Надежда Зубова
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Золотая осень». Составление рассказа с использованием мнемотаблицы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Золотая осень.
Цель: формирование умения составлять связный рассказ об осени с опорой на мнемотаблицы.
Задачи:
Обучающие:
- Обобщение представлений о признаках осени, её характерных особенностях.
- Формирование умения рассказывать по мнемотаблицам, составлять мнемодорожки.
- Расширение и активизация словаря по теме «Осень».
- Обобщение представлений о признаках осени и её характерных особенностях.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе „Золотая осень“, Составление рассказа с использованием мнемотаблицы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
-Совершенствование грамматического строя речи (подбор однородных определений, согласование прилагательных с существительными в роде, падеже; распространение предложений прилагательными; согласование числительных с существительными; составление распространённых предложений по картинам).
-Активизирование речи детей посредством составления предложений, рассказов по мнемотаблице.
Воспитательные:
- Воспитание навыка сотрудничества, самостоятельности, инициативности.
Развивающие :
- Развитие зрительного восприятия, внимания, способности обобщать.
- Развитие координации речи с движением.
Предварительная работа.
1. Экскурсия по экологической тропе в разные погодные условия, наблюдение за осенними изменениями в природе.
2. Обучение работе по мнемотаблицами.
3. Рассматривание картин на занятиях по изобразительной деятельности, по ознакомлению с окружающим.
4. Словарная работа - дать определение осени (золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.
Средства:
- мяч;
- конверты с карточками для составления предложений (мнемодорожки).
Ход занятия:
Организационный момент.
Дети стоят на ковре.
Солнце на небе проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось,
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем.
Лучи солнышка возьмем
И к сердечку поднесем.
Садимся на ковёр. А сейчас я вам расскажу сказку :
Осенняя сказка.
Жила – была на свете весёлая птичка. C утра до вечера она пела своим деткам звонкую песенку. Проснулась однажды птичка и видит, что дерево, на котором она свила гнёздышко, стало как будто другое: листики стали золотые. Полетела птичка к своим подружкам и спрашивает: «Вы не знаете, кто мне подменил дерево, на котором я живу?» Но никто ей ничего не мог ответить.
На другой день и её подружки увидели, что у них тоже листики на деревьях стали жёлтые. Кого только не спрашивали птички, но нигде не могли найти ответ на свой вопрос.
И решили они обратиться к старой Сове, она ведь ночами не спит.
Прилетели, поздоровались и спрашивают «Бабушка Сова, ты не знаешь, кто листики на деревьях красит?»
Как вы думаете, что ответила им сова?
А хотите узнать её ответ?
Посмотрела на них Сова и ответила: «Знаю, знаю. Когда вы спите, лесом ходит волшебница и раскрашивает в красно-жёлтые краски деревья, кусты, траву. А имя этой волшебницы: Осень!
Как вы догадались?
- Только осенью листья на деревьях становятся разноцветными (красными, жёлтыми, коричневыми).
Словарная работа.
Продолжим разговор об осени, поиграем в игру»Что делает?» Я буду называть предмет или объект и бросать мяч. Вы будете ловить мяч называть что он делает и возвращать мяч мне.
Дождь (идет, льёт, моросит)
Ветер (дует, воет)
Листья (краснеют, опадают, кружатся, устилают)
Птицы (улетают, кричат, прощаются)
Молодцы!
- Ребята, а какими словами можно описать осень? Осень какая?
(дети называют слова)
(золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая,
затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя,
хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая,
унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная,
грустная, ласковая.)
Вы назвали много слов, а сейчас послушайте ещё одно – хмурая.
Как вы думаете, что оно обозначает (пасмурное, тёмное, мрачное)
Давайте скажем его все вместе,
а теперь -. (индивидуальная работа).
Давайте поиграем с этим словом.
Осень какая?- хмурая.
День - хмурый.
Небо - хмурое.
Погода - хмурая.
Вы хорошо справились с заданием.
А сейчас немного разомнё мся:
Физкультминутка
Березы косы расплели,
Руками клены хлопали,
Ветра холодные пришли,
И тополи затопали.
Поникли ивы у пруда,
Осины задрожали,
Дубы, огромные всегда,
Как будто меньше стали.
Все присмирело.
Съежилось,
Лишь елочка пригожая
К зиме похорошела.
Я предлагаю вам занят ваши рабочие места. Сейчас мы будем составлять рассказ об осени, чтобы нам легче было справиться с заданием мы будем использовать картинки-подсказки. Посмотрите как это делаю я:
Давайте вспомним, какие изменения происходят осенью :
1. В погоде -
- Какое бывает солнце, как оно светит и греет осенью?
(Осенью солнце светит, но греет слабо)
я обозначу солнце вот таким значком.
- Что можно сказать про осеннее небо?
(Небо осенью серое, пасмурное, хмурое. Осенью на небе появляются тучи.)
Тучи на небе обозначу вот таким значком.
- А какое предложение можно составить со словом «дождь»? (Осенью часто идут дожди).
Давайте обозначим дождь вот таким значком
- Какой ветер дует осенью?
(Осенью дует сильный, холодный ветер.)
Ветер обозначу вот таким символом
2. В растительном мире.
- Какими становятся листья на деревьях осенью?
- Как называется явление, когда опадают листья?
Осенью листья на деревьях становятся разноцветными, высыхают и опадают и деревья остаются голыми.
Осенью начинается листопад.
Листопад я обозначу вот таким значком
3. В животном мире.
- Куда деваются птицы? Почему?
Осенью насекомые прячутся, птицам нечем питаться.
Осенью перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами.
перелётных птиц обозначу вот таким значком.
- Что происходит с животными?
Осенью животные готовятся к зиме, заяц и белка меняют окраску шерсти, медведь и ёж впадают в спячку.
Зверей обозначу вот таким значком.
4. В мире людей.
- Как одеваются люди осенью?
Осенью люди одеваются теплее, надевают шапки, куртки, варежки, часто берут с собой зонты.
Одежду обозначу таким значком, а зонт - вот таким
- Что собирают люди осенью?
Осенью люди собирают урожай.
Осенью люди ходят в лес собирать грибы.
Урожай овощей, грибы мы обозначим вот такими значками. Положите его в конце.
Послушайте какой рассказ получился у меня :
Осенью солнце светит,но греет слабо. Небо становится серым, пасмурным, хмурым. Осенью часто идет дождь, дует сильный, холодный ветер. Осенью листья становятся разноцветными, высыхают, опадают. Начинается листопад. Насекомые прячутся, птицам нечем питаться. Осенью перелетные птицы улетают в теплые края, а зимующие остаются с нами. Животные готовятся к зиме: заяц, белка меняют окраску шерсти, медведь, ёж впадают в спячку. Осенью люди одеваются теплее, надевают шапки, куртки, варежки. Люди собирают урожай, ходят в лес за грибами.
Вам понравился мой рассказ? Я предлагаю вам составить свой рассказ об осени. Возьмите картинки, рассмотрите их и расположите в той последовательности, в которой вы будете составлять свой рассказ.
Готовы?
Молодцы. Мне очень понравились ваши рассказы. А что понравилось вам.
Молодцы ребята.