Ольга Аллабердиева
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Мини-музей народной игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание социальной ситуации развития детей посредством познавательно-речевого развития.
Задачи:
• Активизировать внимание детей, поддержать эмоциональный настрой детей на начало занятия;
• Закрепить представление детей о народных игрушках;
• Совершенствовать монологическую речь детей;
• Развивать речь в беседе;
• Пополнять словарный запас;
• Развивать воображение, память.
• Воспитывать любовь к народной игрушке, желание сотрудничать друг с другом.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, социализация, Физическая культура, музыка.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе „Мини-музей народной игрушки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Оборудование и материалы: народные игрушки разных промыслов; современные игрушки (3 шт.); тряпичные куклы: «Берегиня», «Травница-Кубышка», «Зернушка», «Пеленашка», «Желанница», «Коляда», «Неразлучники», «День-Ночь»; разрезные картинки народных игрушек разных промыслов - дидактическая игра «Собери и назови игрушку» (5 шт.); посылка (коробка); мяч; полочка или столик для создания мини-музея «Народной игрушки», аудио запись русск. народной мелодии.
Предварительная работа: просмотр презентаций «История народной игрушки» и «Тряпичные куклы»; беседы о игрушках народного промысла; чтение и заучивание пословиц о мастерах; знакомство с элементами росписи: дымка, гжель, хохлома.
Методы и приёмы: наглядный, словесный, объяснительно-иллюстративный.
Мотивация
Воспитатель: кричите там, где это нужно,
Кричите громко, дружно, дружно!
- Когда встречаем мы рассвет, мы говорим ему…
Привет!
- С улыбкой солнце дарит свет, нам посылает свой…
Привет!
- При встрече через много лет вы крикнете друзьям….
Привет!
- И улыбнутся вам в ответ от слова доброго….
Привет!
- И вы запомните совет: дарите всем друзьям….
Привет!
- Давайте дружно, все в ответ, друг другу скажем мы….
Привет!
- На занятии наши глаза внимательно
Смотрят и все … (видят).
Уши внимательно слушают
И всё (слышат).
Голова хорошо … (думает).
-Ребята нам сегодня пришла необычная посылка. Интересно, от кого? (ответ детей)
- Хотите отгадать, тогда послушайте стихотворение
Кто вас дети крепко любит?
Кто вас нежно так голубит,
Не смыкая ночью глаз?
Кто заботится о вас?
Колыбель кто вам качает?
Кто вас песней забавляет
Или сказку говорит?
Кто игрушки дарит?
(ответ детей: это мама)
- Ну конечно это о ваших мамах и от них для вас посылка. Хотите посмотреть, что в ней?
Дети открывают посылку, рассматривают содержимое.
Воспитатель: Ребята, здесь для вас письмо, попробуйте его прочитать.
Дети читают письмо со словами и картинками.
Воспитатель: Так что же просят сделать вас мамы? (ответы детей)
- Давайте поиграем с вами дети в маленьких экскурсоводов. Кто же такие экскурсоводы? Чем занимаются и для чего?
Воспитатель: Дети, а что означают слова - народная игрушка? (ответы детей)
- Давайте посмотрим, какие игрушки можно назвать народными.
Разложите игрушки, которые вы считаете народными на стол с буквой (Н, а игрушки современные на стол с буквой (С). (Дети раскладывают игрушки и садятся на стульчики).
-Кто мне скажет, из чего делали игрушки? Какая самая первая была игрушка?
-Поиграем в игру «Какая кукла». Воспитатель кидает мяч и говорит:
-Кукла сделана из глины, какая она? (глиняная)
- из резины.
- из дерева.
- из ткани.
- из соломы.
- из бересты.
- из пластмассы.
- из бумаги.
- из камня…
- из воска…
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Угадай, о какой игрушке рассказ?»
Дети индивидуально по схеме, «Рассказ об игрушке», составляют предложения о задуманной игрушке, по окончании рассказа дети угадывают задуманную игрушку.
Физминутка:
У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)
Жили в маленькой избушке
(сложить руки домиком)
Семь сыновей (семь пальцев)
Все без бровей, (очертить брови пальцем)
Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)
Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками)
Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы)
Вот с такой головой, (очертить большую голову)[/i]
Вот с такой бородой, (показать руками)
Они не пили и не ели (поднести ко рту чашку, другой - ложку)
На Маланью всё глядели, (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)
И все делали вот так… (показать любое движение).
Воспитатель: отгадайте загадку
Волосы льняные,
В них ленточки цветные
С лоскутков её скрутила
В сарафанчик нарядила
Сарафанчик из сукна
Догадайтесь, кто она?
- Поговорим о тряпичных куклах. Кукол в то время делали по определенным правилам. Каким правилам? (ответы детей: кукол изготавливали без иглы и ножниц). Еще было условие? Кто мне скажет?
-Да, куклы были безликие. Почему же?
-И здесь есть такие куклы, посмотрите, сколько тряпичных кукол и такие разные. Ребята, ну они не похожи друг на друга. Каких вы знаете тряпочных кукол?
Дети индивидуально рассказывают и представляют каждую тряпичную куклу.
Воспитатель: юные экскурсоводы, у меня для нашего мини-музея есть игра «Собери и угадай игрушку», но чтобы поиграть вам нужно разделиться на пары. Каждая пара получает конверт с разрезной картинкой народной игрушки. Что нужно вам сделать? Правильно, собрать и назвать вид народной игрушки.
Вы знаете, что это за игрушки? (филимоновская)
-По каким признакам вы ее узнали?
-Почему ее так назвали?
-Еще смотрите какая (дымковская)
-А почему эту игрушку так назвали?
-Какие цвета используют при росписи данной игрушки?
- Какая игрушка у вас (гжель, хохлома, дымки, филимон)
-Какие основные цвета и элементы в росписи гжели, хохломы?
Воспитатель: Кукла не рождается сама - ее создает кто? Как называли таких людей? (мастерами)
-На Руси издавна уважали мастеров каких? (кузнецов, плотников, столяров).
-Вспомним пословицы. Дети называют пословицы о мастерах: дело мастера боится,
мастер - золотые руки, на все руки мастер, умелые руки не знают скуки.
Предлагает речевую игру «Теремок профессий»
Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок,
А живут в нём мастера и мастерицы
Все румяны и круглолицы:
-Вышивает узоры на ткани кто? - … (вышивальщица)
-Вяжет кружева кто? (кружевница)
-Вырезает узоры на деревянных предметах? (резчик по дереву)
-Восстанавливает старинные вещи… (реставратор)
-Делает из глины посуду… (гончар)
-Пишет картины? (художник)
-Украшает (оформляет) витрины? (дизайнер)
-Придумывает моду? (модельер)
-Делают игрушки… (игрушечных дел мастера)
Воспитатель: Ребята, мне думается, что вы отличные юные экскурсоводы, вы многое знаете о народной игрушке и готовы создать в нашей группе мини музей, где мы можем разместить наши куклы? (дети предлагают варианты места для мини-музея, затем размещают игрушки)
Рефлексия: Вам понравилась игра? Что понравилось и запомнилось больше всего? Я думаю, что наш мини-музей «Народной игрушки» и в дальнейшем будет пополняться новыми экспонатами.