Анна Мишина
Конспект НОД по речевому развитию «Поможем Федоре»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Цель: закреплять полученные ранее знания о посуде через игровую деятельность.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию „Поможем Федоре“» размещена в разделах
Обучающие: закреплять умения детей составлять описательные рассказы о посуде с опорой на схему; различать и правильно называть предметы чайной, столовой и кухонной посуды, используя в речи соответствующие слова: чайная, столовая, кухонная; образовывать слова-названия предметов посуды по аналогии (сахарница, хлебница, салфетница, чайник, молочник, кофейник, солонка, масленка); уточнить и активизировать в речи название частей посуды (ручка, носик, стенки, дно, крышка и т. д. ; совершенствовать навыки детей по лепке посуды.
2. Развивающие : развивать речь детей, расширять активный словарь, активизировать устную речь, совершенствовать общую моторику рук.
3. Воспитательные: воспитывать самостоятельность, инициативность, аккуратность.
Тип образовательной деятельности:
интегрированное занятие по закреплению знаний, умений, навыков.
Виды деятельности:
- игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная, музыкально - художественная.
Форма работы с детьми:
-совместная деятельность, индивидуальная, групповая.
Предварительная работа:
1. Чтение и рассматривание иллюстраций в сказке К. Чуковского «Федорино горе».
2. Проведение цикла занятий по ознакомлению со схемой-моделью для составления рассказа о посуде (по методике Т. А. Ткаченко)
3. Экскурсия на кухню с целью ознакомления с кухонной посудой.
4. Ознакомление с видами и назначением посуды, рассматривание деревянной, металлической, стеклянной и керамической посуды.
5. Дидактические игры: «Разложи посуду правильно (дифференциация чайной и столовой посуды)», «Чаепитие у куклы Кати», «Кукла Катя обедает», «Расскажи о своей посуде», «Четвертый лишний»
Оборудование и материал: кукла-бибабо «Бабушка Федора», шапочки-ободки с картинками посуды (кастрюля, чайник, сковородка ложка, вилка, чашка, наборы посуды: чайной, кухонной, столовой, схема-модель для составления рассказа; пластилин, доски, салфетки.
Методические приемы:
Словесный: использование загадок, вопросы - ответы, беседа, составление рассказа по схеме, чтение стихов.
Наглядный: рассматривание картинок.
Игровой: игровое упражнение «Что где находится», д/игра «Разложи Федорину посуду».
Практический: лепка из пластилина, указания, помощь, обыгрывание детских работ с импровизацией, самостоятельное выполнение действий детьми.
Ход образовательной деятельности:
I. Вводная часть. Вхождение в игровую ситуацию.
Дети стоят полукругом. Под музыку входит воспитатель. На руке у него кукла-бибабо «Бабушка Федора».
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Вот иду я сегодня в детский сад, а навстречу мне знакомая бабушка с посудой идет. Вы ее узнали? Нет?
Ну, послушайте, какая беда с ней приключилась, и вы сразу вспомните ее.
(аудиозапись отрывка из сказки «Федорино горе»)
Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит.
А за ними блюдца, блюдца
Дзынь-ля-ля, дзынь-ля-ля.
И бежит сковорода:
-Вы куда,куда,куда?
Чашки, да ложки стучат по дорожке.
Что же мне теперь делать?
Воспитатель: Ну, бабушка, успокойся, вспомнили наши ребята тебя, ты…бабушка Федора из сказки Чуковского «Федорино горе», правильно, ребята? (Ответы детей)
II. Основная часть:
Воспитатель:Ах, ты, несчастная Федора! Попробуем помочь твоему горю.
(снимает куклу, сажает ее на видное место – на окошко)
Ты, Федора, посиди, да на деток погляди, а мы постараемся вернуть тебе твою посуду.
Ребята, как вы думаете, почему от Федоры ушла вся посуда. (Ответы детей) Воспитатель (к Федоре-кукле) : Вот видишь, Федора, ты совершенно ничего не знаешь о посуде, не умеешь правильно с ней обращаться, вот и покинула она тебя. А наши ребята много чего знают про посуду, и мы тебе сейчас все расскажем.
Ребята, у Федоры много посуды, разной-разной, а вот названия предметов посуды она и не знает, а вы знаете? Тогда разложим посуду Федоры правильно и аккуратно.
Д/игра «Разложи Федорину посуду»
Воспитатель выставляет 3 значка-картинки: «чайник», «стол», «плита», обозначающие чайную, столовую и кухонную посуду
Из общего количества посуды дети раскладывают на 3 стола, где стоят значки, чайную, столовую и кухонную посуду. Затем называют каждый свою посуду («У меня чайная посуда: чайник. У меня столовая посуда: тарелка. У меня кухонная посуда: кастрюля. И др.)
Воспитатель: Молодцы, ребята, и разложили правильно, и назвали верно. А еще посуда называется так, как она используется. Поиграем с вами в игру.
