Ирина Яковлева
Конспект фронтального занятия по формированию связной речи «Составление рассказа-описания о кошке с опорой на схему»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
- формирование у детей навыка составления описательного рассказа о кошке (с опорой на схему);
- формирование у детей навыка связности, развернутости, непрерывности высказывания;
- расширение и активизация словаря по лексической теме: «Домашние животные»;
- совершенствование психологической базы речи : увеличение объема кратковременной линейной памяти до шести элементов, развитие внимания;
- развитие общей и мелкой моторики;
Публикация «Конспект фронтального занятия по формированию связной речи „Составление рассказа-описания о кошке с опорой на схему“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кот, котята. Все о кошках для детей
- Кот, кошка, котята. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
- воспитание доброты, отзывчивости;
Оборудование: разрезные картинки по количеству детей, наборное полотно, фотография кошки, схема для составления описательного рассказа.
Лексический материал:
- имена существительные: кошка, пятна, грудь, лапы, уши, глаза, усы, хвост, шерсть, молоко, мясо, рыба, дом, котята, мыши;
- имена прилагательные: рыжая, белые, маленькие, острые, большие, зеленые, пушистый, длинный, полосатый, короткая, гладкая;
- глаголы: мяукает, мурлычет, шипит, ест, ловит, играет.
I.Организационный момент
Логопед: Подойдите к столу и сложите разрезные картинки. Кто у вас получился? (Кот)
Какое это животное, дикое или домашнее? (Домашнее).
II. Ход занятия
1. Сообщение цели занятия.
Логопед: Ребята, когда я сегодня шла на работу, то встретила девочку Таню, которая потеряла свою любимую кошку Мурку. Давайте ей поможем отыскать кошку.
Дети: Да.
Логопед: Девочка Таня дала мне фотографию этой кошки. Вот она. (Логопед показывает изображение кошки) Нам нужно дать объявление и написать его так, чтобы люди узнали, какая точно кошка потерялась.
Логопед: Найдите, какие признаки являются особенными для этой кошки. Подумайте, как лучше о них рассказать.
2. Составление предложений по пунктам схемы и вопросам.
На наборном полотне логопед располагает схему.
Логопед: О ком будем рассказывать?
Дети: О кошке Мурке.
Логопед: Что вы расскажите о Мурке? Какого цвета она была?
Дети: Рыжая с белыми пятнами.
Логопед: А что у неё белого цвета?
Дети: Грудь и лапы.
Логопед: А что ещё есть у кошки?
Дети: Уши у Мурки маленькие, острые.
Логопед: А что можно сказать о глазах?
Дети: Глаза большие, зеленые.
Логопед: Что еще есть у Мурки?
Дети: А еще есть усы и пушистый длинный полосатый хвост.
Логопед: Потом о чем будем рассказывать? (по схеме)
Чем покрыто туловище, голова, лапы, хвост?
Дети: У Мурки короткая пушистая гладкая шерсть.
Логопед: Какие звуки издает кошка?
Дети: Она мяукает, мурлычет, шипит.
Логопед: А что любит есть кошка?
Дети: Молоко, мясо, рыбу.
Логопед: А где живет кошка Мурка?
Дети: Дома у девочки Тани.
Логопед: А как называются детеныши у кошки?
Дети: Котята.
Логопед: Какие они, расскажите о них?
Дети: Маленькие, красивые, глупые, беспомощные.
Логопед: Какую пользу приносят кошки человеку?
Дети: Они ловят мышей, их приятно гладить, играть с ними.
Логопед: А теперь вспомните и назовите, в каких мультфильмах вы видели кошек и книгах читали?
Дети: Мультфильм "Трое из Простоквашино» - кот Матроскин, кот Леопольд, "Кошка,которая гуляла сама по себе", котенок по имени Гав и др.
3. Динамическая пауза.
Упражнение «Кошечка».
А на солнце у дорожки
Вот клубком свернулась кошка,
Разомлела, развернулась
И на травке растянулась.
(Лежа сворачиваются,затем распрямляются)
А потом лежать устала,
А потом на лапки встала,
Спину выгнула, прогнула,
Потянулась и зевнула.
(Движения выполняются в соответствии с текстом)
4. Составление рассказа-описания о кошке с опорой на схему.
Логопед: Вспомните и назовите по порядку, как вы будете рассказывать о кошке Мурке.
(Вначале о внешнем виде, затем, какие звуки издает, чем питается, где живет, кто детеныши, какую пользу приносит людям).
А теперь, кто из вас расскажет о кошке?
(2-3 ребенка составляют рассказ с опорой на схему).
5. Динамическая пауза.
Игра-развлечение «Бедный котенок».
Водящий изображает котенка: переходя от одного играющего к другому, он становится на колени или на четвереньки. Мяукает, урчит, мурлычет и при этом без конца строит рожицы (чем смешнее, тем лучше). Тот, к кому обращается «котенок», должен погладить его по голове и, ни в коем случае не улыбнувшись, сказать три раза: «Бедненький — бедный, черненький — черный котенок. Кис!» Если же кто-то улыбнулся на слова водящего, он становится «котенком», и игра продолжается. Помочь ребенку рассмешить может педагог, сказав что-то смешное или превратившись в маму-кошку.
6. Развитие психологической базы речи.
Логопед: (Зачитывает рассказ-объявление) Все ли я правильно записала? Ничего не пропустила? (Пропущены основные моменты в описании – цвет кошки, полосатый пушистый хвост).
Дети добавляют недостающие признаки внешнего вида кошки (Коллективное рассказывание)
Логопед: А теперь кто-нибудь хочет рассказать про кошку Мурку?
(Рассказ ребенка)
Образец описательного рассказа. Это кошка. Её зовут Мурка. Она рыжая с белыми пятнами на груди и лапах. Уши у Мурки маленькие, острые. Глаза большие, зеленые. У неё длинные усы и пушистый полосатый хвост. Покрыта она мягкой гладкой шерстью. Кошка мяукает, мурлычет и шипит. Ест мясо, рыбу, молоко. Умеет ловить мышей. С кошкой Муркой весело играть.
III. Итог занятия
Логопед: Ребята, как вы думаете, поможет наше объявление найти девочке Тане её кошку Мурку?
Дети: Да.
Логопед: Молодцы. Вы сегодня хорошо отвечали на вопросы, старались правильно, красиво рассказывать, были активными. Мы с вами написали объявление, с помощью которого, я надеюсь, девочка Таня очень скоро найдет свою любимую кошку Мурку.