Приложение МААМ

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ

Ольга Коктомова
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Обучение детей составлению рассказа по картине с использованием элементов технологии ТРИЗ.

Задачи:

Обучающие:

1. Формировать умение определять объекты на картине, устанавливать взаимодействия между ними.

2. Формировать умение давать образные характеристики объектов и действий.

3. Формировать умение «входить» в картину используя органы чувств : обоняние, осязание, слух.

4. Формировать умение детей узнавать и называть эмблему этапа и его правила.

5. Закреплять умение детей самостоятельно придумывать события, предшествующие и последующие изображённым на картине.

Темочки:

6. Закреплять в связной речи детей употребление сложносочинённых, сложноподчинённых предложений.

Развивающие :

1. Развивать воображение, логическое мышление, внимание, память.

2. Развивать связную речь.

3. Способствовать активизации словаря детей.

4. Развивать эстетические чувства детей.

5. Развивать умение работать в группах : договариваться, выступать в роли лидера, исполнителя, выслушивать других, говорить по очереди, отвечать от лица группы.

6. Развивать умение обсуждать и анализировать совместную деятельность.

Воспитательные:

1. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, культуре речевого общения.

Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Предварительная работа: Знакомство детей с технологией ТРИЗ : с эмблемами этапов, с правилами этапов; дети учились:1) делить картину на части, схематически изображать предметы на листе бумаги, соединять части картины в единое целое и объяснять, как один предмет связан с другим предметом; 2) «входить» в картину, с помощью органов обоняния представлять какие запахи могут присутствовать в картине, с помощью слуха представлять какие звуки можно услышать, с помощью осязания представлять какие предметы на картине на ощупь; 3) представлять, что могло произойти до и после момента изображённого на картине, придумывать название к картинам.

Оборудование: Две картины, цветные карандаши, лисы бумаги. Музыкальное сопровождение «Звуки метели», песня «Серебристые снежинки». Бейджики с изображением снеговика, снежинки. Эмблемы с изображением снеговика и снежинки. Письмо с загадкой, эмблемы этапов, копии картин в подарок детям.

Ход НОД.

Дети встают в круг, лицом друг к другу.

Придумано кем – то

Просто и мудро.

При встрече здороваться:

Доброе утро! (правые руки выставляют вперёд и прислоняют ладошки)

Доброе утро! (левые руки выставляют вперёд и прислоняют ладошки)

Солнцу и птицам (поднимают руки вверх, тянутся)

Доброе утро! (машут руками)

Улыбчивым лицам (улыбаются друг другу)

И каждый становится

Добрым, доверчивым

Пусть доброе утро

Длится до вечера.

Звучит фонограмма метели.

К нам пришло одно письмо, было странное оно

Вместо марок три снежинки,

А конверт из чистой льдинки,

А письмо не на листке, а на беленьком снежке.

К вам уже примчалась я,

На метели прилетела,

Заплясала, закружила, снегом землю нарядила

И деревья, и дома,

А подписано (зима).

-Верно. Письмо нам пришло от Зимы. Слушайте дальше, что нам она пишет:

Здравствуйте, ребята! Пишет вам Зима. Слышала, что вы умеете составлять красивые рассказы по картинам. Мне тоже очень хочется, чтобы вы составили рассказы по моим картинам. (Педагог показывает детям картины)

- Ребята, что мы сейчас будем делать? (будем составлять рассказы по картинам)

- Картины две, времени понадобиться много. Как быть? (нужно разделиться на группы, команды)

- Отличное предложение!

– Поделиться на команды нам помогут бейджики.

(Бейджики с изображением снежинки, снеговика. Дети выбирают бейджики.)

- Команда «Снежинка» садится за стол с эмблемой снежинки, команда «Снеговик» садится за стол с эмблемой снеговика.

-Вот мы с вами разделились на команды. Что делаем дальше? (выбираем капитана)

- Что делает капитан? (Капитан отвечает за свою команду, и будет рассказывать рассказ по картине)

-Верно! Правила работы в группе висят на доске. Давайте их вместе вспомним.

Воспитатель показывает алгоритм с правилами, дети по очереди их называют.

1. Разделиться на группы;

2. Выбрать капитана;

3. Обсудить задание (когда кто-то говорит – остальные слушают);

4. Работать дружно, помогать друг другу, соблюдать время. Если что-то непонятно, можно переспросить;

5. Найти правильный ответ, выполнить задание;

6. Капитан отвечает за всю группу.

