Ольга Радченко
Конспект НОД по речевому развитию «Перелётные птицы» для средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
детский сад № 68 Приморского района Санкт-Петербурга
Конспект
Непосредственной образовательной деятельности
по речевому развитию
На тему: «Перелётные птицы» для детей средней группы
Подготовила воспитатель
Радченко О. В.
Санкт – Петербург – 2016г.
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию „Перелётные птицы“ для средней группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Цель: формирование представлений о внешнем виде, образе жизни и повадках перелётных птиц.
Задачи:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» - формировать интерес к птицам и окружающему нас миру.
«Познавательное развитие» - расширить представления о перелётных птицах, развивать умения узнавать, называть и различать особенности внешнего вида и образа жизни перелётных птиц.
«Речевое развитие» - формировать умение понимать обобщающее слово «перелётные птицы», развивать умение слушать и понимать заданный вопрос и отвечать на него, расширить и обогатить словарь детей, закрепить навыки образования множественного числа и образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
«Художественное эстетическое развитие» - развивать воображение и фантазию детей.
«Физическое развитие» - формировать умение детей согласовывать движения с речью.
Работа со словарё м: перелётные птицы, грач, скворец, ласточка, кукушка, соловей, журавль, лебедь, утка, вить гнездо, высиживать яйца, потомство, птенец.
Методическое обеспечение: иллюстрации перелётных птиц, сказка «Возвращение на родину» Ирис Ревю, игрушка маленькой птички, сюжетные картинки «Жизнь перелётных птиц весной», физминутка «Птицы».
Предварительная работа: рассказ воспитателя о перелётных птицах, чтение сказок о птицах, дидактические игры, разучивание физкультминуток, разгадывание загадок о птицах, раскраски птиц.
Методы работы: словесный, наглядный, игровой.
Ход занятия
Дети сидят на ковре.
Воспитатель: Ребята, я вчера прочитала одну очень интересную сказку. А вы любите сказки?
Дети: Да.
В. : Хотите я вам её прочитаю?
Д. : Да.
В. : Она называется «Возвращение на родину». Вы знаете, что такое родина?
Д. : Родина – это наш дом.
В. : Правильно, это место, где мы родились, где мы выросли, где живут наши близкие люди, друзья. Где нам хорошо и куда всегда хочется возвращаться, где бы ты ни был. Так вот, сейчас мы узнаем, кто в этой сказке вернулся на родину.
(воспитатель читает детям сказку «Возвращение на родину» автор Ирис Ревю, дети слушают, по ходу чтения воспитатель вывешивает на доску изображения кормушки и птиц)
Сказка «Возвращение на родину»
Автор сказки: Ирис Ревю
Весна уже вовсю хлопотала. Она просила ручейки журчать посильнее, капели стучать повеселее, снега таять побыстрее.
Весна попросила Красное Солнышко помочь ей разбудить землю, вывести из спячки могучий лес, убедить перелётных птиц вернуться на родину. Весна и Солнышко старались вовсю.
А тем временем, возле кормушки маленькая синица и малыш-воробей деловито переговаривались.
— Видал новую птицу? — спросила синица воробья. Воробей, конечно, видел новенькую. Стройная, длиннохвостая, с жёлтой, как весеннее солнышко, грудкой. Это была трясогузка.
— Ты новенькая? — спросили воробей и синица незнакомую птицу.
— Нет, — ответила длиннохвостая. Я – перелётная птица, после зимних холодов из тёплых стран вернулась домой. Мне хорошо знаком этот лес.
— Расскажи нам про тёплые страны, — попросили воробей и синица.
— Хорошо, — сказала перелётная птица. — Там хорошо, много корма. А корм для птиц – это не последнее дело. Там жаркие солнечные лучи и длинный день. Но весной, так устроено, что все перелётные птицы возвращаются на родину. Здесь у нас появляется потомство. Воробей и синица внимательно слушали трясогузку. А потом все вместе лакомились вкусным кормом.
(Обсуждение сказки с детьми)
В. : Ребята, о ком эта сказка?
Д. : О птицах.
В. : О каких птицах здесь говорится?