Игровое упражнение с мячом «Что где находится»
Воспитатель: Я называю продукты, а вы называете, где они хранятся или находятся в доме, а ты, Федора, слушай да запоминай:
Чай - …в чайнике
Кофе - …в кофейнике,
Молоко -. в молочнике
Масло - … в масленке
Соль – …в солонке
Сахар - …в сахарнице
Хлеб - …в хлебнице
Конфеты - …в конфетнице
Составление описательного рассказа по схеме.
Воспитатель: Хорошо вы знаете названия предметов посуды. А хочешь, Федора, мы тебе расскажем о посуде, красивой и нужной, а поможет нам в этом наша схема с окошечками (поворачивает схему к детям).
Схема - наша помощница, глядя на ее окошки, мы можем красиво и правильно рассказать о нашей посуде. Я вам напомню, о чем мы должны рассказать, а вы постарайтесь придумать красивый рассказ о посуде.
Итак (воспитатель говорит и показывает на каждое окошко схемы, сначала мы расскажем о том, какого цвета посуда, затем – какой она формы и величины, потом узнаем, из чего она сделана, и из каких частей состоит, и в конце вы расскажете, что можно в этой посуде готовить и как за ней ухаживать.
Проводится 3 рассказа посуде по схеме (с помощью воспитателя)
Стихи о посуде.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Но, бывает в сказках, посуда наша может и сама о себе рассказать.
(читает стихотворение)
Нашу кухню однажды колдун посетил.
И посуду своим волшебством оживил,
И решила посуда, что нынче она
Рассказать о себе всем ребятам должна.
(Выходят дети в шапочках-ободках с изображением посуды и читают стихи)
«Чашка»
Меня узнали? Чашка – я!
И создана я для питья.
За ручку все меня берут
И из меня чай, кофе пьют.
«Кастрюля»
Я – кастрюля! В кухне вашей
Вам варю борщи и каши,
И картошку, и бульоны,
И супы, и макароны!
«Сковорода»
Ну-ка, отвечайте четко
Для чего вам сковородка?
Без меня, сковороды,
Не пожарить вам еды!
«Ложка»
Ложку каждый уважает
Мною суп и борщ хлебают
Если чай с пирожным пьют,
Тоже ложечку берут.
«Вилка»
Вот, знакомьтесь, перед вами
Вилка с длинными зубцами
Мной яичницу едят,
И сосиски, и салат,
Но со мною не шутите –
Вилкой в глаз не попадите.
«Чайник»
Я – звонкий чайник со свистком,
Я с детства каждому знаком,
И если чайник засвистел,
То, значит, чай уже вскипел.
(Воспитатель во время чтения стихов надевает незаметно на руку куклу-бибабо)
Загадки о посуде.
Воспитатель (голосом Федоры) : Вот, какие вы молодцы! Столько я узнала нового о посуде моей дорогой! Буду ее теперь беречь и заботиться о ней. А у меня для вас есть еще загадки в картинках. Они тоже про посуду. Отгадаете?
Воспитатель: Отгадаем, ребята? Я помогу тебе, Федора, загадаю твои загадки.
1. Сел за стол я и копаю
Маленькой лопаткою
Инструмент я окунаю
В борщ, в повидло сладкое.
Что лопатка зачерпнет
Отправляю прямо в рот
Кашу, торт, бульон, окрошку,
Знают все, что это …. ЛОЖКА
2. Для нас она необходима
Ведь пищу из нее едим мы.
Глубокая и мелкая
Зовут ее….ТАРЕЛКОЮ
3. На кухоньке нашей
Мы варим в ней кашу
Картошку, бульоны,
Супы, макароны. КАСТРЮЛЯ
Физкультминутка «Посуда».
- Вот большой стеклянный чайник
Очень важный как начальник.
(«Надуть» живот, одна рука на поясе, другая изогнута, как носик).
- Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие, бедняжки.
(Приседать, одна рука на поясе)
- Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни – разобьются.
(Кружиться, рисуя руками круги).
- Вот серебряные ложки,
(Подтянуться, руки сомкнуть над головой).
- Вот пластмассовый поднос,
Он посуду нам принес,
(Сделать большой круг).
Лепка «Посуда».
Воспитатель: Молодцы, ребята! Ну вот, все, что мы про посуду знали – все Федоре рассказали. А сейчас давайте подарим Федоре новую посуду. А как мы можем её сделать? (Слепить, нарисовать, сделать из бумаги). Я предлагаю вам слепить посуду.
Звучит музыка.
Дети садятся за столы и выполняют работу.
По окончании работы дети ставят свою посуду на поднос к Федоре.
Воспитатель:
- Ребята, вот и помогли бабушке Федоре.
Помогать готова всюду
Нам различная посуда.
На нее еду кладут,
Из нее едят и пьют.
Благодарны мы посуде,
И ее за это будем
За собою убирать
Чисто мыть и протирать!
А ты, Федора, возвращайся в сказку и береги свою посуду.
III. Заключительная часть.
Воспитатель: Давайте вспомним, ребята, чем мы занимались и как помогли Федоре. За то, что вы так много знаете о посуде, я тоже приготовила для вас сюрприз. (Воспитатель дарит детям набор детской кухонной посуды).