Елена Куликова
Конспект НОД по развитию речи в старшей логопедической группе. Лексическая тема «Ягоды»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи, в старшей логопедической группе. Лексическая тема: «Ягоды»
Лексическая тема: «Ягоды»
[/b]
Цель: развитие речевых навыков, закрепление знаний о садовых и лесных ягодах.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей логопедической группе, Лексическая тема „Ягоды“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Фрукты и ягоды. Конспекты занятий
- Ягоды садовые
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
Образовательные:
Уточнить представление о ягодах;
Формировать умение обобщать, классифицировать;
Расширить и активизировать словарь по теме;
Совершенствовать навыки коммуникативного общения, словоизменения и
словообразования;
Совершенствовать грамматический строй речи;
Развивающие:
Развивать умение образовывать относительные прилагательные;
Развивать согласование существительных с числительными;
Развивать навык образования существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов;
Развивать связную речь, зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением, мелкую моторику.
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу,
инициативность.
Оборудование: мультимедиа, видеоряд к теме «Ягоды», картинки с изображением различных ягод, цветные карандаши; карточки с изображением геометрических фигур для штриховки по образцу, коробочка из-под мармелада, магнитная доска.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Логопед: Ребята, сегодня у нас новое занятие! Проверьте карандаши, все ли на месте? Сядьте поудобнее, спинки сделали ровными, глазки сморят на меня!
2. Основная часть:
В группу влетает Карлсон.
Карлсон: «Ой, ой, ой! Здравствуйте! Подскажите, не здесь ли находится группа № 7 «Ягодка»?
Логопед: «Здравствуйте, Карлсон! Да — это наша группа»!
Карлсон: «Как же здорово, что я вас нашел! Милые дети, мне срочно нужны лекарства из ягод! Я серьезно заболел!»
Логопед: «А какие, Карлсон, вам нужны таблетки? Ягодные таблетки?
Карлсон: «Нет, мне нужно все, что из ягод можно приготовить с сахарным песком и желательно побольше!»
Логопед: «Ребята, а что можно сладкого приготовить из ягод?»
Звучат ответы детей, которые педагог дополняет своими ответами, с имитацией поиска их в интернете.
Логопед: «Уважаемый Карлсон, царство ягод разнообразное! Вы предпочитаете лекарство из ягод лесных, или садовых»?
Карлсон: «Мне нужно лекарство из всех ягод: из лесных и садовых и желательно побольше»!
Логопед: «Ну хорошо, вы пока с дороги отдохните немножко, остудите свой пропеллер, вот у меня тут есть маленькая конфетка, быть может она вас пока спасет? А мы с ребятами что-нибудь придумаем!»
Карлсон садится.
Логопед: Ребята, где мы сейчас с вами сможем найти ягоды? Куда нам за ягодами нужно отправиться?»
Дети: Нам нужно отправится в лес, или в сад.
Логопед соглашается с детьми и прикрепляет картинку леса и сада.
Логопед: «Смотрите, ребята, а какие ягодки мы сможем найти в лесу? У меня тут, например, земляника-она лесная, или садовая?
Упражнение «Сортировка ягод по категориям»
В лесу будут расти лесные, а в саду-садовые ягоды.
Логопед с детьми раскладывает картинки ягод по категориям: сад и лес.
Упражнение «Сравни ягоды между собой»
Ой, ребята, а как действительно ягод много! И все они разные, друг от друга отличаются
Дети сравнивают ягоды: Малина красная, а черника-черная
Земляника овальная, а клюква круглая.
Черника черная, а шиповник красный.
Морошка оранжевая, а ежевика черная.
Логопед: правильно, молодцы!
Видеоряд «Развитие и рост ягод»
Ребята, а если мы сейчас с вами пойдем в сад, или в лес, мы сможем там найти ягоды?
Дети: Да!
Логопед сопровождает объяснение показом видеоряда роста ягод: «Нет, друзья мои, не найдем! Ягодки только проснулись. Сначала из земли появляется тонкий стебелёк, он растет, потом на нем появляются листочки, цветочки и, как только цветочки отцветут-появятся и ягодки.
Карлсон: «А-а-а! Я так и знал, что вы мне ничем не поможете! Что же мне делать, что же мне делать! Я до лета не доживу! Мне срочно нужны лекарства! «
Логопед: Карлсон, не волнуйтесь, у нас ведь группа «Ягодки», а значит тут все волшебное! Мы с ребятами закрываем глаза, а вы тоже закрывайте! Только я произнесу заклинание: Раз, два, три, а теперь посмотри, и мы окажемся в летнем лесу!
Появляется картинка летнего леса с голосами птиц на экране.
Физкультминутка
Логопед : Пара нам ножки размять.
Раз, два, три, четыре, пять, (Ходьба по кругу)
В лес идем мы погулять. (Ходьба на месте, махи руками.)
За черникой, за малиной, (Приседание чередуем с наклонами)
За брусникой, за калиной.
Землянику мы найдем
И Карлсону отнесем. (Ходьба)
Дети подходят к магнитной доске.
Логопед : А теперь, давайте посчитаем ягоды (на магнитной доске).
