Дарья Воронченко
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Дикие животные зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обогащение представлений о зиме и жизни лесных животных.
Задачи:
Познавательные:
- продолжать знакомить детей с дикими животными (белка, заяц, медведь, лиса, волк) ;
- уточнить имеющиеся представления детей о жизни диких животных в лесу зимой (заяц под кустом, белка в дупле, медведь в берлоге, лиса в норе).
Образовательные:
- закрепить употребление существительных с обобщающим значением (животные);
- научить согласовывать слова в предложении;
- совершенствовать диалоговую речь;
- учить составлять описательный рассказ
Развивающие:
Темочки:
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные зимой. Конспекты
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Зима. Экологическое воспитание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
- развивать связную речь, познавательный интерес и любознательность, умение использовать в беседе накопленные знания;
Воспитательные:
- воспитывать умение сопереживать и эмоционально – доброжелательно относиться к живым объектам;
- воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и ответы других детей.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций диких животных и беседа по ним.
Чтение художественной литературы:
Рассказы: В. Бианки «Купание медвежат», Е. Чарушин «Волчишко», «Медведица и медвежата», Н. Сладков «Лиса и заяц».
Сказки: «Козлятки и волк», «Колобок», «Три медведя» (обр. Толстого Л., «Лиса и кувшин».
Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Чей это домик?», «Кто чем питается?»
Демонстрационный материал:
- снежинка на ниточке;
- презентация «Дикие животные зимой».
Ход занятия
Организационный момент.
- Здравствуйте, мои хорошие!
Дети стоят в кругу, выполняют движения по тексту:
Мы руками хлоп, хлоп,
Мы ногами топ, топ,
Мы плечами чик, чик,
Мы глазами миг, миг,
Вправо, влево повернись
И соседу улыбнись!
- А что это у меня в руке, ребята? (Снежинка.)
- Читает стихотворение про снежинку (держит снежинку на ниточке):
С неба падают зимою,
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые снежинки.
- Ребята, скажите, какая она? (Белая, красивая, зимняя, пушистая….)
- Ребята, хотите поиграть со снежинками? Проводится дыхательное упражнение "Снежинки".
- Представьте, что на ваши ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух. Сдуньте снежинки с руки. Повторяем три раза.
или
Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок.
Воспитатель в это время читает стихотворение:
"Кружатся снежинки в воздухе морозном
Падают на землю кружевные звезды"
(Н. Нищева)
- Ребята, хотите еще поиграть со снежинкой?
(Да, хотим).
- К кому она попадет в руки, тот говорит любое слово о зиме. (Мороз, снег, лед, иней, метель, лыжи, ледянки, санки, вьюга….)
- Ребята, мы сегодня с вами отправимся путешествовать в зимний лес. Хотите? (Хотим.)
- А на чем мы с вами поедем в зимний лес? (На санках, на лыжах.)
- Ребята, хотите отправимся в путешествие на лыжах? (Да)
- Давайте наденем лыжи, возьмем лыжные палочки в руки (имитация движения надевания лыж, берем лыжные палочки). Вставайте за мной. Итак в путь! (под веселую музыку дети идут по кругу за взрослым, имитируя движения лыжной ходьбы)
Беседа о животных.
(Дети рассаживаются перед доской, на которой размещена картина «Лес зимой»). Слайд 1
- Посмотрите, какой красивый зимний лес! Везде расстелила зима белый пушистый ковер и спрятала от мороза разных зверей. А кого спрятала, вы отгадайте!
Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (лиса)
Слайд 2.
- Как вы узнали, что это лиса? Что в загадке сказано о хвосте? (хвост пушистый) О мехе? (мех золотистый) А ещё, что можно сказать о лисе, какая она? (рыжая, хитрая, осторожная). Чем лиса питается зимой? (Лиса охотится на зайцев, мышей.) Где живет лиса? (в норе)
Серый, зубастый, по полю рыщет.
Телят и ягнят ищет. (волк).
Слайд 3.
