Наталья Янкина
Конспект НОД по развитию связной речи «В гости к леснику» для детей с ТНР подготовительной к школе группы
▼ Скачать +Заказ
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
по развитию связной речи
на тему: «В гости к леснику»
в подготовительной группе для детей с ТНР
учителя-логопеда Янкиной Н. В.
Цель: развитие связной речи.
Задачи:
Образовательные:
• активизировать и уточнить словарь детей по лексической теме «осень»,
• закрепить понятия «ранняя осень», «золотая осень», «поздняя осень», знания оттенков цветов,
• уметь подбирать родственные слова,
Публикация «Конспект НОД по развитию связной речи „В гости к леснику“ для детей с ТНР подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Лесник. Знакомство с профессией
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2020
• образовывать отымённые прилагательные,
• составлять предложения и рассказ.
Развивающие :
• продолжать развивать навык составления небольших связных рассказов по сюжетным картинкам,
• развивать общую моторику и логическое мышление.
Воспитательные:
• воспитывать любовь и бережное отношение к природе леса.
Оборудование: картинки с изображением правил поведения в лесу, осенние листья, разрезные картинки с изображением грибов, экран, проектор, схемы для составления предложений, угощение.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, беседа, рассказ воспитателя.
Ход занятия.
Организационный момент.
Дети входят в группу.
Логопед: «Я получила письмо. Хотите узнать от кого? Дети: «Да, хотим». Логопед читае: «Здравствуйте, дорогие ребята! Я хочу вас пригласить к себе в гости, но с начала отгадайте, кто я по профессии? Я живу в лесу, знаю всё о лесе и его обитателях, знаю все растения, помогаю диким животным и птицам, охраняю лес от пожара и браконьеров, слежу за порядком в лесу». Дети: «Это лесник». Логопед: «Хотите отправиться в гости к леснику?» Дети соглашаются отправиться к леснику в лес.
1. Задание «Назовите правила поведения в лесу».
Логопед: «Чтобы пойти к леснику в лес, надо вспомнить правила поведения в лесу». Дети берут картинки и рассказывают о правилах поведения в лесу. Дети: «В лесу нельзя шуметь и включать громко музыку. В лесу нельзя разорять муравейники. В лесу нельзя сбивать ногами грибы. В лесу нельзя разжигать костры и жечь траву. В лесу нельзя выбрасывать мусор. В лесу нельзя ломать ветки, рвать листья и цветы. В лесу нельзя рубить деревья». Ответив, дети проходят в центр группы (звучит мелодия П. И. Чайковского «Времена года» «Осень».
2. Беседа «Об осени».
Логопед: «Вот мы и пришли в лес. Ой, что-то лежит под ногами» Дети: «Это листья». Логопед: «Почему везде лежат листья?» Дети: «На земле лежат листья, потому что наступила осень».
Логопед: «Какая бывает осень? Как называется осень, которая наступает рано, сразу после лета. Дети: «Ранняя осень».
Логопед: «Какая погода ранней осенью?» Дети описывают погоду ранней осенью.
Логопед: «Как называют осень, когда все деревья, как будто золотые? Дети: «Золотая осень». Логопед: «Какая погода золотой осенью?» Дети говорят приметы «золотой» осени.
Логопед: «Как называют осень, которая наступает поздно?» Дети: «Поздняя осень». Дети описывают погоду поздней осенью. Логопед: «Как называют день, когда идёт дождь, светит солнце, дует ветер, ощущается холод, мороз?» Дети: «Дождливый, солнечный, ветреный, холодный морозный».
3. Игра «Назови какие листья?»
Логопед: «Осенью со всех деревьев опадают листья. Поднимите каждый по одному листику и назовите, какие это листья?». Дети: «Берёзовый, кленовый, рябиновый, липовый и т. д.».
4. Игра «Назови какого цвета листья?»
Логопед: «Эти листья необыкновенной красоты, разноцветный. Логопед: «У меня жёлто-зелёный. А у вас каких цветов листья?»
Дети: «Красно-коричневый, жёлто-зелёный, оранжево-красный и т. д.».
Логопед: «Что можно собрать из осенних листьев?» Дети: «Из осенних листьев можно собрать красивый букет».
5. Задание «Подбери родственные слова".
Логопед: «Назовите все слова, в которых слышится слово лес». Дети: «Лесной, лесник, лесничество, лесовичок, пролесок, лесовоз, лесхоз, лесок». Логопед: «Назовите все слова, в которых слышится слово лист». Дети: «Листок, листочек, листовой, листовёртка, лиственный, листопад». Логопед: «Назовите все слова, в которых слышится слово гриб». Дети: «Грибок, грибочек, грибник, грибной».
