Жихарева Татьяна Васильевна
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Мы начинаем КВН» с элементами ТРИЗ
▼ Скачать +Заказ
Конспект НОД по речевому развитию
в подготовительной группе»Одуванчик».
Тема:»Мы начинаем КВН» (с элементами ТРИЗ).
Цель: создать условия для развития у детей мышления, воображения, зрительного внимания, умения ориентироваться в окружающем мире.
Программное содержание:
1. Развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию. Развивать логическое мышление, воображение, фантазию детей.
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе „Мы начинаем КВН“ с элементами ТРИЗ» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- КВН. Сценарии по мотивам игры «Клуб весёлых и находчивых»
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
2. Обобщить и закрепить знания детей о свойствах различных веществ посредством элементов ТРИЗ;
3. Продолжать учить детей сочинять волшебную сказку, соединять логической цепочкой действий и превращений отдельные картинки в единый сюжет.
4. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия;
5. Побуждать детей искать способы решения проблемных ситуаций
6. Продолжать учить отвечать на вопросы развернутыми предложениями.
7. Воспитывать дружеские, доброжелательные отношения между детьми,
чувство ответственности и самостоятельности.
8. Воспитывать умение слушать своего сверстника, не перебивая.
Словарная работа: закрепить в речи детей слова: твёрдое, жидкое, газообразное, пар.
Материалы и оборудование: карточки с изображением человечков (твёрдые, жидкие, газообразные); карточки с изображением: дымящий вулкан, облака в небе, труба с дымом, чайник с паром, ванна с водой и мыльные пузыри, стакан сока, банка с компотом, труба с дымом из под машины, флакон с духами, воющий волк изо рта, которого идёт пар, чашка горячего кофе, горящий костёр, чашка борща, кастрюля с кипящей водой-пар. Листы с заданием - филворд – чтение «Деревья», карандаши. ТСО - музыкальное сопровождение –песни В. Шаинского «Мы начинаем КВН»;»Когда мои друзья со мной». Использование ИКТ –презентация.
Ход игры.
Звучит музыка В. Шаинского «Мы начинаем КВН».
Вед: добрый день, добрый день дорогие друзья!
Мы искренне рады вас приветствовать на нашей игре-КВН!
Вас приветствует команда группы «Одуванчик».
Сегодня мы представляем вам новый сезон игры: «КВН-ТРИЗ»
(команда весёлых, находчивых).
Наш девиз: «Наш девиз не унывать, всё пройти и всё узнать!
»Твори, решай, изобретай и занимайся!»
НА нашей игре необходимо жюри: её представители-это замечательные, прекрасные люди. Жюри будет оценивать по пятибальной шкале за каждый конкурс. Если, вы заработаете от 1до 10 баллов, то выигрываете один приз.
Если, вы получаете от 10 до 20 баллов, то выигрываете 2 приза!
Ребята, предлагаю вам быть сегодня смелыми, находчивыми, сообразительными, решительными, как настоящие волшебники.
1 конкурс-разминка. Визитная карточка будущих школьников. Все мы хорошо знаем, что скоро вы пойдёте в школу и к этому готовитесь. Что будет, если не готовиться к школе?
Внимание на экран:
Задание от Незнайки:»Противоположности» (метод противоречий).
Подберите слова противоположные данным по назначению.
Варианты для обсуждения:
1) лекарство (лечит) - болезнь? (убивает)
2) чернила (чернят)-белила? (белят)
3) ножницы (разрезают) -иголка? (сшивает)
4) огонь (поджигает) - вода? (тушит)
5) лед (холодит) - солнце? (греет)
6) дождь (поливает) -жара? (высушивает)
7) порошок (чистит) -грязь? (пачкает)
8) бумага (рвется) -клей? (склеивает)
9) ручей (бежит) - озеро? (стоит)
10) экскаватор (раскапывает землю) - бульдозер? (сравнивает землю)
11) холодильник (замораживает) – микроволновая печь? (оттаивает)
12) шуба (греет) -? (холодит)
Оценка жюри-показ баллов (от1до5).
2 конкурс-«Необитаемый остров» (метод Робинзона).
Ребята, вы у нас смелые? испугаетесь трудностей? Тогда внимание на экран: представьте, что вы оказались на пустынном острове, где есть только (скакалки, пластиковые бутылки, пустые консервные банки).
Вам, необходимо выжить на этом острове, используя только этот предмет. Как, используя их, выжить в течении многих лет? Ведь нужно и жильё, и одежда, и пища.
(принимаются разные варианты, как реальные так и фантастические.).
Использую вопросы: (Что делать? как? Откуда? Зачем? Для чего? Чем можно заменить?
Чем хорош? Чем плох? Чем полезен? Чем неудобен? Где можно использовать? Как быть если?
Как взять кактус не уколовшись?
Оценка жюри – показ баллов.
3конкурс- метод «Моделирование маленькими человечками (ММЧ)».
Ребята, посмотрите на экран и послушайте сказку.
В одной сказочной стране жили весёлые человечки. Они жили в красивых домиках, были они очень дружны и трудолюбивы. Всегда ходили эти человечки, взявшись за руки, и любая работа была им не почём, их трудно было разлучить. (Рисунок с человечками крепко держатся за руки). Но вот однажды. Случилось несчастье. На эту страну напал злой колдун. (Рисунок с жидкими человечками). Он хотел стать владыкой этой страны. И поэтому решил рассорить всё население этой страны. Колдун стал нашёптывать человечкам всякую неправду, и они стали сориться, их дружба стала рушиться и поэтому они не так крепко стали держаться за руки и расцепили руки. А те, которые поверили всем небылицам колдуна, вообще разбежались в разные стороны. (Рисунок с бегущими человечками). С тех пор эта страна превратилась из сказочной в обычную. И человечки стали жить среди нас людей. Но они так и остались- одни дружны. Другие не очень, а третьи сами по себе. Это маленькие человечки, жидкие, твердые, газообразные.
Воспитатель:
Вы, ребята уже знаете этих человечков, мы с вами знакомились с ними.
А какие вы можете назвать предметы, в которых бы жили твёрдые человечки?
Дети:
Камень, дерево, железо, стол, стул, столы, ступени и т. д.
Воспитатель:
Назовите, в каких веществах живут жидкие человечки?.
Дети:
Сок, чай, кисель, молоко, кефир и т. д.
Воспитатель: Ребята, а какие человечки живут в воздухе? Можно ли их увидеть, потрогать?
Дети: нет.
Газообразные человечки, бегущие.
Воспитатель:
Где могут жить эти человечки?
Дети:
В дыме, паре, воздухе, можно увидеть, когда кипит чайник или горит костёр. Потрогать нельзя.
Воспитатель:
Да их не всегда можно увидеть, эти человечки непоседы они прыгучие, бегущие, они газообразные.
Подвижная игра «Изобрази человечков» (звучит музыка).
Сейчас мы с вами поиграем, я буду называть вещество, а вы покажите его состояние своим телом (камень, лужа, дым, дом, дождь, стена, воздух, ручей, пар).
Подвижная игра»Каша кипит». Давайте с помощью маленьких человечков покажем, как каша кипит в кастрюле. (дети образуют круг из «твердых» человечков, в нем – круг их «жидких» человечков, и внутри круга «газообразные» человечки).
Дидактическая игра «Выложи правильно» (звучит музыка).
Детям раздается набор карточек, на которых изображены картинки-предметы: ванна с водой, чашка чая, банка с компотом, стакан с соком, кораблик на море, сосульки на крыше, тарелка с кашей, ложка с капелькой лекарства, чёрный дым от костра; человечки твердые, жидкие, газообразные.
Задание-выложить изображения с помощью человечков.
Расскажите, что у вас получилось?
Оценка жюри – показ баллов.
4конкурс»Создай нового героя» (морфологический анализ).
Ребята, вы любите сказки? Какие бывают сказки (народные, авторские, разные). Внимание, посмотрите на экран. Кто это? Иван - царевич. Предлагаю создать
новый образ Ивана –царевича и придумать новую сказку про него.
Возраст Место жительства Средство передвижени Стиль одежды Характер
Ребёнок Дворец Конь Спортивный костюм Добрый
Подросток Многоэтажный дом Автомобиль Праздничный наряд
Вредный
Юноша Лес Ролики Строгий костюм Нытик
Старик Детский сад Лыжи Шорты и майка Весельчак
и т. д. и т. д. и т. д. и т. д. и т. д.
(Жил-был? кто? И был он какой? Умел делать, что? Делал он это потому, что? Однажды? или и вдруг).
Вопросы:
-Кто?
-С кем?
-Где?
-Когда?
-Что делали?
-Кто пришел?
-Что сказал?
Использую вопросы: (Что делать? как? Откуда? Зачем? Для чего? Чем можно заменить?
Чем хорош? Чем плох? Чем полезен? Чем неудобен? Где можно использовать? Как быть если?.
Молодцы, ребята вы настоящие сказочники, придумали интересную сказку.
Оценка жюри – показ баллов.
Молодцы, ребята вы сегодня были находчивыми и смелыми, сообразительными, как настоящие первоклассники.
Итог: ребята, давайте вспомним с вами, с каких заданий начинался наш КВН? Посмотрите на экран. Что вам запомнилось из заданий? Почему? Чем были полезны для вас эти задания? Что вы придумали, чтобы выжить на необитаемым острове? Какого Иван-царевича вы создали?
Молодцы, ребята вы сегодня были находчивыми и смелыми, сообразительными, как настоящие первоклассники. Оставайтесь такими умными и дружелюбными.
Слово жюри. Награждения, призы.
Воспитатель:
Пусть КВН наш надолго запомнится.
Пусть все желания ваши исполнятся
Пусть все плохое
Пройдёт стороной,
А ТРИЗ вам станет родной!
Звучит песня «Когда мои друзья со мной».