Ольга Чистова
Конспект НОД по речевому развитию «Составление рассказа про весну» средней возрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие связной речи, совершенствовать речевые навыки.
Задачи:
Образовательные:
закреплять характерные признаки весны; упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
обогащение и активизация словаря по теме «Весна»;
закреплять умение составлять рассказ по мнемотаблице;
совершенствовать грамматический строй речи;
формировать умение образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Развивающие :
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию „Составление рассказа про весну“ средней возрастной группе» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Весна. Составление описательных рассказов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Средняя группа
- Темочки
развивать умение сравнивать зимние и весенние признаки ;
развивать диалогическую и связную речь;
развивать слуховое внимание и логическое мышление;
развивать речевое дыхание, артикуляционную моторику.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к природе;
воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы;
воспитывать эмоциональную отзывчивость, желание помочь.
Словарная работа: проталины.
Предварительная работа: Наблюдение на прогулке за явлениями живой и неживой природы: (солнце, небо, ветер, почки, птицы). Рассматривание картинок,открыток, альбомов с приметами весны. Чтение художественной литературы, отгадывание загадок, беседы. Дидактические и развивающие игры.
Опорно-эксперементальная: наблюдение за срезанными ветками в группе. Оборудование: мультимедийный проектор, цветы, ваза, конверт с заданиями, мяч, картинки с изображением характерных признаков весны, картинки перелетных птиц, карточки с птицами, снежинка, солнышко веселое и грустное (для рефлексии).
конверт с раскрасками на весеннию тему,аудиозапись ручья,угощение - корзина с цветами из конфет.
Содержание совместной деятельности детей и воспитателя.
Действия воспитателя Деятельность детей
Организационный момент.
Ребята я приглашаю вас встать в круг. Я так рада видеть сегодня всех вас! У меня такое хорошее настроение и я хочу поделиться им с вами. Давайте соберем красивый букет пожеланий.
Пожелаем друг другу
Тепла и добра
Хорошего настроения Всем нам с утра! А сейчас поставьте свои цветочки в вазу. Вот какой красивый букет из наших пожеланий мы с вами собрали! Вам нравится?
Основная часть.
Сегодня утром я обнаружила у двери нашей группы красивый конверт с надписью: «Для детей средней группы «Колокольчик». Хотите узнать, что там? Давайте посмотрим.
Да здесь сказка, послушайте:
Жили-были четыре времени года: зима, весна, лето и осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром. Каждая свои три месяца. Но однажды зима решила, что она самая главная и не захотела уступать место весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали от зимы, от холода. Забеспокоились осень и лето. А весна сказала : не печальтесь, у меня есть чудо, которое сможет победить холод.
Нам нужно отгадать загадку:
По небу гуляет, всех согревает.
-Да, солнце самое большое и доброе. Вот оно спряталось в конверте. Ой, а лучики рассыпались.
Д/ и: «солнышко весной». (подбор прилагательных).
Давайте соберем лучики и расскажем, какое у нас солнце. Воспитатель после каждого названного прилагательного прикрепляет лучики к солнышку.
А дальше ничего нет, листок оборван. Но в конверте лежат картинки – подсказки и они нам помогут продолжить сказку. Так, что же произошло, когда появилось весеннее солнышко? Достает картинку с изображением подснежников на проталине. Просит детей описать, что они видят на картинке?
(растаял снег, на проталинах распустились подснежники).
Словарная работа: а вы знаете, что такое проталина. Место, где снег растаял раньше и видна земля называется проталина. Просит детей повторить новое слово.
Воспитатель предлагает детям показать, как распускаются подснежники. Воспитатель комментирует: Цветочки медленно, медленно тянутся к солнышку, оно их согревает и наши цветочки постепенно раскрывают свои лепестки. Вот как раскрылись наши подснежники. Многие люди хотят, чтоб такая красота была у них дома.
И рвут цветы. А скажите подснежники можно рвать?
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок.
Если все и я, и ты,
Если мы сорвем цветы
Опустеют все поля
И исчезнет красота!
Достает из конверта картинку с изображением ручейка. А на этой картинке, что нарисовано? (наступила весна, побежали ручьи).
Достает картинку с изображением ветки с почками. (на деревьях и кустарниках набухли почки).
А как это происходит, мы с вами наблюдали в группе. (выставляет вазу с веточками). Только наши почки на веточках распустились гораздо быстрее. Почему? Правильно, поэтому зимой деревья и кустарники спят, а с наступлением весны просыпаются.
А что еще происходит весной?
Достает картинку с перелетными птицами. (С юга возвращаются перелетные птицы). Мы с вами немножко отдохнем.
Физминутка:
Птички в гнездышке сидят
И на улицу глядят
Погулять они хотят
И тихонько все летят.
Мы с вами рассмотрели все картинки-подсказки и теперь я думаю у нас с вами получится завершить ту часть сказки, которой не хватало на странице. Я начну, а вы продолжите.
Наступила весна, солнышко стало греть сильнее, а теперь пусть продолжит. Вызывает одного ребенка.
Молодец! А что произошло еще нам расскажет.
Воспитатель просит еще одного ребенка продолжить.
А сейчас я предлагаю вам поиграть.
Посмотрите на столах я разложила много птичек, у нас есть снежинка для зимующих птиц и солнышко для перелетных, я предлагаю вам взять по одной птичке и разместить их по местам. (зимующих на снежинку, а перелетных на солнышко) Если кто то из детей затруднялся при выполнении задания, просит кого нибудь из детей исправить ошибку и обосновать свой выбор. Какие вы молодцы! Я думаю, что сегодня нам с вами удалось исправить ошибку природы. Дети встают в круг, у каждого в руке цветочек.
Повторяют слова за воспитателем.
Ставят цветочки в вазу.
Ответы детей.
Слушают, проявляют интерес.
Слушают сказку.
Отгадывают загадку (солнце)
Проявляют интерес. Рассматривают солнце.
Подбирают прилагательные: желтое, круглое, румяное, лучистое и т. д.
Проявляют желание закончить сказку.
Рассматривают картинку, описывают.
Повторяют: проталина.
Дети встают, выполняют движения. Сомкнутые ладошки постепенно поднимают вверх, перед собой. При этом ладони медленно разводять в стороны, расставляя пальчики.
Ответы детей.
Слушают стихотворение.
Рассматривают, отвечают.
Рассматривают, отвечают
Потому, что в группе теплее, чем на улице.
Рассматривают, отвечают
Садятся на несколько секунд в глубокий присед.
Поднимаются на носочки
Движения руками имитирующие махи крыльями.
Проявляют желание закончить сказку.
1 ребенок: на проталине распустились подснежники. Снег растаял и побежали ручейки.
2 ребенок: на деревьях набухли почки, с юга прилетели перелетные птицы.
Повторяют слова на трех языках.
Проявляют желание играть, выполняют задание.
Рефлексия :Ребята, у меня есть два солнышка, веселое и грустное. Кто считает, что у него все получилось на занятии и он со всеми заданиями справился, пусть подойдет к веселому солнышку, а кто затруднялся и считает, что ему было трудно, подойдет к грустному солнышку. Воспитатель задает вопросы детям, которые испытали затруднения. А к этой сказке в нашем красивом конверте есть еще и замечательные иллюстрации, но они не цветные, я предлагаю вам в свободное время взять краски или карандаши и раскрасить их в яркие цвета подарить этот рисунок своему другу. Самооценка и самоанализ выполненной работы.
Проявляют желание сделать подарок для друга.