- Как вы узнали, что это волк? Что в загадке сказано о волке? (серый, зубастый) Что ещё можно сказать о волке, какой он? (сильный, быстрый, страшный). Чем волк питается зимой? Волк охотится на зайцев. Где живет волк? (в логове)
Ловкая, проворная, по деревьям скок-скок,
Да орешки щёлк-щёлк. (белка).
Слайд 4.
Вопросы к детям: - Как вы узнали, что это белка? Что в загадке сказано о белке? (ловкая, проворная, по деревьям прыгает, орешки щелкает)Что ещё можно сказать о белке, какая она? (маленькая, быстрая, пушистая). Чем белка питается зимой? (орехи, грибы, ягоды, шишки). Белочка делает запасы летом, что бы зимой ей было что есть. Белочка тоже меняет свою рыжую шубку на серую, что бы ее было не заметно на дереве. Где живет белка? (в дупле)
Большой, косолапый, в тёплой шубе мохнатой.
Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает. (медведь).
Слайд 5.
- Как вы догадались, что это медведь? Что в загадке сказано о медведе? (большой, косолапый) Что ещё можно сказать о медведе, какой он? (неуклюжий, мохнатый, сильный, большой). Чем медведь питается зимой? (Медведь зимой спит в берлоге, лапу сосет, а летом он ест грибы, ягоды, мёд, рыбу.)
Зимой серый, летом белый.
Никого не обижает, а всех сам боится. (заяц).
Слайд 6.
- Как вы догадались, что это заяц? Что в загадке сказано о зайце? Что ещё можно сказать о зайце, какой он? (быстрый, трусливый, ушастый). Чем заяц питается зимой? (Заяц ест кору деревьев и ветки кустарников.) белая шубка помогает ему быть не заметным на белом снегу. Где спит заяц? (под кустом)
- Как назвать этих животных одним словом? (дикие).
- Что есть общего у всех этих животных? (У всех животных есть голова, морда, лапы, хвост, туловище).
- Чем покрыто туловище животных? (Туловище животных покрыто шерстью).
Физкультурная пауза "Лесные звери»
(Шагать на месте)
Раз, два, три, четыре, пять -
Как животных нам назвать?
(Хлопать в ладоши)
С людьми они не знаются,
В лесу живут, скрываются.
(Сложить ладони в виде книжки)
По картинкам все их знают:
(Загибать пальцы, считая)
Волк, лиса, медведь и заяц.
(Показать руками над головой крышу)
Дом их - заросли густые.
(Поднять руки, растопырив пальцы)
Звери дикие, лесные.
Описание зверей по схеме.
(Дети снова рассаживаются на свои места перед доской).
- Сейчас давайте будем рассказывать о диких животных по схеме с описанием их внешнего вида. (Воспитатель вывешивает схему: название животного– части тела – цвет– жилище – чем питается).
Слайд 7 Лиса – некрупное дикое животное рыжего цвета. У неё пушистый хвост, острая мордочка и острые ушки, четыре лапы, туловище покрыто шерстью. Живёт в норе. Ест птиц, зайцев, мышей.
Слайд 8 Волк – некрупное дикое животное серого цвета. У него есть голова, морда, четыре лапы, острые уши, большие острые зубы, длинный хвост, туловище покрыто шерстью. Живёт в логове.
Слайд 9 Медведь – крупное дикое животное бурого цвета. У него есть голова, морда, маленькие уши, маленький хвост и четыре лапы. Туловище покрыто густой шерстью. Зимой спит в берлоге. Летом ест ягоды, мёд, рыбу.
Слайд 10 Заяц – маленькое дикое животное. Зимой белого цвета, а летом – серого. У зайца есть длинные уши, голова, мордочка, длинные четыре лапы, короткий хвост. Туловище покрыто шерстью. Живёт под кустом, под ёлкой. У зайца – зайчата.
Слайд 11 Белка – маленькое дикое животное. У неё длинный пушистый хвост, голова, мордочка, ушки, четыре лапы. Зимой серого цвета, а летом – рыжего. Туловище покрыто шерстью. Живёт в дупле. На зиму запасает грибы, орехи, шишки.
Рефлексия:
-Ребята, вы все молодцы. Вот и закончилось наше путешествие, понравилось вам ребята? А что запомнили? А ком мы сегодня говорили?