6. Упражнение «Приметы осени».
Логопед: «Давайте посмотрим на экран и вспомним приметы осени».
Слайд №2. Логопед: «Осенью на деревьях листья красные, оранжевые и жёлтые».
Дети рассказывают о приметах осени с помощью картинок, показанных на экране.
Слайд №3. Логопед: «Какая трава осенью?» Ребё нок: «Осенью трава вянет, сохнет и желтеет».
Слайд №4. Логопед: «Какое небо осенью?» Ребё нок: «Осенью небо хмурое, серое и пасмурное».
Слайд №5. Логопед: «Какой ветер осенью?» Ребё нок: «Осенью ветер порывистый, холодный и сильный".
Слайд №6. Логопед: «Что опадает с деревьев осенью?» Ребё нок: «Осенью листья с деревьев опадают".
Слайд №7. Логопед: Что идёт часто осенью?» Ребё нок: «Осенью часто идут дожди".
Слайд №8. Логопед: «Кто улетает в тёплые края осенью?» Ребё нок: «Осенью перелётные птицы улетают в тёплые края».
Слайд №9. Логопед: «Урожай чего созревает осенью? Ребё нок: «Осенью созревает урожай овощей».
Слайд №10. Логопед: «Какой ещё урожай созревает осенью? Ребё нок: «Осенью созревает урожай фруктов».
Слайд №11. Логопед: «Что бывает на траве и листьях осенью? Ребё нок: «Осенью бывает иней на траве и листьях».
Слайд №12. Логопед: «Что бывает на луже осенью? Ребё нок: «Осенью бывает лёд на лужах".
Физкультминутка по мотивам стихотворения Е. Трутневой «Осень».
Дети встают в круг.
Стало вдруг светлее вдвое, Руки поднимают вверх и через стороны опускают вниз.
Лес, как в солнечных лучах - Руки в стороны, повороты туловища влево-вправо,
Это платье золотое Руки поднимают снизу вверх, как-бы изображая платье.
У деревьев на плечах. Руки кладут себе на плечи.
Утром мы гулять идём - Идут по кругу.
Листья сыплются дождём. Руками выполняют зигзагообразные движения.
Под ногами шелестят
ш-ш-ш… Руками показывают под ноги и произносят звук ш–ш–ш…
И летят, летят, летят… Губы, вытянув «трубочкой» дуют.
Пролетают паутинки Руки складывают в замок
С паучками в серединке Руками, сложенными в замок, рисуют в воздухе круг.
И высоко от земли Руки поднять вверх и слегка развести в стороны
Пролетают журавли. Махи руками
Дети присаживаются на свои места. Выполняют два раза.
7. Игра «Соберите грибы».
Логопед: «Отгадайте загадку
И на горке, и под горкой,
Под берёзкой и под ёлкой,
Хороводами и в ряд
В лесу молодцы стоят.
Дети: «Это грибы».
Логопед: «В лесу растут разные грибы, соберём картинки и увидим какие?». Дети складывают разрезные картинки и называют изображённое на них (подберёзовик, подосиновик, опёнок, лисичка, белый гриб, волнушка, мухомор, поганка).
Логопед: «Как называют грибы, которые можно употреблять в пищу?» Дети: «Это съедобные грибы». Логопед: «Какие грибы запрещено употреблять в пищу?» Дети: «Несъедобные грибы, ядовитые». Логопед: «В лесу надо быть внимательными, когда собираешь грибы».
8. Составление рассказа.
Логопед предлагает рассмотреть на доске карточки, и подумать какие предложения можно составить, чтобы получился интересный рассказ. Логопед задаёт вопросы, а дети отвечают.
Рассказ.
Закончилось жаркое лето, наступила дождливая осень. В лесу выросло много разных грибов. Дети давно мечтали пойти в лес за грибами. Они взяли корзинку и пошли в лес. В лесу они встретили лесника и попросили помочь найти грибные места. Лесник обрадовался и пошёл с ними за грибами. На большой поляне лежало старое дерево, на котором выросло множество опят. У берёзы выросли подберёзовики, под осиной выросли подосиновики. Дети с лесником собрали много грибов. Лесник помог ребятам найти дорогу домой. Он пригласил ребят в следующий раз прийти за шишками и орехами.
Дети рассказывают по цепочке.
9. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Логопед: «Наша прогулка подходит к концу. Нам пора возвращаться в группу. Звучит мелодия, дети возвращаются в детский сад. Беседа по вопросам логопеда. Сладкое угощение.