатке кто-то живет. А кто в ней живет?
Дети: Пальчики.
Воспитатель: А у вас есть пальчики?
Дети: Да.
Воспитатель: Приготовьте свои пальчики, давайте с ними поиграем.
Пальчиковая игра:
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
А этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья.
Воспитатель: Ребята, а про что эта игра?
Дети: Про семью.
Воспитатель: Да, эта игра про семью. Но семьи бывают разные. Бывает маленькая семья : мама и ребенок, а бывает семья большая, где есть мама, папа, дети, бабушка, дедушка. У всех вас тоже есть семья.
Ребята у меня есть силуэт ладошки, давайте на неё посмотрим.
(На доске появляется ладошка)
У вас тоже есть ладошка. Посмотрите на неё и найдите самый маленький пальчик. Этот пальчик называется мизинчик. Он самый маленький, он малыш.
(На ладошке появляется лицо ребенка)
Посмотрите, на ладошке появился ребенок. Когда я была маленькой девочкой, подружки меня называли Лена. А моя мама меня ласково называла Леночка. Сейчас мы с вами поиграем и узнаем, а как же вас называет ласково мама. А я вам приготовила волшебную шкатулку, которую мы сейчас заполним ласковыми, добрыми словами, чтобы часто ими пользоваться и не забывать. Под каждым вашим стульчикам лежит две звездочки, возьмите одну, посмотрите на неё и вспомните, как же вас ласково называет мама.
Словесная игра «Назови ласково»
Воспитатель: Вот видите, как вас любят мамы, называют вас ласково.
Дети давайте посмотрим на следующий пальчик, который рядом с малышом. Этот пальчик ребята без имени. Он так и называется безыменный. Этот пальчик мама. Посмотрите на экран этот пальчик мама.
(на ладошке появляется лицо мамы)
Воспитатель: Ребята у вас у всех есть мамы.
- Как хорошо, когда у каждого ребенка есть своя мама. А знаете ли вы, что мамы есть не только у детей. Мамы есть и у птиц, и у животных.
У зайчат мама … (зайчиха).
У лисят мама … (лиса).
У волчат мама … (волчица).
У медвежат мама … (медведица).
У бельчат мама … (белка).
У утят мама … (утка).
У цыплят … (курица).
У поросят … (свинья).
У теленка (корова).
У жеребенка … (лошадь).
- Мамы птиц и животных так же любят своих детей, как и ваши мамы. Они учат их всему: умываться, чистить шерстку, бегать, прыгать, добывать себе корм.
Воспитатель: Давайте теперь посмотрим на следующий пальчик. Этот пальчик называется средний. Этот пальчик папа, он находится в середине.
(на ладошке появляется лицо папы)
У вас всех есть папа. А сейчас скажите мне какой у вас папа. Подумайте и скажите мне. У нас есть волшебная шкатулка, которую мы сейчас заполним ласковыми, добрыми словами. Возьмите оставшуюся звездочку под вашими стульчиками.
У Сони, какой папа – красивый,
У Дениса, какой папа – сильный и т. д.
Воспитатель: Видите, как много хороших слов, вы сказали про своих пап. Давайте посмотрим на свою ладошку и найдем следующий пальчик. Этот пальчик называется указательный. Этот пальчик бабушка. Посмотрите на ладошку.
(на ладошке появляется лицо бабушки)
Воспитатель: Давайте встанем в круг и немного поиграем.
Физминутка «Бабушка»
Устала наша бабушка, (дети стоят в кругу)
Присела на порог. (приседают)
«Куда пропал, куда пропал, (берутся руками за голову)
Куда пропал внучок?» (и раскачивают из стороны в сторону)
Подумала, поохала, (встают)
Потом тихонько встала,
Пошла вокруг да около (идут по кругу друг за другом)
Искать внучка сначала.
Воспитатель: Ребята давайте посмотрим на нашу ладошку, у нас ещё один пальчик остался. Какой это пальчик.
Дети: Большой
Воспитатель: Самый большой пальчик. Этот пальчик дедушка.
(на ладошке появляется лицо дедушки)
Ребята у вас у всех есть дедушки, а вот Денис. Приготовил нам стихотворение про своего дедушку. Давайте послушаем.
(Ребенок читает стихотворение)
Мой дедушка – волшебник! Вы поглядите сами, –
Читает он газету с закрытыми глазами!
Потом рычит, как тигр, когда ложится спать.
Товарища для игр такого поискать!
Воспитатель: Какое хорошее стихотворение рассказал нам Денис. Вот посмотрите, у нас на ладошке получилась семья.
Воспитатель: Ребята как вы думаете какая у нас получилась семья?
Дети: большая, дружная, веселая, добрая, хорошая, строгая, здоровая, крепкая, счастливая и т. д.
Воспитатель: А как вы думаете, что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение?
Дети: Чтобы в семье было радостное настроение нельзя ссориться; обижать; нужно помогать друг другу, любить друг друга, защищать и т. д.
Дидактическая игра с мячом
«Кто как трудиться в нашей семье?»
- Молодцы какие, всё Вы знаете, а сейчас я узнаю, кто и как трудиться в вашей семье? Встанем возле своих стульчиков. Я буду бросать мяч каждому по очереди, а Вы должны будете поймать и сказать, кто же выполняет ту или иную обязанность у Вас в доме: папа, мама, бабушка, дедушка, сестра, брат или Вы.
Например: - Ходит на работу? Кто? ( Ответы детей: мама, папа)
-Готовит пищу? (Мама, папа, бабушка)
- Ходит в магазин за продуктами? (мама, папа)
- Учит уроки? (брат, сестра)
- Вяжет носки, варежки? (бабушка)
- Наводит дома порядок: пылесосит, вытирает пыль, моет полы? (мама)
- Играет в игрушки? (я, братик, сестренка)
Воспитатель: Молодцы! Как мы уже знаем у каждой семьи есть свой дом. И я вам предлагаю, ту перчатку, которую мы с вами нашли в начале занятия подарить нашей ладошке. Пусть у этой семьи будет свой дом. А теперь посмотрите на свою ладошку, на семью. Чтобы вашим пальчикам и вашей ладошки было тепло и уютно, необходимо украсить дом для вашей ладошки. Посмотрите, какие есть дома для ладошек.
(На доске появляются перчатки детские разные, цветные)
Воспитатель: Красивые?
Дети: Да.
Воспитатель: Что изображено на этих домиках?
Дети: Снежинки, полоски, кружочки и т. д.
Воспитатель: Я предлагаю вам пройти за стол и раскрасить дом для своей ладошки.
(Дети садятся за стол, рисуют, на фоне играет спокойная музыка)
Воспитатель: Ребята заканчиваем свою работу, проходим в круг.
Итог НОД:
- Друзья мои, а теперь подведём итог нашего занятия. О чём мы с Вами сегодня говорили? А что Вам больше всего понравилось или запомнилось?
(Индивидуальные ответы детей).
- Правильно, о семье : о маме, о папе, о бабушке с дедушкой, о брате с сестрой. А сейчас я хочу подарить вам медали «Знаток семьи».
Волшебную шкатулочку с добрыми и ласковыми словами мы возьмем с собой в группу и будем ей регулярно пользоваться.
Прошу выйти ко мне (4 ребенка)
Семья — это счастье, любовь и удача,
Семья — это летом поездки на дачу
Семья — это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение, трепет.
Семья — это труд, друг о друге забота
Семья — это много домашней работы
Семья — это важно!
Семья — это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
«Какая хорошая Ваша семья!».
Воспитатель: Молодцы, вы меня очень порадовали своими ответами.