Оксана Щеголевав
Проект по истории народной культуры Воронежского края в младшей группе «Мини-музей «Сказки задумчивого пруда»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект в младшей группе : мини – музей «Воронежские сказочники
и сказители» или «Сказки задумчивого пруда».
Цель проекта : раскрыть перед дошкольниками богатства русского слова, ввести их в мир истории народной культуры Воронежского края.
Задачи проекта :
- сформировать интерес к литературному наследию родного города;
Публикация «Проект по истории народной культуры Воронежского края в младшей группе „Мини-музей „Сказки задумчивого пруда“» размещена в разделах
- Воронежская область, Воронеж
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
- провести знакомство дошкольников с жизнью и творчеством «Воронежских сказочников» через работу музея;
- приобщить детей к нравственным ценностям через сказки, в которых как нигде сохранились представления о добре, правде, трудолюбии, храбрости и верности;
- использовать народный фольклор, как богатейший источник социально – личностного и познавательного развития детей;
- создание условий для инсценировки и драматизации небольших отрывков из народных сказок при помощи воспитателей;
- способствовать формированию интереса к сказкам и воспитывать любовь к ним;
- развитие навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов;
- вовлечение родителей в жизнь детского сада.
Описание проекта.
Тип проекта : информационно–практико-ориентированный, групповой.
Участники проекта : воспитатели, воспитанники младшей группы и их родители.
Сроки реализации проекта : 2016-2017 г. г.
Актуальность темы. Сказка учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый – его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают,
Родину свою познают! А. Лесных
Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература. Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, загадки, поговорки. Произведения народного творчества не утратили своего воздействия на ребенка и в наши дни. В устных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа.
Высоко ценил народную сказку великий русский педагог К. Д. Ушинский: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто — ни будь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.
Сказка – проводник культуры в сердце ребёнка. Жизнь сказки – это непрерывный творческий процесс. Мысль в сказке очень простая : хочешь себе счастья, учись уму-разуму, а героика - это, хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека.
Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу могущественных сил зла с силами добра. Сказка рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Она утверждает народные принципы жизни : честность, смелость, преданность, коллективизм.
Сказка знакомит с языком народа, нравственными устоями, бытом и укладом жизни. Она отражает мечты народа, передает его мысли. Со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Именно из сказки ребенок узнает, что без труда и стойких нравственных принципов невозможно счастье.
Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображения. Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Русская народная сказка служит не только средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, но и оказывает огромное влияние на развитие речи. Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, как богата родная речь юмором, образными выражениями, сравнениями.
Однако сказка – это не только занимательно, это ещё очень серьёзно. Сказка помогает лучше узнать, понять и полюбить свою страну, оценить её своеобразие и неповторимость.
Сказка – средство эмоционально-волевого развития и духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Напрасно думать, что сказка была и есть лишь плодом народного досуга. Она была и есть достоинством и умом народа, его исторической памятью, наполнявшей глубоким содержанием размерную жизнь, текущую по обычаям и обрядам.
Интеграция образовательных областей в процессе реализации проекта :
* социально-коммуникативное развитие;
* познавательное развитие;
* речевое развитие;
* художественно-эстетическое развитие;
* физическое развитие.
Формы работы:
беседы
экскурсия в музей
показ сказок
продуктивная деятельность детей
выставки творческих работ детей.
Ожидаемые результаты:
1. К концу года детей будут иметь представление о богатстве русской народной культуры, русского слова, национальных особенностях характера и быта русского человека.
2. Повышение заинтересованности и активности родителей в сотрудничестве с воспитателем.
Этапы проекта по созданию музея :
1. Подготовительный:
- сбор экспонатов для музея;
- разработка модели и определение места для музея, опираясь на принципы экологичности и безопасности;
- подбор методической литературы по теме музея, подбор настольно-печатных и дидактических игр;
- формулировка цели, задач, конечного продукта проекта.
Цель: Актуализировать имеющийся методический потенциал педагога, конкретизировать параметры развивающей среды необходимой для обогащения познавательного опыта детей.
Анкетирование родителей «Русская народная сказка в жизни вашего ребенка».
Консультации для родителей
«Сказка в жизни ребенка».
«Читайте детям сказки».
Обогащение развивающей среды:
в книжный уголок – внесение русских народных сказок, иллюстрированных разными художниками; иллюстраций, открыток с изображением героев сказок по мере изучения;
в речевую зону – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; изготовление и постепенное внесение театров (на фланелеграфе, плоскостной, настольный, на палочках, пальчиковый);
в игровую зону – маски, элементы костюмов героев сказок;
в ИЗО – раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творческих работ, репродукции картин по русским народным сказкам;
Подбор и изготовление атрибутов к играм-драматизациям.
Создание картотеки игр:
Русские народные игры - «Водяной», «Волк и семеро козлят»,
«У медведя во бору», «Гуси- лебеди», «Кот и мышь», «Курочка -хохлатка».
Дидактические игры – «Расскажи сказку по серии картинок», «Составь
сказку», «Назови сказку», «Из какой мы сказки?», «Из какой сказки волшебная вещь?»,
«Подбери иллюстрацию к сказке», «Сложи картинку и узнай сказку»,
«Сложи сказку», «Что лишнее?», «Узнай по описанию».
- Загадки о сказках.
- Пословицы, поговорки, прибаутки, потешки о русском народном быте и гостеприимстве.
- Пальчиковые игры по мотивам народных сказок.
- Физминутки по русским народным сказкам.
2. Основной
Цель: Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа.
Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям народной культуры.
Организация игровой деятельности
Слушание музыкальных произведений
Знакомство с творчеством Воронежских сказочников и сказителей
Беседы:
«Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?».
«На кого из сказочных героев я похож».
«В гости к книге».
«Кто рисует картинки к сказкам».
Занятие по художественному творчеству:
Рисование по русской народной сказки «Кот, петух и лиса».
Лепка по мотивам русской народной сказки «Теремок».
Аппликация «Заюшкина избушка».
Познавательное занятие:
«Из какой сказки волшебный предмет?».
«Русские народные сказки из волшебного сундучка А. Н. Корольковой».
Путешествие в сказку «Заюшкина избушка».
«Волшебные поступки и слова в сказках и в жизни».
Мудрость и доброта в сказках А. Н. Корольковой и А. К. Барышниковой.
Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть».
Творческое рассказывание по сказке «Теремок».
3. Заключительный.
Цель: проанализировать и обобщить результаты, полученные в процессе проектно- исследовательской деятельности.
Оформление выставки рисунков «Русские народные сказки».
Оформление мини-музея «Сказки задумчивого пруда».
Выставка книжек-малышек «Сказка на новый лад».
Проведение викторины «Путешествие по сказкам».
Развлечение «Раз, два, пять и восемь, всех мы в сказку переносим!»
Показ сказки «Теремок».
Итоговое мероприятие «По страницам сказок».
Создание видеотеки презентаций, фото слайдов, фотоальбомов по проекту.