Валя Лыкова
Пересказ сказки А. Суконцева «Как ёжик шубу менял». Конспект НОД по речевому развитию в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: «Речевое развитие»
Тема: Пересказ сказки А. Суконцева «Как ежик шубу менял».[/b]
Цель: Учить детей пересказывать произведение с опорой на мнемотаблицу.
Задачи: Развивать умение детей слушать небольшую сказку, видеть взаимосвязь между содержанием и названием сказки. Продолжать учить отвечать на вопросы по произведению, пересказывать небольшие сказки с опорой на мнемотаблицу. Формировать умение правильно согласовывать слова в предложении. Закрепить полученные знания об образе жизни и повадках ежа. Активизировать и расширять словарный запас детей
Развивать у детей внимание, память, зрительное и слуховое восприятие.
Воспитывать интерес к сказкам, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам (умение слушать ответы сверстников, не перебивать, желание прийти на помощь.
Оборудование: мнемотаблица для составления пересказа, игрушки – еж, заяц, бубенчики, корзинка, настольная ширма.
Словарная работа: иголки, игольчатая (шубка, надёжная (шубка)
Интеграция ОО: «Познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», «физическое развитие».
Предварительная работа: разучивание игры-приветствия, физ. минутки, рассматривание игрушек (зайца, ёжика, рассматривание картин.
ХОД
Вводная часть
1. Организационный момент.
(Привлечение внимания детей звоном бубенцов)
«Бубенцы звучат всех ребят собрать спешат.
Хотят что-то узнать или гостя к нам позвать»
Ребята, а вы сами чего хотите, что-то узнать или гостя по-звать?
А вы дружные ребята?
В круг скорее становись
Своей дружбой поделись.
Игра – приветствие «Солнечные лучики»
(Дети вместе с воспитателем поднимают руки и соединяют пальчиками в центре круга)
Все мы дружные ребята.
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло!
Основная часть
Сюрпризный момент. Звучит запись – звук, который издает ёжик, когда что-то нюхает)
- Ребята, вы слышите, какие то странные звуки.
Кто-это может быть?
- Может быть кто-то за ширмой сидит? (убрать ширму, за ней корзинка, закрытая салфеткой)
- Не хочет гость наш выходить, просит его узнать.
Загадывание загадки от лица гостя:
Живу я возле елки
У просеки лесной
Ношу с собой иголки
Хотя я не портной.
Ребята, кто это такой? (Еж) (открыть ширму, еж в корзинке)
- Ежик маленький, а вы такие большие, боится он выходить. Поздороваемся с ежиком и поиграем, что бы он нас не боялся.
2. Дыхательное и имитационное упражнение «Ежик»
Дети, покажите, как ежик ищет еду, морщит носик, фыр-кает ф -ф - ф); как сердится? (хмурит брови, произносит звук пых-пых-пых); как сдувает и надувает щеки (пу-у-у,
Ёж устал (выдох горлышком с призвуками: ха –а –а, по-кажите, как еж сворачивается в клубок от опасности.
(достать ежа из корзинки)
3. Упражнение «Какой»
- Посмотрите ребята, ежик вылез из корзинки. Почему?
- Ёжик не боится больше вас.
- Посмотрите на ежика, и скажите, какой ёжик?
(побуждать детей высказываться фразами: ёжик колючий, ёжик маленький, ….
- Какой ежик по характеру?
4. Постановка вопроса для определения цели.
- Скажите ребята, а вы знаете, для чего ёжу иголки?
- А у кого и какие ещё бывают иголки? (у кактуса, швей-ные, у елки, у розы).
А как вы думаете, бывают ежи без иголок? Почему?
А знаете историю про ежика, у которого не было иголок.
Не все ребята знают, а давайте вспомним эту историю и расскажем для тех, кто не знает.
Только нам нужна помощь, может быть какая –то подсказ-ка. Что нам может помочь?
- А подсказкой нам будут картинки.
5. Чтение с последовательной демонстрацией картинок - элементов мнемотаблицы. https://zooclub.ru/skazki/kak-yezhik-shubu-menyal.shtml
6. Беседа.
- В какое время происходит действие сказки?
- Что забыл сделать ежик?
- В какой шубке гулял зайка в лесу?
- К кому ёжик ходил менять шубку?
- Что хотел сделать ежик, когда встретил лису?
- А почему ёжик не смог убежать от лисы?
- Где спрятался ежик?
- Чем закончилась сказка? (Оставил себе ёжик шубку как у зайца? Почему поменял шубку?
7. Сюрпризный момент.
- Ребята, кто-то к нам ещё в гости пришел? И в комнату уже зашел. (достать игрушку – Заяц)
Привет ребята, выходите поиграть.
Раз, два повернись, дружно в зайцев превратись.
Физ. минутка «Зайка»
Скок-поскок, скок-поскок,
Зайка прыгнул на пенек.
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть,
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-поскок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки.
- Хорошо поиграли.
- Раз, два, повернулись
- Зайцы в деток обернулись.
- Я пришел похвастаться вам своей новой шубкой.
Посмотрите какая она у меня.
А ещё у кого, какая шубка знаете?
Помоги рассказать, нужное слово подобрать.
8. Игра «Доска словечко» (По пальчиковой игре «У кого, какая шубка»)
Шуба серая – у … волка,
Шуба ежика в … иголках,
Шуба рыжая …. лисы -
Удивительной красы.
Шуба белая у …. зайца,
У медведя – …. бурая
Не страшны ему дожди
И погода …. хмурая! (Дети поочередно загибают пальцы на руке, перечисляя диких животных и цвет их «шуб»)
9. Пересказ сказки детьми.
Зайка: Ребята, мы с друзьями шубки поменяли. И всю зиму будем играть, веселиться. Давайте уговорим ёжика, тоже шубку поменять, на такую же как у меня.
В: Ребята, нужна ежику зайкина шубка?
- Он не знает истории, что произошла с другим ёжиком.
Кто ему расскажет?
- Кто-то начнет рассказ, а другие продолжат.
В ходе пересказа, задаю детям наводящие вопросы, исп. зайца и ежа: Что было дальше? Кого встретил ёжик в лесу? И тд.
(Пересказывают сказку по цепочке. С опорой на мнемотаблицу)
Заключительная часть: Итог и рефлексия
(В завершении пересказа, положить ежика в корзинку)
- Заяц: Интересная сказка. А как она называется?
- А вам, ребята, понравилась сказка?
- А кто интересно и правильно рассказывал сказку?
- А что помогало вам рассказывать? (подсказки, картинки)
- Ребята, а где ёжик?
- Почему он в корзинку забрался? (Что ежи делают зимой)
- Ребята, я вам помогу и ёжика домой на санках отвезу.
А потом своим друзьям сказку, расскажу.
(звучат бубенцы)
Воспитатель: Бубенцы звенят у детей узнать хотят.
Вас бубенцы приглашали, гостей к нам звали?
Какие гости были?
А что- то нового вы узнали?
Кому об этом рассказали?