Екатерина Владимировна Скопова
Конспект НОД по речевому развитию «В гостях у бабушки Рассказушки» в средней группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "В гостях у бабушки Рассказушки".
Цель: закрепить знания детей о знакомых сказках".
Задачи:
-учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам;
-развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать,
делать выводы и умозаключения; расширять активный словарь, активизировать устную
речь, учить подбирать признаки к словам, согласовывать прилагательные с существительными в роде. Развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность;
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию „В гостях у бабушки Рассказушки“ в средней группе детского сада» размещена в разделах
-закрепить название русских сказок;
-воспитывать интерес к русским народным сказкам и прививать любовь к устному
народному творчеству.
Оборудование: проектор, ноутбук, волшебный мешочек, шкатулка плетёная из
лозы, герои сказок (игрушки для кукольного театра, платок и очки
для бабушки Рассказушки, кот-Мурлыка (игрушка, домик для
переодевания
или ширма, сказочные предметы (картинки или изображения на эк-
ране, коробочки с изображением иллюстраций сказок, клубочек,
стол, стулья по количеству детей, цветок ромашки, книга со
сказками или
раскраски для детей.
Словарная работа: Присказка, сказка.
Предварительная работа:
-Чтение русских народных сказок.
-Рассматривание иллюстраций.
-Игры-инсценировки по русским народным сказкам.
Методы и приёмы:сюрпризный момент, беседа, ответы на вопросы, обращение к
опыту детей, загадывание загадок, педагогическая оценка и поощ-
рение, демонстрация, рассматривание иллюстраций, физкультми-
нутка, дыхательная гимнастика.
Ход занятия.
Дети с воспитателем входят в группу.
Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам на занятие по развитию речи пришли гости.
Давайте поздороваемся с ними.
Дети приветствуют гостей.
Воспитатель:Ребята, сегодня наше занятие мы проведём в необычном месте, мы,
пойдём в гости. Вы любите ходить в гости?
Ответы детей.
Воспитатель:Ой, ребятки, я тоже люблю ходить в гости, но я потеряла волшебные
слова, которые должна подарить хозяевам. Вы их не находили? А в
кармашках нет, а может в ботинок спрятались или под воротничок?
Дети осматривают себя.
Воспитатель: Вот беда, что же делать? А я придумала, а давайте вы мне каждый
подарите волшебное слово для похода в гости.
Дети по очереди складывают слова в шкатулку воспитателя.
Воспитатель: Теперь я спокойна, вы мне помогли найти волшебные слова-
приветствия. И я хочу вас отблагодарить. Я приглашаю вас в гости к
моей знакомой бабушке Рассказушке, которая очень любит
рассказывать сказки.
Воспитатель с детьми подходит к дому бабушки и стучит в окно.
Воспитатель: Бабушка Рассказушка ты дома? А я к тебе в гости ребят привела. Ой,
не слышит, старенькая она уже плохо слышит. Ребята, садитесь пока
на лавочку, а я в домик войду и бабушку поближе позову.
Воспитатель входит в дои и зовёт бабушку. В домике воспитатель быстро надевает пла-
ток и очки, берёт игрушку кота и выходит к детям.
Бабушка Рассказушка:Ой, какие гости ко мне пожаловали. Здравствуйте детишки,
девчонки и мальчишки.
Дети приветствуют бабушку.
Бабушка Рассказушка: Я, ребята, бабушка Рассказушка! А это мой котик Мурлыка.
Он мне песенки поёт. А как он их поёт вы знаете?
Ответы детей.
Бабушка Рассказушка: А вот мы с Мурлыкушкой хотим и ваши имена узнать, только
скажите их тихо и ласково, а то мой котик боится громких слов.
Вот как вас мамуля называет так и скажите, погладив Мурлыку.
Бабушка обходит по очереди детей и узнаёт их ласковые имена. Затем бабушка садится на табуретку или стул и котика сажает на колени.
Бабушка Рассказушка: Ребята, а вы любите сказки?
Ответы детей.
Бабушка Рассказушка: А что же обозначает слово сказка?
Ответы детей.
Бабушка Рассказушка: Да ребята, сказка это история рассказанная кем-либо. А за
что вы любите сказки?
Ответы детей.
Бабушка Рассказушка: А кто придумывает русские народные сказки?
Ответы детей.
Бабушка Рассказушка: А какими словами начинаются сказки?
Ответы детей.
Бабушка Рассказушка: Да, молодцы, много про сказки знаете. В сказках
происходит то, чего не бывает в обычной жизни. Звери
разговаривают, люди пользуются волшебными
предметами. А какие вы знаете волшебные предметы?
Если дети затрудняются с ответом, то бабушка показывает картинки и называет первое
слово: сапоги. скороходы, шапка. невидимка и т. д.
Бабушка Рассказушка: А чем заканчиваются сказки?
Ответы детей.
Бабушка Рассказушка: Молодцы! А вы знаете что сказка начинается с присказки.
Присказка-это предисловие или начало сказки. Вот например:
Стоит терем -теремок
На дверях висит замок.
Мы замочек открываем
Сказку в гости приглашаем
Слушай тихо и гляди.
