Елена Федорова
Конспект НОД по развитию элементов логического мышления «Поможем жителям красной планеты Марс»
Конспект НОД по развитию элементов логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
Тема: Поможем жителям красной планеты «Марс».
Цель: развитие логического мышления.
Образовательные задачи:
-освоить действия по построению и использованию графической модели классификационных отношений;
Публикация «Конспект НОД по развитию элементов логического мышления „Поможем жителям красной планеты Марс“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Логическое мышление
- Темочки
-совершенствовать умение детей находить общие и отличительные признаки объектов, делать логические выводы;
-способствовать формированию памяти, внимания, мышления при выполнении заданий;
Развивающие задачи :
-развивать представления о содержании понятий;
-продолжать развивать графические навыки;
Воспитательные задачи:
-воспитывать умение выслушивать ответы товарищей не перебивая их.
Словарная работа: активизировать словарь детей использованием слов «солнечная система», «планета», «космос», «графическая модель», «основание для классификации».
Предварительная работа:
Чтение книг о человеке, рассматривание иллюстраций с изображениями семей, взрослых и детей.
Материал:
Демонстрационный: карточки изображением женщины, бабушки, девочки, мужчины, дедушки, мальчика; игрушки - кукла, солдатик; карточки с условными обозначениями человека, женщины, девочки, мужчины, мальчика; дидактическая игра «Что лишнее?»; летающая тарелка и письмом с «красной» планеты.
Раздаточный: карточки с условными обозначениями человека, женщины, девочки, мужчины, мальчика; лист бумаги, карандаш;
Ход занятия:
Вводная часть:
Дети сидят в кругу на ковре.
Прилетает летающая тарелка с письмом на котором указан адрес детского сада и нашей группы.
Воспитатель: Ребята, нам пришло необычное письмо! Его принес не почтальон, его прислали на летающей тарелке.
Как вы думаете от кого оно?
Варианты детей (из космоса, от инопланетян ….)
Воспитатель: отгадав загадку, вы узнаете, откуда нам прислали письмо.
Это красная планета
По соседству с нами.
Он зимой и даже летом
Мерзнет надо льдами.
Странно, что не говори,
- Лед не сверху, а внутри.
Дети: это красная планета Марс.
Воспитатель: правильно, ребята а как вы думаете как называют жителей планеты Марс?
Дети: марсиане.
Воспитатель: Правильно, давайте посмотрим что же написали нам жители «красной» планеты?
(читаем письмо)
- Здравствуйте! Пишут вам жители красной планеты Марс, мы живем и учимся в космических школах. Нам очень хотелось бы узнать, как называются жители вашей планеты, и на какие виды или группы вы все подразделяетесь. Помогите нам, пожалуйста!
Воспитатель: Ребята, поможем марсианам?
Дети: Да!
Воспитатель: пройдем за столы.
Основная часть:
Воспитатель: а скажите, как называют всех жителей планеты Земля?
-земляне.
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на картинки
- Кто нарисован на картинках? (Ответы детей).
-Как можно одним словом назвать тех кто изображен на
этих картинках? (Человек, люди.)
Воспитатель показывает условное обозначение человека и ставит на доску, рядом рисует точку-кружок.
Воспитатель: Подумайте, как можно разделить эти картинки (мужчины и женщины; взрослые и дети). Зарисуйте свои решения на листочках. Рядом с группами разложите условные обозначения, так чтобы было понятно как вы разделили объекты на группы.
Воспитатель: Давайте вспомним, как мы обозначаем группы?
Дети: точками (маленькими кружочками)
Воспитатель: А как обозначаем связь между группами?
Дети: связь между группами обозначаем линией
(соединяем точки линией).
Самостоятельная работа детей:
Воспитатель: Итак, на какие группы разделили картинки?
Ответы детей:
-Мужчины и женщины
-Взрослые и дети
Двое детей строят модель у доски. Дети проверяют свои работы.
