юлия тимофеева
Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Рассматривание картины «Зимние забавы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе
«Рассматривание картины «Зимние забавы».
Цель: Уточнить представления детей о зимних играх; способствовать развитию навыка отгадывать загадки; побуждать детей рассматривать картину, отвечать на вопросы по изображению, воспроизводить движениями конкретные действия; активизировать и обогащать словарный запас детей прилагательными, развивать речевую активность, память, внимание, воспитывать интерес к играм, к изменениям в неживой природе.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе „Рассматривание картины „Зимние забавы“» размещена в разделах
- Зима, зимние забавы. Составление рассказа по картине
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимние забавы и игры
- Зимние забавы. Конспекты
- Зимние забавы. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Цель: развитие связной речи и грамматического строя речи.
Задачи:
учить детей правильно составлять рассказ по картине;
учить отвечать на вопросы и давать полный ответ на заданный вопрос.
Образовательные: Закреплять представление детей о зиме. Обогащать и активизировать словарь детей по теме «Зима».
Развивающие : Развивать и совершенствовать коммуникативные навыки.
Воспитательные: Воспитывать активность, инициативность.
Способствовать развитию психических процессов и положительных эмоций.
Словарная работа.
Существительные: детвора, санки, лыжи, коньки, снежная крепость, развлечения, забавы, снежки, настроение, горки, шапки, шубы, валенки, каток, снеговик, снежинка.
Прилагательные: снежная, суровая, морозная, веселая, красивая, нарядная, холодная, вьюжная, пушистый, белый, легкий, мягкий, холодный, колючий, мокрый, веселое, радостное, праздничное, новогоднее, грустное, шаловливое, хорошее, прекрасное, плохое.
Глаголы: кататься, лепить, строить, скачусь, съеду, мчусь, скользить, веселятся, смеются, хохочут, разрумянились.
Наречия : быстро, стремительно, лихо, во весь дух, стрелой, в один миг, вдалеке.
Оборудование: «Саша и снеговик», сюжетная картина «Зимние забавы», вырезанные из бумаги снежинки, картинки с изображением снеговика, снежинок, санок.
Ход занятия:
Круговой сбор детей:
Всех в игру я приглашаю,
Никого не обижаю.
Пусть ваш смех звучит вокруг
Становитесь дружно в круг
А теперь предлагаю посмотреть в окно, вспомнить и рассказать, как пришла зима
Поглядим – ка мы окно.
А на улице зима наступили холода
Да - да - да
Наступили холода
Да - да – да
Появление сказочного персонажа.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришел гость, а как его зовут, мы с вами узнаем, отгадав загадку.
Во дворе катали ком,
Шляпа старая на нем.
Нос приделали, и вмиг
Получился … (Снеговик)
Не получается отгадать? Тогда другая загадка:
Морковкой нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла? (Снеговик)
В. : Правильно это снеговик.
Главный герой зимы, помимо Деда мороза и Снегурочки это снеговик.
Он любимец детворы, его день рождения 18 января. В его руках - метла, он чистит снег.
Он пришел к нам с подарками. Давайте посмотрим, какие подарки принес снеговик. И первый подарок – это - на полянку, на лужок тихо падает снежок; Улеглись снежинки – белые пушинки. Что это? Снежинка, какая она? (красивая, пушистая, легкая, нежная, холодная, искристая)
Воспитатель. Сейчас зима, на улице лежит снег, холодно, и чтобы не замерзнуть, мы на улице играем. Когда вы с мамами идете гулять, вы играете? Вы с мамами лепите снежки, снеговиков, катаетесь на санках. Расскажите, что вы делаете на прогулке с мамой и папой? (Обращается к каждому ребенку, помогает ему наводящими вопросами. Если дети затрудняются, отвечает и побуждает их проговаривать ответ вместе.)
Когда мы играем, нам холодно или тепло? (Тепло.) Зимой играть весело или грустно? (Весело.) А если вы падаете в снег, вам больно? (Нет.) Конечно, нет, ведь снег мягкий, пушистый, как вата.
Сейчас мы представим, что эти кусочки ваты – снежинки, положим снежинку на ладошку и подуем на нее, чтобы она полетела.
Упражнение «Снежинки».
Воспитатель кладет каждому ребенку и себе на ладошку кусочек ваты и показывает, как надо дуть, чтобы «снежинка» полетела. Дети выполняют упражнение, затем помогают воспитателю собрать все кусочки ваты и соединить их в комок-снежок.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках покатила.
Короткая беседа по вопросам:
- Ребята, о чем эта загадка? (о зиме)
- Кто из вас любит зиму? Чем можно зимой заниматься? (Кататься на санках, лыжах, коньках, строить крепости, лепить снеговиков)
Воспитатель: Когда я была маленькой, я тоже любила кататься на санках и лыжах с горки. Горки мы делали из снега. А знаете, ведь горку можно построить из чего угодно, даже из слов. Хотите попробовать построить горку из слов? Я предлагаю вам построить горку из слов.
Мы будем называть слова-признаки, и ставить комочек-слово на доску. Посмотрим, насколько высокая горка получится.