- Мы вспомнили правила, теперь пора начать составлять рассказы.

- Перед вами лежит картина. Картина очень необычная, можно даже сказать волшебная. А необычная она потому, что умеет говорить. Не верите? Сейчас я вам покажу. Но рассказывать она будет только очень внимательным, не упускающим, ни одной мелочи детям.

-А что нужно сделать, чтобы рассказ получился подробный, красивый? (Внимательно рассмотреть картину, персонажам картины дать имена, дать название картине).

- Зима решила помочь вам составить красивый рассказ и прислала в помощь эмблемы.

Обратите внимание, вот одна из них. (Показать эмблему первого этапа)

- Что она обозначает? («Назови предметы, изображённые на картине»). - Я вам предлагаю не просто рассмотреть картину, попробуем поделить её на части.

- Что нам в этом поможет? (бинокль)

- Верно. Наводим «бинокль» на картину так, чтобы в нём был виден только один объект. Итак, что вы видите в «бинокль»? У нас идёт охота за подробностями, внимательно смотрим на картину через бинокль.

- Назовите своей команде и схематически зарисуйте предмет на бумаге и обведите в круг. Называем предметы по очереди. (Лыжи, снеговик, коньки, каток, санки и т. д)

- Наши глаза были очень внимательными, рассмотрели много предметов и устали. Чтобы они немного отдохнули, сделаем гимнастику для глаз.

Зрительная гимнастика «В руки вы снежок возьмите».

В руки вы снежки возьмите

И на них вы посмотрите

А теперь их поднимите

Вверх, на них вы посмотрите

Вниз снежки вы опустите

И опять на них взгляните

Снежок вправо

Снежок влево

Нарисуйте круг умело

Снежок близко, вот вдали

Ты внимательно смотри

Вот такой у нас снежок

Улыбнись ему дружок. (2 раза)

-Мы разобрали картину на части, а что же дальше? (воспитатель показывает 2 эмблему).

- Что обозначает эта эмблема? («Один предмет связан с другим предметом»).

- Мы разобрали картину на части, а сейчас будем наводить порядок, соединим части в единое целое. – Как нам соединить части картины? (Соединим рисунки стрелочками и объясним своей команде, как они связаны друг с другом). - Объяснять начинает капитан. В команде говорят все по очереди. (Коньки и лёд связаны между собой, потому что коньки скользят по льду. Девочка Вика и лыжи связаны между собой, потому что Вика катается на лыжах. Снеговик и снег связаны между собой, потому что снеговик сделан из снега. Никита и лось связаны межу собой, потому что Никита будет кормить лося и т. д)

- Ребята, вы меня так порадовали, посмотрите, как вы смогли объединить все части картины. Я знала, что у вас всё получится! - Основу для рассказа мы подготовили, но что-то в нём не хватает. Давайте оживим картину! Чем можно её оживить? (Звуками, красками).

- Молодцы, войдём в картину и послушаем её звуки. Рукой своею в воздухе взмахну, в чудесную картину вас перенесу.

Вот мы и оказались прямо в картине. - Какой волшебник к нам пришёл? Что обозначает эта эмблема? («Я нюхаю»)

- А теперь глубоко вдохните. Расскажите своей команде, какие запахи вы ощущаете? (Я вдыхаю и чувствую запах морозной свежести. Я чувствую запах пирожков, которые испекла бабушка Галя для своих внуков. Я вдыхаю и чувствую, как пахнет сено - сушёной травой с ароматом мёда и т. д)

- Какой ещё волшебник к нам пришёл? Что обозначает эта эмблема? («Я слышу»).

- К нам пришёл волшебник «я слышу».

Сидите тихо – тихо и прислушайтесь, что происходит рядом с вами, что вы слышите? (Я слышу, как мама зовё т Сашу домой: «Саша пора обедать». Я прислушался и услышал, как проехала машина. Я слышу, как вдалеке прокаркала ворона: кар. Я слышу, как дядя Миша говорит: «Жизнь дана – на добрые дела» и т. д)

-А сейчас у нас в гостях волшебник «я ощущаю лицом и руками», что обозначает эта эмблема? («Я трогаю»).