Воспитатель:. объясни, почему так решил? (выделяет основание классификации)
Воспитатель: Ребята, можно ли еще разделить каждую группу? Подумайте и зарисуйте свои решения на своих листочках. Рядом с группами разложите условные обозначения.
Самостоятельная работа детей:
Воспитатель: Как разделили каждую группу?
Ответы детей:
1. Мужчины - дяди, мальчики; Женщины - тети, девочки;
2. Взрослые - мужчины, женщины (дяди, тети); дети - мальчики и девочки.
Двое детей строят модель у доски. Дети проверяют свои работы.
Воспитатель:. объясни, почему разделила на такие
группы?
Воспитатель: Скажите, ребята, есть ли сходство у двух моделей?
Дети: Да есть. Мы последовательно выделяли две группы.
Воспитатель: Есть различия?
Дети: Есть. Выделенные группы имеют разные основания классификации.
Воспитатель: Ребята, у меня есть 2 карточки.
Кто на них изображен?
Дети: кукла и солдатик.
Воспитатель: Надо найти им место в нашей модели. К какой группе их можно отнести?
Дети: Можно поставить точки-кружки внизу, но линии проводить не будем, так как это не люди, а игрушки.
Воспитатель: Ребята, давайте отдохнем. Выходите на ковер и становитесь в круг.
На красной планете Марс никогда не бывает снега, и его жители марсиане никогда не видели ни зимы, ни снега. Давайте им с помощью динамической паузы покажем и расскажем что такое зима.
Динамическая пауза:
На дворе мороз и ветер, на дворе гуляют дети. Ходьба на месте
Ручки, ручки согревают, ручки, ручки потирают. Ребенок потирает руку об руку.
Чтоб не зябли наши ножки, мы потопаем немножко: тот-топ-топ.
Ребенок топает ножками
Нам мороз не страшен, вот как мы теперь попляшем. Ребенок приплясывает
Воспитатель: Ребята, садитесь на свои места. В письме еще были задачки-загадки для вас. Будьте внимательны, я их вам задам.
Задачки-загадки:
1) Во дворе поровну желтых и красных скамеек, желтых 3. Сколько всего скамеек? (шесть)
2) Если петух закукарекает, человек проснется. Сколько петухов должно закукарекать, чтобы проснулись 3 человека? (один)
3) 9 зайчиков съедают по 1 морковке. Сколько нужно морковок, чтобы накормить всех зайчиков? (девять)
4) У бабушки Даши внучка Маша, кошка Мурка, собака Дружок? Сколько у бабушки внуков? (одна внучка Маша)
Воспитатель: Молодцы! Вы справились и с этим заданием. А вот наши космические друзья любят играть в игру «Найди лишнее». Мы с Вами тоже в нее поиграем.
Дидактическая игра «Найди лишнее»
Воспитатель: Я буду называть группы предметов, а вы находить лишнее слово (Дети называют лишний предмет и объясняют свой ответ)
ПЛАТЬЕ, ПАЛЬТО, ШКАФ, ПЛАЩ - шкаф
САХАРНИЦА, ЧАЙНИК, САХАР, ЧАШКА - сахар
ЛАСТИК, ПЕНАЛ, ПОРТФЕЛЬ, СТОЛ – стол
Заключительная часть:
Воспитатель: Молодцы, вы справились со всеми заданиями.
Я предлагаю ваши модели рисунки отправить в конверте нашим друзьям на красную планету, для изучения человека – землянина.
Анализ деятельности с детьми:
Воспитатель: Ребята, от кого сегодня мы с вами получили письмо?
Дети: от жителей красной планеты
Воспитатель: а как они правильно называются?
Дети: марсиане
Воспитатель: что вы узнали нового? Вам понравилось занятие? Какие трудности возникли?
Ответы детей.
Воспитатель: всем большое спасибо, все молодцы.