Начинаем:
Зима какая? (Снежная, суровая, морозная, веселая, красивая, нарядная, холодная, вьюжная)
Снег какой? (Пушистый, белый, легкий, мягкий, холодный, колючий, липкий, хрустящий, мокрый)
Настроение какое? (Веселое, радостное, праздничное, новогоднее, грустное, хорошее, плохое)
Какие вы молодцы, назвали много разных слов, высокая горка у нас получилась.
Воспитатель: А для катания на этой горке нужны саночки. Но поедут санки тогда, когда вы скажете, как быстро можно скатится с горы.
Я с горы спущусь во весь дух - а ты…
(Я с горы съеду быстро. Я с горы спущусь вихрем. Я съеду с горки стрелой. Я с горы скачусь лихо.)
- Вы очень точные слова подобрали, у меня даже ветер в ушах засвистел, как быстро мы скатывались.
Воспитатель: Мы заговорили с вами про катание на санях, и я вспомнила четверостишие:
Мчусь, как ветер, на санях
Вдоль лесной опушки.
Рукавицы на руках,
Шапка на макушке.
Воспитатель: Многие поэты, писатели и художники в своих произведениях изображали зиму. И в нашей картинной галерее есть несколько произведений о зиме.
(В-ль обращает внимание детей на картины : «Саша и снеговик», «Зимние забавы»)
- Мне очень нравится одна из картин, а какая, вы попробуйте догадаться.
- Я буду называть слова-подсказки, а вы постарайтесь догадаться о какой картине пойдет речь.
Слушайте: Морозный день, Радостное настроение, Зимние забавы,
Дети упали с санок.
- Правильно, вы внимательно слушали и быстро догадались
Воспитатель. Дети, зима чудесное время года! Давайте вместе внимательно рассмотрим эту картину. Демонстрирую картину «Зимние развлечения».
-Какое время года изображено на картине?
-обратите внимание на природу, какой день, погода?
-Кого мы видим на картине?
-Как еще можно назвать их?
-Как одеты дети?
-Куда пришли дети?
-Что изображено на переднем плане картины?
-Что делают дети?
-Какое у детей настроение?
-Как вы думаете, а почему они смеются?
-А что произошло с детьми, которые уже скатились с горки?
-Не обидно ли мальчикам, что над ними смеются?
-Если подойти ближе, что можно услышать?
-Что изображено на заднем плане, вдалеке?
-Что делают дети?
-Как бы вы назвали картину?
Д/и «Закончи предложение».
Однажды, зимним днем, когда стояла хорошая морозная погода (ребята пришли на горку.)
Дети оделись тепло: (в зимние шапки, шубы, валенки).
Морозный воздух и игры разрумянили (ребятам щеки).
На горке собралось много ребят. Все хотели скатиться, но (на пути произошло веселое происшествие).
Два товарища решили лихо скатиться на санках с горы, (но на половине пути перевернулись прямо в снег). Им весело, они смеются и машут друзьям.
А вдалеке, на катке, (мальчишки, скользят по льду на коньках).
У всех собравшихся ребят веселые лица у них (хорошее, радостное настроение).
Они любят зиму (за чудесные развлечения).
Воспитатель. Давайте попробуем вместе составить рассказ по этой картине.
- Для того чтобы рассказ получился интересным, не забудьте:
В начале, рассказать о том, какой был день…
В середине, зачем пришли дети на горку, и что там происходило…
В конце рассказа скажите, какое у ребят было настроение, почему вы так решили…
- Вспомните слова, которые украсят ваш рассказ и сделают его интересным. Какое время года, часть суток, что происходит на горке, около горки. Придумайте, как можно интересно закончить свой рассказ. Кто хочет рассказ начать…продолжить…закончить. Кто расскажет весь рассказ. Заслушиваются 2-3 рассказа.
В: Вы сегодня постарались, составили разные интересные истории. Я вам предлагаю создать книгу, в которой будут записаны все ваши рассказы. Мне кажется, что эту историю будет интересно послушать дома и родителям.
Физминутка «На дворе мороз и ветер».
На дворе мороз и ветер,
На дворе гуляют дети,
Ручки, ручки потирают,
Ручки, ручки согревают.
Воспитатель: теперь ребята встаньте со стульчиков.
Давайте с вами немножко поиграем!
(Воспитатель читает стихотворение и вместе с детьми выполняет все движения согласно текста)
Выпал беленький снежок,
Собрались мы все в кружок.
Мы потопаем, потопаем,
Будем весело плясать
Будем руки согревать,
Мы похлопаем, похлопаем.
Чтоб нам было веселей
Будем прыгать мы скорей,
Мы попрыгаем, мы попрыгаем!
Итог занятия:
Воспитатель: А давайте мы тоже нашему Снеговику подарок подарим. Поиграем в игру «Поезд из саней» : «Дети садитесь в санки.
Наши детки в санки сели громко песенку запели,
Покатились далеко, не догонит их никто.
За веревочку взялись и помчали с горки вниз.
Вдруг салазки на бок – хлоп!
Все попадали в сугроб.
Ай-яй-яй-яй-яй, все попадали в сугроб.
Ну, вставай, вставай дружок и отряхивай снежок.
Больше в санки не садись с этой горки не катись!
Ну, вот и все ребята Снеговику пора уходить. Он говорит нам большое спасибо и до свидания!