Ксения Лапыгина
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Прогулка по осеннему лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
«Прогулка по осеннему лесу».
Подготовила и провела:
Воспитатель – Лапыгина Ксения Андреевна.
Цель: формировать у детей представление о важности здорового образа жизни.
Задачи:
Образовательные:
1. Закреплять знания детей по темам «Осень», «Растения», «Животные»;
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе „Прогулка по осеннему лесу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
2. Упражнять в согласовании существительных с числительными, в образовании существительных с уменьшительно – ласкательным значением, в образовании новых слов из двух предложенных;
3. Побуждать детей говорить полным ответом.
Развивающие :
1. Развивать двигательную активность, мелкую моторику рук.
Воспитательные:
1. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение слушать, не перебивать говорящего.
Методы: игровой, словесный, наглядный.
Предварительная работа: беседа об осени, рассматривание иллюстраций, рассматривание картинок с изображением деревьев, закрепление счета до 5 – ти.
Форма работы: индивидуальная, подгрупповая.
Словарная работа: водопад, камнепад, снегопад.
Используемый материал: игрушка «Лесовичок», мяч, иллюстрации: дерево, ягода, куст, гриб; карточки с цифрами от 1 до 5, коробка, листья березы, клена, липы, рябины, дуба, звукозапись «Звуки леса».
Содержание Организационной Деятельности.
Организационный момент: дети входят в группу.
Воспитатель: ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Компоненты НОД Ход занятия
Сюрпризный момент Воспитатель: Ребята, предлагаю, Вам, отправиться на прогулку. А куда именно, вы попробуете угадать сами (звучит музыка «Звуки леса»).
Дети: В лес!
Воспитатель: Правильно!
Основная часть Воспитатель: Тогда предлагаю вам отправиться на не обычную, а воображаемую прогулку по осеннему лесу. Хотите?
Дети: Да!
Воспитатель: Шли, мы шли, и пеньки нашли – перешагнули и дальше пошли,
Шли, мы шли, ручеёк нашли – перепрыгнули его и дальше пошли,
Шли, мы шли и в лес пришли…
(Дети выполняют движения согласно тексту). Вот мы с вами и пришли в лес. А теперь послушаем стихотворение.
Разбросала осень листья,
Разукрасила их кистью.
Мы в осенний лес пойдём,
В букеты листья соберём.
Лист кленовый, лист с осинки, лист дубовый, лист рябинки,
Рыжий тополиный лист
На дорожку спрыгнул вниз.
Воспитатель: Скажите, о каком времени года шла речь в этой игре?
Дети: Об осени.
Воспитатель: Напомните, пожалуйста, а какое сейчас идёт время года?
Дети: Идет осень.
Воспитатель: А сколько у осени месяцев?
Дети: У осени три месяца.
Воспитатель: Как называются эти месяцы?
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь (педагог добивается от воспитанников полных ответов).
Игра «Закончи предложение»
Воспитатель: Ребята, попробуйте закончить начатое мною предложение - первый месяц осени.
Дети: Сентябрь. Первый месяц осени сентябрь;
Воспитатель: Второй месяц осени…
Дети: Октябрь. Второй месяц осени октябрь;
Воспитатель: Третий месяц осени…
Дети: Ноябрь. Третий месяц осени ноябрь.
(Дети добавляют слово и произносят предложение целиком.)
Воспитатель: А кто напомнит, какой сейчас идет осенний месяц? Дети: Идет ноябрь. Третий месяц осени.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас мы с вами отправимся дольше (дети идут за воспитателем, останавливаются у елочки и находят письмо).
Воспитатель: Дети, а нам письмо, попробуем отгадать от кого?
Дети: Да! (воспитатель выслушивает ответы детей и показывает им картинку Лесовичка)
Дети: от Лесовичка!
Воспитатель: Правильно, ребята! И Лесовичок просит, Вас, ему помочь пересчитать растения в своем лесу. Поможем Лесовичку?
Дети: Да!
Игра «Посчитай и назови»
Один куст. Два куста. Три куста. Четыре куста. Пять кустов.
