Демидова Нина
Конспект НОД по развитию речи в старшей логопедической группе «Путешествие в страну «Противоположностей»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи в старшей логопедической группе
"Путешествие в страну «Противоположностей".
Образовательные области "Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Здоровье»
Цель: обогащение словаря прилагательных путём усвоения слов-антонимов через использование малых форм фольклора.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей логопедической группе „Путешествие в страну „Противоположностей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Противоположности, антонимы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Образовательные:
совершенствовать умение находить противоположные понятия, их сравнивать, выделять главное и анализировать.
упражнять в подборе слов с противоположными значениями;
расширять и обогащать активный и пассивный словарь прилагательных-антонимов.
Коррекционно-развивающие :
развивать восприятие, память;
развивать наглядно - образное мышление;
развивать умение анализировать, обощать.
Воспитательные:
воспитывать умение работать в коллективе;
прививать любовь к богатству народной культуры
Оборудование: картинки с изображениями: мороженое, стакан горячего чая; слон, мышка; заяц, черепаха; дед, внук и др. ; мешочек из ткани, игрушки: мяч, машинка, матрешка, собачка (мягкая игрушка)и др., картинки к игре «Четвертый лишний», карточка белого и черного цветов; сюжетные картинки – пословицы; простые карандаши, альбомные листы с заданием на каждого ребенка
Ход ЗАНЯТИЯ
– Ребята, давайте поприветствуем друг друга.
(Дети встают в круг, произносят слова приветствия и выполняют соответствующие движения)
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Мы навстречу вам откроем –
И ладошки, и сердца!
Пусть тепло на свете будет!
Улыбаются пусть люди!
Мир пусть будет без конца!
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и скажите.
А вы, ребята, недружные? (Дружные.)
– Вы грустные, ребята? (Весёлые.)
– Вы ленивые? (Трудолюбивые.)
– Вы трусливые? (Смелые.)
– Вы злые? (Добрые.)
Вот такие дружные, смелые, добрые дети могут помочь жителям волшебной страны «Противоположностей». В стране, где живут слова-спрщики, случилась беда. Налетел злой ветер все раскидал, перемешал и слова-спорщики потеряли свои пары. Помочь им может тот, кто знает противоположные слова.
Ребята, вы готовы им помочь? (Да). А оказаться в стране «Противоположностей» нам помогут волшебные слова. Давайте вместе скажем:
«Вокруг себя повернись,
В волшебной стране очутись».
1 Задание. Игра «Найди парную картинку»
Ребята, помогите найти пару картинкам и назовите слова-спорщики.
(Каждый ребенок самостоятельно выбирает пары к двум картинкам и называет слова- антонимы).
2 Задание. Игра «Чудесный мешочек»
А куда подевались игрушки в этой стране? Посмотрите они в «Чудесном мешочке». Определите на ощупь, что там?
(Каждый ребенок на ощупь определяет предмет, называет его и отвечает на вопросы воспитателя).
- Этот мячик твердый (нет, мягкий, белый (разноцветный, тяжелый (легкий?;
- Эта машинка теплая (холодная, легкая (тяжелая, шершавая (гладкая?
( аналогично с другими игрушками: матрешка, собачка (мягкая игрушка) и т. д.)
3 Задание. Игра «Четвертый лишний»
Ребята, посмотрите, ветер перемешал все предметы на картинке, помогите найти лишний предмет.
( Воспитатель показывает картинки: 1 лист- мороженое, снежинка, чай горячий, лед;2 лист – торт, конфеты, мед, лимон; 3 лист – дом, мышка, корабль, слон. Предлагает детям найти лишний предмет. Дети объясняют свой выбор (Холодный -горячий; сладкий – кислый, большой - маленький).
4 Задание. Ф/м Игра «День - ночь»
– Части суток имеют противоположности. Какие слова-спорщики вы знаете? (День-ночь, утро-вечер)
– Чем отличаются день и ночь? (Ночью темно, мы спим, днем светло мы бодрствуем)
(Воспитатель показывает белую карточку – «день» – дети бегают, прыгают; черную карточку – «ночь» – дети сидят на корточках, руки под щечку)
5 Задание. Игра «Найди слова-спорщики в пословицах и поговорках»
Ребята, и в пословицах слова – спорщики потеряли свои пары, помогите им.
(Воспитатель говорит пословицу, дети находят ее на картинках, соединяют первую и вторую часть пословицы и называют слова-антонимы. Например: «Старый друг, + лучше новых двух» (старый - новый); «Чем длиннее день, + тем короче ночь» (длиннее – короче, день – ночь); «Маленькое дело + лучше большого безделья» (маленькое – большое).
6 Задание. Игра «Соедини слова – спорщики»
(Детям раздаются листы, на которых изображены предметы. (Стакан полный – стакан пустой (полный – пустой); Человек старый – молодой (старый – молодой) и т. д. Они самостоятельно с помощью карандаша соединяют предметы с противоположными свойствами и называют слова – антонимы).
Ребята, мы смогли навести порядок в стране «Противоположностей», помогли словам – спорщикам найти свои пары. И это все благодаря вашей дружбе, вашим знаниям и желанию прийти на помощь. Вам понравилось наше путешествие? А теперь нам пора в детский сад, закройте глаза и скажите волшебные слова:
«Вокруг себя повернись и в детский сад возвратись».