Надежда Ткаченко
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «ЗКР. Звуки [Щ] и [Ч]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: дифференциация звуков щ и ч.
Задачи:
Образовательные: упражнять детей в правильном произнесении звука щ и дифференциации звуков щ - ч;
Развивающие : развивать фонетический слух, укреплять артикуляционный аппарат;
Воспитательные: воспитывать умение выслушивать задание до конца и выполнять его.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в средней группе „ЗКР, Звуки [Щ] и [Ч]“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Материалы: картинки паровоза и щётки, письмо с размытыми словами, предметные картинки со словами со звуками щ и ч (по числу детей, 2 корзинки (на одной нарисована щетка, на другой – паровоз, корзинка с ватными шариками, игрушки заяц и ёжик, фонограмма (пение птиц и звук ветра).
Ход НОД
Организационный момент
Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики»)
Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)
Здравствуйте, губки (показываем губки)
Здравствуйте, зубки (показываем зубки)
Губками «почмокали» («чмокаем»)
Зубками «пощёлкали» («щёлкаем»)
Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)
И ими помахали (машем ладошками)
А теперь все вместе –
«Здравствуйте!» - сказали
Основная часть
Воспитатель: Сегодня я расскажу вам историю о непослушном язычке.
Жил -да был в своём домике язычок.
Покажите свои язычки! (Дети показывают свои язычки)
- А у ваших язычков домик есть?
Дети: Есть.
Воспитатель: А какой домик у ваших язычков?
Дети: Зубы.
Воспитатель: Правильно.
- И у моего язычка домик есть. (Воспитатель показывает свой язычок).
- Мой язычок научился петь новую песенку.
Послушайте: «Щ-щ-щ», как будто чистим одежду щёткой.
Это песенка щетки. (Показать картинку щетки)
- Кончик языка держите за верхними зубами - рот растянуть (тянуть к ушкам кончики губ). (Проговариваем все вместе, а потом индивидуально 4 – 5 детей.)
Воспитатель: Хорошо, молодцы.
- А теперь язычок поднимется вверх, постучит по зубкам и споё т песенку паравоза: «Ч-ч-ч-ч». (Показать картинку паровозика)
(Проговариваем все вместе, потом только девочки, только мальчики и 4 – 5 детей по одному).
Воспитатель: Наш язычок каждый день делает зарядку:
Зубки ровно мы смыкаем и заборчик получаем. Губы в улыбке, зубы сжаты и видны
Язык лопаткой положи и спокойно подержи. Рот открыт, язык лежит на нижней губе
Подражаю я слону губы хоботом тяну. Губы трубочкой
Ох и вкусное варенье жаль осталось на губе, язычком я подниму и остатки оближу. Губы облизать
Стук в дверь, почтальон приносит письмо.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам пришло письмо (разворачивает). Какая жалость, похоже, письмо намокло в пути и часть слов не видно. Хотя понятно, что нас приглашают в гости. Ребята, помогите мне разобрать, что здесь написано.
Письмо:
Приходите в гости к.
Рады очень будем ….
Познакомим вас с,
Угостим всех.
Прогуляемся по ….
И подарим всем ….
Мы стихи вам …
И расскажем всё, что.
Приходите, мы вас …
Встречу с вами не …
Воспитатель: Ребята, кажется нас приглашают в гости лесные жители. Ну что, отправляемся?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда полетим на самолёте, но сперва разогреем наши моторы.
Физминутка
Мы ручками похлопаем – 1,2,3, Выполняем движения по тексту
А ножками потопаем – 1, 2, 3.
Мы ручки вверх подняли
И дружно опустили,
И сели все в волшебный самолёт Руки согнутые в локтях перед собой
Самолёт летит и мотор гудит – уууу, Крутим руки – «заводим мотор»
Полетели! «полетели» по кругу
Воспитатель: Вот, ребята, мы и добрались. Куда это мы попали? Да это же лесная чаща. Чаща –это густой, труднопроходимый лес. В таком густом лесу даже солнышка не видно. Повторяйте со мной «ча-ща».(все вместе, 3-4 детей по одному).
Воспитатель: Смотрите, ребята, это же зайчик нас встречает. (показывает игрушку зайца). Зайчик очень рад встрече с нами, ребята. Он нас долго ждал и хочет поиграть.
Воспитатель: (достаёт корзинку с ватой) Звери в лесу очень соскучились по весне, и чтобы она быстрее пришла, они стали сдувать снег с лесных полянок. Зайчик хочет и нас этому научить.
Подходите ко мне. Сейчас мы с вами будем сдувать снег. Воспитатель раздаёт детям на ладони «снег» (вата) и дети дуют на ладонь, сдувая его.
Воспитатель: Не забудьте, вдох через нос, выдох через рот.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
Воспитатель: Молодцы. Ребята, зайчик ещё хочет поиграть с нами. Я знаю игру «эхо».
Послушайте внимательно и повторите :
Ащ-ащ–ащ – ач-ач-ач
Ча-ча-ча –ща-ща-ща
Ещ-ещ-ещ-еч-еч-еч. (Все вместе повторяют).
Воспитатель: Молодцы. Зайчику понравилось, что вы были внимательные. Ребята, а вы знаете, что зайчик любит кушать? Он любит овощи, а мы знаем игру про капуту, давайте научим и зайчика.
Пальчиковая игра
Мы капусту рубим, рубим, движения прямыми ладонями вверх-вниз
Мы морковку трём, трём потереть кулак одной руки о кулак другой
Мы капусту солим, солим пальцы сложить в щепотку,солим
Мы капусту жмём, жмём, сжимать и разжимать кулаки)
Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь пора прощаться с зайчиком и идти дальше. (имитация движения, затем дети садятся на стульчики). Куда это мы теперь пришли. Да это же полянка, а ждёт нас здесь Ёжик (показывает игрушку ёжика). Ребята, у ёжика корзинки, но он не грибы собирает, а слова со звуками щ и ч. Давайте-ка поможем ему. (раздаю детям картинки, затем они подходят к корзинкам и кладут карточку в определённую корзинку).
Воспитатель: Ребята, ёжик очень благодарен вам за помощь и хочет с вами поиграть. Слушайте внимательно, я буду называть слова. Если в слове есть звук щ, вы будете топать, а если в нем звук ч, то хлопать. Готовы.
Чемодан, щука, щётка, чашка, черепаха, щенок, часы, человек, чудо, щипцы.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вот мы и побывали в гостях у лесных зверей. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Обратно мы полетим на воздушном шаре. Садитесь удобно на стульчики, возьмите друг друга за руки и закройте глаза. (звучит фонограмма ветра). Раз, два, три. Вот мы и в детском саду.
Рефлексия
Воспитатель: какие звуки мы сегодня с вами учили различать?
Где мы с вами побывали?
Чем вам больше всего понравилось заниматься?
А что для вас было самым трудным? (ответы детей)
Молодцы, ребята, вы хорошо сегодня занимались.