- Картину можно не только увидеть и услышать, но и потрогать.

Потрогайте объекты картины, расскажите своей команде, что вы чувствуете на ощупь? (Я трогаю руками снег я чувствую, какой он холодный. Я трогаю шапку и чувствую, какая она мягкая и пушистая. Когда я трогаю сено я чувствую, какое оно жёсткое и колючее и т. д)

- Вот сколько мы всего почувствовали, но нам пора возвращаться из картины в группу. Рукой своей в воздухе взмахнём, волшебство появится, в группу попадём.

- Мы с вами проделали большую работу, давайте немножко отдохнём.

Физминутка.

(Дети встают в круг, под песню «Серебристые снежинки» повторяют движения за педагогом).

- Немного отдохнули, пора выполнять обещание Зиме – составить рассказ по картине.

– Ребята, как вы будете составлять рассказ по картине, с чего начнёте рассказ? (Сначала придумаем название рассказу. Рассказывать будем по порядку: что было до изображённого на картине, потом опишем природу, затем что изображено на картине, что будет после изображённого. Не забудем волшебников, которые приходили к нам в гости и обязательно применим предложения, которые использовали при обсуждении картины).

- А теперь я даю немного времени, чтобы каждая команда придумала рассказ по картине. (Команды составляют рассказы по картинам, капитаны команд рассказывают рассказы)

Подведение итогов.

- Мы проделали большую работу. Что мы сегодня делали? (Подробно рассмотрели картину, составили схемы, соединили части картины в единое целое, оживили картину: послушали, потрогали, понюхали).

- Ребята, чей рассказ вам понравился и почему?

- Сегодня вы очень порадовали меня и Волшебницу Зиму – составили такие подробные и интересные рассказы!

Ваши рассказы я записала на листы бумаги, после занятия обязательно отправлю их зиме. Я думаю, они ей очень понравятся. Я хочу вам подарить маленькие копии картин с нашего занятия. Дома порадуйте своими рассказами маму и папу.

Публикации по теме:

Конспект занятия по экологии с использованием элементов ТРИЗ «Что мы знаем о воде» Конспект занятия по экологии с использованием элементов ТРИЗ «Что мы знаем о воде» Цель занятия: создать комплекс условий, способствующих.

Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе «Путешествие с кубиком по картинам» (по технологии ТРИЗ)Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе «Путешествие с кубиком по картинам» (по технологии ТРИЗ) Цель: закреплять умения составлять самостоятельно творческие рассказы по картинам (на основе использования технологии ТРИЗ). Задачи: Образовательные:.

Конспект итоговой НОД «Зима» по познавательному развитию и математике с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе Тема: «Зима» с использованием технологии ТРИЗ, мнемотехники, здоровьесберегающих технологий. Цель: уточнить и систематизировать знания.

Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ «Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ: Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» (подготовительная к школе.

Конспект НОД по развитию речи «В гости к бабушке в деревню» с использованием элементов УНТ в средней группеКонспект НОД по развитию речи «В гости к бабушке в деревню» с использованием элементов УНТ в средней группе "В гости к бабушке в деревню" с использованием элементов устного народного творчества. Программное содержание: Образовательные задачи:.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Заюшкина избушка» с использованием мнемотаблицКонспект НОД по развитию речи в средней группе «Заюшкина избушка» с использованием мнемотаблиц Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: обучать детей пересказу сказки, учить детей.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Мы — снежинки» (с использованием мнемотаблиц)Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Мы — снежинки» (с использованием мнемотаблиц) Цель: формирование у детей умения воспринимать литературные произведения с помощью мнемотаблиц. Программные задачи: Образовательные: •.

Конспект занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной к школе группеКонспект занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной к школе группе Конспект занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной к школе группе по теме: «В поисках.

ООД по познавательному развитию для детей подготовительной группы с использованием технологии ТРИЗ Тема: «Его величество - электричество»Образовательные задачи: Обучающие: • Обобщить и расширить представление детей о том, что такое электричество,.

Конспект занятия во второй младшей группе с использованием элементов ТРИЗ «Светофорчик и правила дорожного движения» Конспект занятия во второй младшей группе с использованием элементов технологии ТРИЗ. Тема: «Светофорчик и правила дорожного движения».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ
Опубликовано: 5 ноября 2020 в 19:58
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Коктомова (УИ 203933) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД