Елена Вишнякова
НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Волшебный орех, или Помоги петушку отыскать дорогу в детский сад»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе.
"Волшебный орех или помоги Петушку отыскать дорогу в детский сад".
Цели:
1. Закрепить навыки четкого произношения и различия звуков [б], [б`] и [п], [п'] в слогах, словах, фразах; закрепить понятия «звонкие и глухие согласные»; учить менять звук в слове, развивать фонематический слух, внимание, память.
2. Активизировать умение согласовывать притяжательные прилагательные с существительным.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Орехи. Поделки из скорлупы
- Петух, петушок. Все материалы с петухами
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
3. Вызвать интерес детей к познанию явлений языка и речи, к экспериментированию со словом и иллюстративным материалом, придумать фантастическую птицу, используя ТРИЗ.
4. Пробудить желание детей сопереживать и приходить на помощь.
Материалы и оборудование: Предметные картинки, на которых изображены паук, ель, тигр, утка, шишка, очки, котенок. Орех-мягкая игрушка, ковролин, мяч. Фонограммы с музыкальными произведениями.
Напольные дорожки с изображением животных и растений. Индивидуальные наборы частей тела разных птиц.
Ход занятия.
Воспитатель: В группу пришло письмо, только я не знаю от кого оно, а чтобы узнать кто его прислал, нужно у каждого слова на картинке определить первый звук. (Выкладываем по порядку на ковролине картинки: паука, ели, тигра, утки, шишки, очков и котенка). Какой первый звук вы слышите в начале первого слова?
Дети: : Звук [п ].
Воспитатель: Верно, дети, а какой гласный или согласный?
Дети: : Согласный, потому что нельзя пропеть.
(Далее идет работа на определение первого звука в каждой картинке). Получили звуки [е], [т], [у], [ш], [о] и [к]. Сложив звуки, дети отвечают, что письмо прислал Петушок. Слово буквами выкладывают на ковролине.
Воспитатель : Давайте прочитаем письмо, которое нам прислал Петушок.
"Здравствуйте ребята! Пишет вам Петушок. Повар пригласил меня к вам на чаепитие, но я никак не могу найти дорогу в вашу группу. Прошу вас мне помочь. Для этого найдите кубик с заданиями и, говоря волшебные слова: "Орех волшебный прокати и Петушку помоги", двигайтесь мне навстречу"
Воспитатель: Ну что же ребята, поможем Петушку? Дети соглашаются, находят в группе орех и, покатав его, говорят волшебные слова:
"Орех волшебный прокати и Петушку помоги".
Открывается задание с изображением звуков [п], [п`] и [б], [б` ].
Воспитатель: Ребята, начинаем играть в «Умников и умниц». Вы сейчас не дети, а "пыхтелки" и "бухтелки". Мальчики говорят слоги па-па-па, пу-пу-пу, пы- пы-пы и т. д., девочки переделывают их со звуками [б], [б `]: ба-ба-ба, бо-бо- бо, бы-бы-бы, бу-бу-бу и т. д.
Физкультминутка.
Хомка-хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щеки моет, шейку трет.
Подметает хомка хату
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.
Дети снова катают орех:
"Орех волшебный прокати и Петушку помоги".
Открывается задание, где изображены животные.
Воспитатель: Идем по дорожкам дальше, но наступаем на те кружочки, где живут животные и растут растения, в названии которых есть звуки [б], [б `] для "бухтелок", и звуки [п], [п'] для "пыхтелок".
Воспитатель: Молодцы, ребята, выполнили задание, а теперь снова катим орех.
"Орех волшебный прокати и Петушку помоги".
(орех подкатывается к панно, на котором нанесены булки и пирожки).
У нас на пути хлебный магазин. Нужно выбрать продукты, названия которых начинается на звуки [б], [б` ] для "бухтелок" и звуки [п] [п`] для "пыхтелок". Кто больше. "Пыхтелки" выбирают пирожки, плюшки, плетенки, пампушки, печенье, пряники, пирог, пончики и т. д. "Бухтелки" выбирают баранки, бублики, батоны, бисквиты, бутерброды. Отбор сопровождается проговариванием ответа полным предложением. Например, "Я куплю пирожки с повидлом".
Снова катают орех:
"Орех волшебный прокати и Петушку помоги".
Открывается задание: картинка с музыкальными инструментами.
Воспитатель: Мы попадаем в город музыкантов, где начался концерт. Музыканты играют на инструментах. Давайте присядем и послушаем. На каком инструменте играет музыкант?
(Звучит фонограмма "барабан", правильность ответа детей сверяется с картинкой, изображающей барабанщика.)
Воспитатель: Как называют музыканта, который играет на барабане?
Дети: Музыканта называют барабанщик.
Воспитатель: Какой первый звук в слове барабанщик?
Дети: Звук [б]. (Проводится анализ звука)
Воспитатель: А сейчас на чем играет музыкант? (Звучит фонограмма "пианино" - Ю. Визбор "Милая моя солнышко лесное" (минусовка,
Дети: Музыкант играет на пианино.
Воспитатель: Красивую мелодию играют на пианино, а слово "пианино" тоже удивительное - у него есть секрет. Это слово не меняется. Мы так и говорим: купить пианино, играть на пианино, в комнате стоит пианино, хочу научиться играть на пианино. Дети, а как называют музыканта, который играет на пианино?
Дети: Это пианист. (Снова идет анализ первого звука в слове)
Воспитатель: А на каком народном инструменте играет следующий музыкант и какой первый звук в нем. (Звучит фонограмма "балалайка" (народная песня "Светит месяц").
Дети: Это звучит балалайка, а исполняет балалаечник.
Воспитатель: Замечательный оркестр получился. Мы с вами поиграем в него на музыкальных занятиях, а сейчас двигаемся дальше.
Дети: Дальше катаем орех:
"Орех волшебный прокати и Петушку помоги".
Начинается игра с орехом (дети задают друг другу вопросы и бросают орех, отвечающий возвращает орех обратно):
У Петушка чей хвост?
Петушиный.
У Петушка чей клюв?
Петушиный.
У Петушка чей сон?
Петушиный.
У Петушка чьи шпоры?
Петушиные.
У Петушка чей голос?
Петушиный.
И т. д.
Затем дети снова катят орех, говорят волшебные слова:
"Орех волшебный прокати и Петушку помоги"
и получают новое задание: смоделировать "фантастическую птицу" из частей разных птиц (например: хвост павлина, туловище сороки и т. д.).
Звенит колокольчик, открывается волшебная дверь и появляется Петушок, который рад встрече с ребятами и новыми друзьями - фантастическими птицами, благодарит детей за помощь в спасении. Дети приглашают Петушка на чаепитие.