Дидактическая игра «Веселый счет» (согласование числительных с существительным).
Дети считают (одна черника, две черники, три черники, четыре черники, пять ягод черники;
Одна клюква, две клюквы, 3, 4., 5 клюкв ;
Одна морошка, две морошки, 3, 4, 5 морошек и т. д. с другими ягодами).
Дидактическая игра «Назови ласково»
Логопед: А вы заметили ребята, что в нашем лесу есть большие ягодки и ягодки поменьше. Как мы их назовем?
Например: Земляника-это большая ягодка, а маленькая как будет назваться?
Дети: Земляничка
Далее логопед проводит игру на примере других ягод
Упражнение «Что мы приготовим из ягод?»
Логопед: Ребята! Что из этих ягод мы с вами приготовим? Что еще сделаем?
Дети: Джем, варенье, конфитюр, пастилу….
Появляются заготовки в виде картинок, по мере ответов они предоставляются педагогом
Логопед: Карлсон, посмотри, сколько мы для вас приготовили и готовы с тобой поделится
Логопед отдает Карлсону заготовки продуктов из ягод
Карлсон: «Ну спасибо ребята! Это заготовки из лесных ягод! А я еще из садовых хочу попробовать!»
Логопед: «Подождите, придется нам в сад переместиться! Глазки закрывайте, сейчас мы окажемся в саду! Раз, два, три…А теперь посмотри!»
Ребята, а какие ягоды растут в саду, посмотрите! Вы знаете, что я предлагаю? Я предлагаю конфеты сделать мармеладные для Карлсона! Карлсон, вы ели когда-нибудь мармеладные конфеты?»
Карлсон: «Нет не ел! Суфле ел, сосательные конфеты ел, а вот мармелад я никогда не ел!»
Логопед: «Нам понадобится сок для того, чтобы сделать мармелад нам нужны не сами ягодки, а именно сок».
Упражнение «Как называется сок из ягод?»
Из крыжовника будет какой сок? (крыжовенный)
Из малины сделаем какой сок? (малиновый)
Из клубники получится какой сок? (клубничный)
Из облепихи как называется сок? (облепиховый)
Ответы детей.
Логопед: «А вот теперь посмотрите, какие конфеты есть у меня».
Педагог прикрепляет к магнитной доске геометрические фигуры с вариантами штриховки, обращает внимание детей на них.
Логопед: «Вот это прямоугольная конфетка, она у меня малиновая. Догадайтесь, из какой ягодки она?
Посмотрите, какие мармеладки у меня получились. У меня есть мармеладка прямоугольная, есть мармеладка круглая, есть квадратная, ромбовидная, овальная. Ребята догадайтесь, какая из этих мармеладок малиновая.
А как вы догадались? Да потому, что она такого же цвета, как малина.
Ребята, а догадайтесь, какая крыжовенная? А какая клубничная? Правильно! А кто знает из какой ягодки оранжевая сделана? Из облепихи! Обратите внимание, как она облепливает веточку так, что оторвать невозможно!
Ребята, а давайте сделаем для Карлсона угощение в подарок!
Вот я вам даю уже конфетки, сейчас мы с вами организуем фабрику по производству мармеладных конфет.
Если у меня сок крыжовенный-я беру зеленый карандаш.
Если сок малиновый, то беру малиновый карандаш.
Посмотрите, а если облепиховый, то беру оранжевый карандаш
Чтобы сделать мармеладку, ей обязательно нужно сделать штриховку. Штриховку нужно наносить красиво и аккуратно!»
Дети вместе с педагогом выполняют штриховку, педагог собирает заштрихованные «мармеладки» в коробочку из-под мармелада.
Педагог: «Ну вот, Карлсон, мы приготовили для вас много мармеладных конфет! Угощайтесь и больше никогда не болейте!»
Отдает коробочку Карлсону.
Карлсон: «Спасибо дорогие мои за угощение! Кажется, я уже стал поправляться, а когда съем весь мармелад выздоровею окончательно!
Ну а теперь пора мне отправляться в свой дом под крышей!»
Пытается улететь, но ничего не получается.
Карлсон: «Ой, что-то мне мешает, не взлетается! Кажется коробочка слишком тяжела!
Достает из сумки коробочку и с удивлением достает из нее настоящий мармелад, пробует одну мармеладку
Карлсон: «Ну ребята, ну -волшебники! Удивили! Ребята, а вы знаете, что я решил?
Давайте, я прилечу к вам в следующий раз, а сейчас предлагаю вам попробовать настоящие мармеладные конфеты!
Предлагает им угощение. Прощается и улетает из группы.
3. Итог занятия. Оценка деятельности детей.
Логопед: «Ну как, дети, понравилось ли вам наше путешествие?
Что нового вы сегодня узнали? Персонаж из какой сказки к вам прилетал?»
Звучат ответы детей.
Педагог: «Спасибо за внимание, наше занятие подошло к концу! «
А сейчас я предлагаю всем послушать шуточную песенку про ягоды и немного отдохнуть после нашего путешествия!
Звучит шуточная песня про ягоды.