Сказка, в гости приходи!
Бабушка Рассказушка: А вы то, знаете сказки? А я вот проверю как вы их знаете. Я
буду вам загадывать загадки-подсказки, а вы отгадайте что
за сказка. Только слушайте внимательно, а то сказки
волнуются, боятся что вы их не помните и совсем забыли.
1. Стоит домик расписной,
Ох, красивый он какой!
В нём зверюшки жили-
Жили не тужили.
Но пришёл медведь
И давай реветь.
Мишка домик завалил,
Чуть друзей не раздавил!
Какая это сказка?
Дети: Теремок!
Бабушка Рассказушка: Кто первый пришёл к теремку?
Дети: Мышка-норушка!
Бабушка Рассказушка: А кто последний пришёл к теремку?
Дети: Медведь!
Бабушка Рассказушка: А почему медведь не смог войти в теремок?
Дети: Медведь большой, а теремок маленький.
Бабушка Рассказушка: Ух, какие вы умные. Слушайте следующую загадку.
2. Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок,
Всё ж попался. (Колобок).
Дети: Колобок!
Бабушка Рассказушка: Кого Колобок встретил в лесу?
Дети: он встретил зайца, медведя, волка, лису!
Бабушка Рассказушка: А какую песенку пел Колобок, кто помнит?
Ответы детей.
Бабушка Рассказушка приглашает детей потанцевать с Колобком.
Бабушка Рассказушка: Ой молодец Колобок, повеселил ребят. Ну а теперь сядь
отдохни. А у меня для ребят ещё есть загадка:
3. Сидит в коробе девочка
У Мишки за спиной
Он сам того не ведая,
Несёт её домой!
Что за сказка?
Дети: Маша и медведь!
Бабушка Рассказушка: А кто же помнит, что говорила Маша мишке, когда он хотел
сесть на пенёк и съесть пирожок?
Ответы детей.
Бабушка Рассказушка: Вот это да, умнички какие всё знаете!
Бабушка Рассказушка: А вот у меня клубочек есть волшебный. Давайте с ним поиг-
раем. Я вам буду кидать клубочек и называть сказочного героя,
а вы подберите к нему характеризующие слова из сказки. Я
например говорю Колобок-а вы румяный бок. Поняли?
Бабушка загадывает слова детям и кидает им клубочек:
Петушок. (золотой гребешок, зайчишка. (трусишка, мишка. (Топтыжка, волчок. (се-
рый бочок, мышка. (норушка, лягушка. (квакушка, лисичка. (сестричка, бычок. (смоляной бочок, баба Яга. (_костяная нога).
Бабушка Рассказушка: Вот молодцы! Все справились! Ой, ребятки, а вот ко мне
внучок мой домовёнок Кузька приходил и беспорядок в моей
сказочной избушке навёл. Всех героев сказок распугал и
теперь, я не могу их собрать вместе. Вот не помню, кто в
какой сказке живёт! Помогите мне пожалуйста расселить
всех героев по домикам.
Бабушка Рассказушка подводит детей к столу, где перепутались герои сказок. На столе коробки-домики с иллюстрациями к сказкам, а рядом, на столе, под столом, на стуле герои сказок в хаотичном порядке.
Дети расселяют героев по сказкам (3-4 сказки).
Бабушка Рассказушка: Ой, какие вы шустрые да ловкие, так мне помогли, всех
героев в сказки вернули, спасибо вам! (бабушка кланяется).
Бабушка Рассказушка: А я вам хочу ещё одну сказку рассказать, но не просто
рассказать, а ещё и показать. А сказка называется "Петушок
и бобовое зёрнышко".
Бабушка демонстрирует сказку в виде театра.
Бабушка Рассказушка: Ребята, вы все очень хорошо знаете сказки. Вы настоящие
друзья сказок. У меня есть волшебный цветок, кто его поню-
хает, тот превратиться в героя сказки. А ну-ка кто хочет пока-
зать нам какого-нибудь героя сказки, а мы попробуем отгадать!
Бабушка Рассказушка просит 2-3 детей показать героя сказки.
Бабушка Рассказушка: Я очень рада была с вами встретиться. А вам понравилось у
меня в гостях? А что больше всего понравилось?
В мире много сказок
Грустных и смешных
И прожить на свете,
Нам нельзя без них.
Пусть герои сказок
Дарят вам тепло
Пусть добро навеки, Побеждает зло!
Бабушка Рассказушка: Ну вот ребятки нам пора прощаться, а вам в детский сад
возвращаться. А я пойду, отдохну и Мурлыку заберу.
Бабушка Рассказушка уходит в избу и выходит воспитатель.
Воспитатель: Ну как ребята, вам понравилось у бабушки Рассказушки. А я вот всё
пропустила у бабушки такие сказки интересные, что я зачиталась. Но
надеюсь вы мне всё расскажете? А бабушка Рассказушка дарит вам
вот такие подарки (книга сказок и раскраски). А на этом наше занятие
заканчивается, давайте попрощаемся с нашими гостями и пройдём в
группу.
Дети прощаются и занятие заканчивается.