Д. : О воробье, синице и трясогузке.
В. : Все верно, молодцы! А кто из этих птиц вернулся на родину?
Д. : Трясогузка.
В. : Молодцы, вы очень внимательные. А кто запомнил, где она была, куда летала?
Д. : В теплые края.
В. : Если птичка улетает на юг, значит она …
Д. : Перелётная.
В. : Верно. А почему воробей и синица никогда не были в тёплых краях?
Д. : Потому что они – зимующие птицы.
В. : Правильно, ребята. А каких еще перелётных птиц вы знаете? Кто еще вместе с трясогузкой возвращается весной на родину, знаете?
Д. : Да. Ласточка, грач, кукушка, скворец, соловей, лебедь, журавль, утка.
(Когда дети называют птицу, воспитатель вывешивает иллюстрацию каждой птицы на доску)
В. : Какие вы молодцы, сколько птиц назвали. Это все перелётные птицы. Давайте еще раз на них посмотрим и повторим их названия.
(Воспитатель показывает на каждую птицу и говорит ее название, дети повторяют)
В. : Ребята, давайте вспомним, чем занимаются птицы весной на родине. Что рассказывала трясогузка синице и воробью, помните?
(Воспитатель показывает серию сюжетных картинок «Жизнь птиц весной», по которым дети должны составить рассказ о том, что птицы делают весной :
1 картинка - птица вьёт гнездо.
2 картинка - птица около гнезда с яйцами.
3 картинка – птица около гнезда с птенцами.)
Д. : Весной птица сначала вьёт гнездо из маленьких веточек, потом птичка откладывает яйца и ждёт появления потомства, с нетерпением ждёт, когда на свет появятся её птенцы, потом мама-птица заботится о своих птенцах, кормит их и ухаживает за ними до тех пор, пока они не станут самостоятельными.
В. : Правильно ребята.
(Дальше воспитатель проводит дидактическую игру «Закончи предложение», в которой дети тренируются в употреблении множественного числа)
На дворе дерево, а в лесу … (деревья)
Одна птица вьёт гнездо, а птицы … (вьют гнёзда)
В гнезде птенец, а в гнёздах … (птенцы)
В. : Устали, давайте немножко отдохнём.
(Воспитатель проводит физкультминутку, дети выполняют движения соответственно тексту)
Птички летели, (бегают и машут руками)
Крыльями махали,
На деревья сели, (сели на корточки)
Вместе отдыхали.
Птички уснули, (опустили голову вниз, необходимо почувствовать напряжение мышц шеи сзади)
Птички проснулись и вертят головой, (повороты головы влево-вправо)
Отдохнули и дальше полетели (побежали, руками машут и сели на места)
В. : Ребята, к нам сегодня прилетел один птенчик с вами поиграть (воспитатель достаёт игрушку птенчика). Он тоже любит играть, как и все дети.
(Воспитатель проводит речевое упражнение «Назови ласково»)
Птенчик: Здравствуйте, ребята. Я хочу кое – что проверить, поможете мне?
Д. : Да.
Птенчик: Взрослые птицы говорят, что когда я вырасту, у меня будут крылья, а сейчас у меня маленькие - … (крылышки)
Когда я вырасту, у меня будет клюв, а сейчас у меня маленький - … (клювик)
Когда я стану взрослым, у меня будут большие глаза, а сейчас у меня маленькие - … (глазки). У меня будут большие перья, а сейчас у меня маленькие - … (перышки)
Когда я стану большим, у меня будет голова, а сейчас у меня - … (головушка, головка)
Когда я стану большим, у меня будет большой хвост, а сейчас у меня маленький - … (хвостик)
Ребята, это правда?
Д. : Да.
Птенчик: Я очень хочу поскорее вырасти. Спасибо вам, а сейчас мне пора, а то мама с папой будут волноваться. До свидания, дети!
Д. : До свидания, птенчик.
В. : До свидания, птенчик. Прилетай к нам еще, когда вырастишь.
Итог: О ком мы сегодня разговаривали? Что делали? Какую сказку читали? Кто к нам в гости прилетал? Что интересного и нового узнали?