Зинаида Сергиенко
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Волшебница Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи в средней группе
Цель:
Обобщить и систематизировать знания детей о зиме;
Уточнить признаки зимы;
Упражнять в подборе слов-признаков, родственных слов;
Составлять предложение, распространять его;
Учить детей отвечать на поставленные вопросы полным предложением;
Развивать координацию движений, совершенствовать мелкую моторику, развивать длительный и плавный выдох;
Развивать внимание, память, мышление;
Воспитывать эстетический вкус.
Словарь:
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в средней группе „Волшебница Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Сосулька, метель, сугробы, снежный ком, снежок, снежинка, снегопад, снежки, снегири; белая, холодная, нежная, резная, красивая, грустная, длинная, короткая, морозная, долгая, вьюжная, снежная, прозрачная, звонкая, круглая, хрупкая.
Оборудование:
Волшебная палочка, картинки сосулек, снежинок, снеговика, снежного кома; снежинки на ниточках; серия картин по теме «Зима».
Здравствуйте, девочки! – Здравствуйте!
Здравствуйте, мальчики! – Здравствуйте!
Здравствуйте, взрослые! – Здравствуйте!
Здравствуйте,здравствуйте, все!
Присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики. (Дети садятся).
Сегодня мне приснился сказочный сон, но то, что в нем происходило, было очень запутано. Я вам сейчас расскажу, а вы помогите мне разгадать сон.
Представьте себе красавицу, волшебницу, королеву, в белом наряде с длинными снежно-белыми волосами. И вот идет она к нам, укрывая все вокруг холодным белым покрывалом. Вокруг укутанные снегом деревья, кусты, дома. А как подует ветер, как заметет, закружит метель, оставляя высокие сугробы. Реки, ручьи, озера скованны льдом. Интересно, кто же эта красавица, волшебница и королева? (Зима).
- А точно это зима? А может, это весна (Зима одевается в белые наряды, покрывает землю холодным покрывалом).
- Молодцы, догадались. Благодарю, что помогли мне разобраться в моем сне.
А вы знаете, что у зимы есть очень много друзей. Давайте назовем их! (Подбор «зимних» слов: снег, метель, лед, сосулька, снеговик, снежный комочек…)
- Вы знаете, ребята, мне зима дала вот эту волшебную палочку, чтобы мы с вами сегодня вспомнили о ней и ее друзьях.
А вот и первая ее подружка – сосулька.
Дидактическая игра «Подберите признаки»(к кому дотронется палочка, тот и отвечает).
Сосулька (какая) – длинная, короткая, холодная, прозрачная, звонкая, круглая, хрупкая…
Зима (какая)– снежная, холодная, морозная, долгая, вьюжная…
- А вот еще один ее друг – «снежок».
Пальчиковая гимнастика «Снежок».
Раз, два, три, четыре, пять,
(Загибают пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять.
(«Идут» по столу указательными и средними пальчиками)
Бабу снежную лепили,
(Лепят комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили,
(Крошащие движения всеми пальчиками)
С горки мы потом катались,
(Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись.
(Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли.
(Отряхивают ладошки)
Съели суп, и спать легли.
(Движения воображаемой ложкой; руки – под щеку).
Ребята, вы сказали, что зима холодная, морозная, значит, она всех морозит, сейчас мы с вами попробуем укрыть елочку от холода снежными словами. Я вам буду читать стихотворение, а вы добавлять слова и каждым снежным словом мы будем укрывать елочку. А слова я попрошу запомнить, чтобы ответить на вопрос.
Дидактическая игра «Доскажите словечко».
На поселки, на лужок –Все снижается… (снежок).
Вот веселье для ребят – Все сильнее… (снегопад).
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в … (снежки).
Словно в белый пуховик нарядился… (снеговик).
Рядом – снежная фигурка. Это девочка - … (Снегурка).
На снегу-то, посмотри –
С красной грудкой… (снегири).
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил… (снег).
Молодцы, а теперь давайте вспомним, каким словами мы укрывали елочку. Дети повторяют еще раз слова.
А вот у нас в гостях друг зимы Снеговик и у него для нас есть задание.
Составление предложений по мнемотаблицам.
Снеговику скучно одному, давайте, слепим друзей ему снеговиков.
Раз – рука, два – рука,
Лепим мы снеговика.
Мы скатаем снежный ком –
Вот такой,
А потом поменьше ком – вот такой,
А наверх поставим мы маленький комок.
Вот и вышел снеговик –
Снеговичок.
Снег, ведерко и морковка,
Да уменье, да сноровка –
И готов снеговичок.
Очень милый толстячок!
(В. Бурдин)
А вот еще одна подружка зимы – снежинка. Но что-то она очень грустная.
Что же могло с ней случиться? Кто, что может предложить? (Может у нее нет друзей; может, на день рождение не получила подарок).
- Давайте ее развеселим.
Как же ее развеселить? (Спеть веселую песенку, подарить что-то, найти друзей, рассказать смешную историю).
- А может ей рассказать, какая она? (Легкая, белая, холодная, нежная, резная, красивая, грустная). Посмотрите, все равно снежинка осталась грустной.
- А может, с ней поиграть (Упражнение на дыхание – развитие длительного, плавного выдоха – на нитке прикреплена снежинка, нужно дуть на снежинку, щеки не раздувать).
- Вот, какая она стала веселая. Ей понравилось с нами играть.
У снеговика еще есть для нас задание: снежинки с вопросами.
Вопросы:
Какое время года наступает после осени? (После осени наступает зима).
Чем покрыты деревья зимой? (Все деревья покрыты пушистым белым снегом).
Как одеваются люди зимой? ( Зимой люди тепло одеваются: в теплые шапки, шубы, кожаные сапоги, вязаные рукавички).
Давайте поблагодарим снеговика за все и будем его ждать в гости следующей зимой.