Астапова Галина Алексеевна
Конспект НОД по развитию связной речи с использованием модели «Как прекрасен этот мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию связной речи с использованием модели «Как прекрасен этот мир» для детей подготовительной к школе группы (2014г.)
Цель: обучение моделированию с помощью цвета.
Образовательные задачи:
- актуализировать знания детей о моделировании цвета;
- познакомить с моделированием своего эмоционального настроения с помощью цвета.
Публикация «Конспект НОД по развитию связной речи с использованием модели „Как прекрасен этот мир“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
- развивать монологическую речь детей используя схему-модель для построения краткого рассказа из личного опыта;
- развивать навыки учебной деятельности.
Воспитательная задача:
- воспитывать чувство товарищества.
Оборудование: конверты с кругами всех цветов радуги, картинки с изображением объектов природы, модель светофора, схема-модель для построения краткого рассказа из личного опыта.
Использованная литература :
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников : Учеб. пособие для студ. высш, и сред. пед. учеб. заведений. – 2- е изд., стереотип. – М. : Издательский центр «Академия», 1999 – 160 с.
2. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
3. Фалькович Т. А., Барылкина Л. П. Развитие речи, подготовка к освоению письма: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. – М. : ВАКО, 2007. – 288 с. – ( Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
Ход НОД
(Дети играют в м/п игру «Игровая». Дети встают в круг и берутся за руки. В центре круга находится ведущий. Играющие ходят по кругу и говорят, нараспев слова:
У дядюшки Трифона
Было семеро детей,
Семеро сыновей.
Они не пили, не ели
Друг на друга смотрели,
Разом делали, как я!
При последних словах ведущий быстро показывает жестами какое – либо действие (расчёсывает волосы, умывается и т. д., а остальные дети быстро за ним повторяют. Тот, кто не успел повторить, становится ведущим.
Педагог: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Педагог: Ребята, присаживайтесь около доски. (Дети рассаживаются около доски на подготовленные стулья.)
Педагог: Ребята, давайте вспомним зимние каникулы, когда вы с родителями были дома, отмечали разные зимние праздники. Мне кажется вам есть, что рассказать друг другу интересного. Я надеюсь, что вы не забыли, как правильно строить свои рассказы, чтобы другим было интересно вас слушать.
Повторим схему рассказа. (Педагог выставляет на доску схему – модель для построения краткого рассказа из личного опыта и повторяет значение символов.)
1. Где вы были?
2. С кем вы были?
3. Что видели интересного?
4. Что вам больше всего запомнилось?
(Дети рассказывают о своём зимнем отдыхе используя схему-модель.)
Педагог: Мне понравились рассказы о зимних каникулах. А сегодня мы будем говорить об окружающем нас мире, о нашей природе. Ведь природа наш главный друг и помощник! А теперь давайте немного разомнёмся, выходите ко мне на середину группы.
(Дети выходят на середину группы и педагог проводит с ними физкультминутку.)
К речке быстро мы спустились,
Наклонялись, умывались.
Раз, два, три, четыре –
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе раз - это брасс,
Один, другой – это кроль.
Все как один поплыли,
Мы похожи на дельфина.
Выплыли на берег крутой
И отправились домой.
(Дети выполняют соответствующие движения по тексту.)
Педагог: Вы молодцы, а теперь пройдёмте за столы, и мы вместе посмотрим, что я вам приготовила. Садитесь ровно за столы, спина и ножки тоже поставьте ровно. Откройте конверты и посмотрите, что там. (Дети открывают конверты и достают разноцветные круги.)
Педагог: Даша, какого цвета у тебя круги?
Даша: Круги жёлтого, синего, красного, зелёного, фиолетового, голубого и оранжевого цветов.
(Педагог уточняет цвет кругов у 1-2 детей.)
Педагог: Вы все правильно назвали цвет кругов. Теперь разложите все круги по порядку вертикально или слево направо. Поможет вам правильно разложить круги – вот это выражение: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан». (Педагог проходит вокруг столов и помогает тому, кто сделал неправильно.)
Педагог: Кто знает, что обозначает это выражение?
Полина: Первые буквы каждого слова обозначают цвета радуги.
Педагог: Правильно, это выражение поможет вам запомнить все цвета радуги. (Выставляет на доску изображение радуги.) У всех получилась радуга? Проверьте.
Дети: Да, получилась радуга.
Педагог: Да, это всё цвета радуги. А можно ли этими цветами обозначить наше настроение? (Ответы детей.)
Педагог (обозначает тему) : Сегодня мы будем определять своё настроение с помощью этих цветных кругов.
Педагог: Во время зимних каникул вы не видели своих друзей, а вы обрадовались, когда увидели своих друзей в первый день в детском саду?
(Ответы детей.)
Педагог: Каким цветом вы обозначите радость?