Один гриб. Два гриба. Три гриба. Четыре гриба. Пять грибов.
Одна ягода. Две ягоды. Три ягоды. Четыре ягоды. Пять ягод.
Одно дерево. Два дерева. Три дерева. Четыре дерева. Пять деревьев.
- Спасибо! Помогли мне! Справились! (Можно похлопать в ладоши.)
Воспитатель: Ребята, а мне показалось, что деревья в лесу стоят какие-то грустные, печальные? Как вы думаете, почему осенние деревья могут грустить? Воспитатель выслушивает предположения детей.
Воспитатель: А кто помнит, как называется красивое природное явление, когда падают листья?
Дети: Листопад.
Воспитатель: Посмотрите, как интересно получается: два слова «листья - падают» соединились и превратились в одно такое прекрасное слово «листопад». Как вы думаете, какое новое слово получится, если соединить вместе слова?
Игра на словообразование
Вода падает – водопад
Камни падают – камнепад
Снег падает – снегопад
(Если дети называют слово, опережая события, то педагог уточняет, из каких двух слов оно получилось.)
Воспитатель: Да! Снегопад-то не за горами! Что-то даже холодновато стало!
Физкультминутка «Осень»
Ветер северный подул: «С-с-с-с-с…» (Взмахи руками. На выдохе произнесение звука «с».)
Все листочки с веток сдул. (Плавный полуприсед.)
Полетели, закружились… (Движения по тексту.)
И на землю опустились. (Приседание.)
Дождик стал по ним стучать
«Кап – кап – кап, кап – кап – кап!» (Сидя на корточках «барабанить» пальцами по ковру/полу.)
Град по ним заколотил, (Встать. Руки на пояс. Потопать ногами на месте.)
Листья насквозь все пробил. (Стоя покачать головой, разведя руки в стороны.)
Снег потом припорошил, (Лёгкие прыжки на носочках.)
Одеялом их накрыл. (Кружение вокруг себя с плавными движениями руками.)
Воспитатель: Ребята, а что мы можем сделать, чтобы деревья в лесу не грустили (выслушивает предположения детей - сделать им подарок, сказать доброе слово, спеть для них песенку, и т. п. ?
Игра «Назови ласково»
(С использованием иллюстраций.)
Берёза – берёзонька/берёзка
Осина – осинка/осиночка
Ель/ёлка - ёлочка (ещё мы это дерево просто называем ёлка)
Дуб – дубок/дубочек
Рябина – рябинушка/рябинка
Липа – липонька/липушка
Сосна – сосенка
Клён – кленок/кленочек
Тополь – тополёк/тополёчек
Ива – ивушка
Воспитатель: Молодцы, ребята! Уверена, теперь деревьям в лесу будет не так грустно. А вы знаете, что в лесу можно услышать эхо? И я предлагаю, Вам, поиграть в такую игру. Хотите?
Дети: Да!
Игра «Эхо»
(С мячом.)
Воспитатель: В круг вставайте, игру начинайте! Я сейчас назову слово, обозначающее название животного, когда животное одно (медведь, а вы будете эхом и назовёте это животное, но только когда их много (медведИ).
Заяц – зайцЫ
Ёж –ежИ
Белка – белкИ
Лиса – лисЫ
Волк – волкИ
Бобр – бобрЫ
И т. п.
Заключительная часть Воспитатель: Молодцы, ребята! Нам пора возвращаться в детский сад. Встаем друг за другом.
Шли, мы шли, и пеньки нашли – перешагнули и дальше пошли,
Шли, мы шли, ручеёк нашли – перепрыгнули его и дальше пошли,
Шли, мы шли и в группу пришли…
Воспитатель: Рефлексия (где были, что делали).
А Лесовичок, дал нам коробочку, посмотрим, что там (дети открывают коробочку и находят в не листья). Ребята, если, Вам, все понравилось, и вы со всем справились, то прикрепите свой листик на ветку дерева. А если, Вам не понравилось или у вас были какие – нибудь трудности, то прикрепите свой листок внизу около дерева.