Лиза: Я обозначу радость жёлтым цветом.
Педагог: Почему именно жёлтый цвет обозначает радость, хорошее настроение, веселье, доброту?
Лиза: Жёлтый цвет – это цвет солнечных лучей. А когда светит солнце, всем весело, радостно и тепло. Поэтому радость обозначим жёлтым цветом.
Педагог: Каким цветом вы бы обозначили грусть?
Тимур: Грусть я обозначу синим цветом. Синий цвет похож на дождь, а когда идёт дождь нам грустно и плохо.
Педагог: А если вы обиделись на кого – то очень сильно, каким цветом вы обозначите свою обиду? (Подвести к выводу, что сильная обида может обозначится фиолетовым цветом.)
Педагог: Ребята, а вот красный цвет ещё в древней Руси обозначал красоту. Говорят, красная девица, значит красивая. А всегда ли, красный цвет обозначает добро и красоту? (Ответы детей.)
Педагог: Я вас понимаю, что красный цвет очень красивый. Давайте обратимся к природе и спросим у неё. Что же в природе красного цвета? Давайте подойдём к этому столу. (Дети встают и переходят к другому столу, где разложены разные картинки природного содержания.)
Педагог: Посмотрите на картинки и выберите объекты природы красного цвета. (Дети выбирают из разных картинок с изображением природы, картинки с природными объектами красного цвета – красную розу, красный мухомор, красный огонь.)
Педагог: Что ты Милена выбрала? Поставь свою картинку на доску.
Милена: Красную розу, она очень красивая.
Педагог: Давайте все вместе внимательно рассмотрим красную розу. Она красивая, но посмотрите у неё есть острые шипы и если взяться за неё незащищёнными руками, то можно поранить руки.
Педагог: Даша, что выбрала?
Даша: Красный мухомор – это ядовитый гриб, и он опасен для людей.
Педагог: Правильно, мухомор – это ядовитый гриб и собирать его нельзя, но это не значит, что он бесполезный. Лесные звери лечатся, поедая мухоморы.
Педагог: Никита, что ты выбрал?
Никита: Я выбрал огонь, он конечно опасный, но и красивый тоже.
Педагог: Да, огонь красивый. Он как бы говорит нам: «Посмотрите, какой я красивый, потрогайте меня». А что будет, если потрогать огонь?
(Ответы детей.)
Педагог: Значит, красный цвет в природе нам как бы говорит: «Внимание, я очень красивый, но будьте осторожны, может случится беда». Вспомните, что говорит нам красный цвет светофора? (Выкладывает на доску модель светофора.)
Дети: Красный цвет нам говорит, что переходить дорогу опасно!
Педагог (подводит детей к выводу) : Вот вы сами и ответили на вопрос, что обозначает красный цвет. Он обозначает опасность.
Педагог: Ребята, а теперь давайте поиграем в игру «Радуга». (Дети выходят в центр группы и проводится п/и.)
Подвижная игра «Радуга»
Ход игры: считалкой выбирается водящий – радуга, педагог одевает на шею ребёнка воротничок с ленточками всех цветов радуги, он становится лицом к играющим, расставив руки в стороны (в течении всей игры он остаётся на месте). Остальные дети говорят слова: «Радуга – дуга загадай нам цвет». Водящий – радуга: «Загадываю красный цвет». Игроки находят этот цвет у себя в одежде или у соседа и держась руками за цвет в одежде, проходят под руками «Радуги». Если у игрока нет возможности коснуться рукой названного цвета, он старается быстро проскочить под руками «Радуги». Если «Радуга» осалил игрока, то он становится новой «Радугой» и игра продолжается.
Педагог: Вам понравилась игра «Радуга»?
Дети: Да!
Педагог: Будем ещё в неё играть?
Дети: Да!
Педагог: Хорошо, а теперь садитесь на свои места, берите в руки цветные круги и слушайте моё задание. Я вам буду называть различные ситуации, а вы молча
Только с помощью цветных кругов будете показывать своё отношение к этим ситуациям. (Проводится д/и «Хорошо - плохо».)
Дидактическая игра «Хорошо - плохо»
Ход игры: педагог говорит о разных ситуациях, а дети с помощью цветных кругов показывают, какое настроение у них вызывают такие ситуации.
1. Подарили подарок.
2. Разбил чашку.
3. Мама задерживается на работе.
4. Собираешься в гости к другу.
5. Сам отрезаешь сыр для бутерброда.
(Педагог просит обосновать свой выбор цвета 2-3 детей.)
Педагог: Ребята, что вы сегодня узнали? (Ответы детей.)
Педагог: Правильно, сегодня вы узнали, как с помощью цвета можно обозначать своё настроение. Эти цветные круги будут теперь с вами каждый день. Вы все молодцы, всем спасибо.