Алина Дудина
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Проделки Снежной Королевы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: обобщение и систематизация знаний; развитие фонематической стороны речи; формирование лексико-грамматических компонентов речи.
Задачи: познакомить со звуком и буквой «с»; упражнять в правильном произнесении звука[с] в словах, тексте; формировать понятие «родственные слова»; закреплять представления о зиме, ее приметах; уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима».
Темочки:
- Андерсен Ханс Кристиан
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий
- «Снежная королева», Андерсен Х.К.
- Темочки
Материалы и оборудование: мультимедийная система; картинки из муьтфильма «Снежная королева»; на каждого ребенка: бумажные снежинки, карточки с изображением букв, фломастеры; мнемокарты (карты-схемы); сундук, картинка - буква «С»; зеркало (из 4-х частей картона).
Ход занятия
Логопед. Здравствуйте, дети! Сегодня я принесла волшебный сундучок. В нем буква, с которой я хочу вас познакомить. Куда же делся сундучок? И что-то стало холодно в группе! (на экране появляется изображение Снежной королевы, которая разбивает зеркало на осколки)
Снежная королева. Я повелительница льда! Я взяла вашу букву. Соберете осколки зеркала – найдете букву.
Логопед. Хотите вернуть сундучок и букву? нужно постараться и выполнить все задания Снежной королевы! Чтобы было всем понятно, надо говорить внятно! Для этого проведем зимнюю артикуляционную гимнастику.
Снова к нам зима пришла,
Много снега принесла.
(«Толстячки» - надуть щеки, удерживать в таком положении 5-10 секунд)
Принесла она мороз
Заморозить может нос.
(«Худышки» - втянуть щеки, удерживать в таком положении 5-10 секунд)
Чтобы с горки прокатиться
Сначала надо потрудиться.
(«Лопатка» - высунуть язык, положить на нижнюю губу, держать 5-10 сек)
Санки мы теперь возьмем
И на горочку пойдем.
(«Горка» - раскрыть рот, язык упирается в нижние зубы, держать 5-10 сек)
Катим, катим снежный ком
Будем строить снежный дом
(«Футбол» - рот закрыт, кончик языка упирается в щеки по очереди)
Ветер дует, снег валит,
Нам домой идти велит
(«Лошадка» - цокать языком у нёба)
Мы смеялись, мы играли,
Ну а ручки замерзали.
Надо ручки пожалеть,
Надо ручки нам погреть.
(«Подуй на ладошки» - отрывисто подуть на ладошки со звуком [х])
Логопед. Теперь мы с вами готовы справиться с любыми трудностями. Помогать нам будут персонажи из сказки «Снежная королева». Где же наши помощники? (Показывается слайд с изображением Ворона).
Ворон. Здр-р-рравствуйте р-р-ребята! Не печальтесь, я вам помогу и найду осколок. Королева побывала в лесу и заморозила сосну. Подскажите мне слова, чтобы дерево ожило.
Логопед. Как вы думаете, почему деревья зимой не мерзнут? (Они укрыты снегом). У нашего Ворона дерево волшебное. (слайд с изображением дерева) Чтобы оживить, надо укрыть его картинками. Я буду читать стихотворение, а вы должны добавить слова, связанные со словом «снег», если вы правильно назовете это слово, то появится картинки и «укроет» дерево.
Тихо-тихо, как во сне,
Падает на землю (снег).
С неба все скользит пушинка-
Серебристая (снежинка).
Вот веселье для ребят –
Все сильнее (снегопад!
Словно в белый пуховик
Нарядился (снеговик).
Рядом снежная фигурка,
Это девочка – (снегурка).
На снегу-то посмотри,
С красной грудкой – (снегири).
Все эти слова похожи, в них есть слово «снег». Такие слова называются родственные.
Чтобы узнать, с какой буквой я хочу вас познакомить, нужно отгадать звук. Все слова-отгадки начинаются с этого звука. Какой это звук? (Звук [c]). Он нам сегодня поможет быстрее вернуть сундучок с буквой. Давайте скажем, какой звук [c] – гласный или согласный? (согласный)
Ворон. Вот осколок за старанье,
В добрый путь! До свиданья!
(Дети получают первый осколок)
Логопед. Что нас ждет дальше?
(появляется слайд с изображением Мудрого оленя)
Мудрый олень. Здравствуйте ребята! помогите снеговику! Нужно назвать картинки, в которых есть звук [с].
Все картинки назови,
А лишнюю убери!
(слайд с картинками)
Логопед. Назовите картинку, которая находится в левом нижнем углу (бусы). Назовите картинку в левом верхнем углу (санки). Назовите картинку, которая находится в правом верхнем углу (кактус). Назовите картинку в правом нижнем углу (дом). В каком слове нет звука [c]? Правильно, в слове «дом». (картинка закрывается снежным комом).
Логопед. Молодцы! И с этим заданием вы справились. Вот еще один осколок, который оставили Мудрый олень и Разбойница. (Дети получают второй осколок).
Психогимнастика.
Логопед. Чувствую, на улице очень холодно стало, дует ветер, идет снег. Давайте встанем на ноги, возьмите снежинки, положите их на ладошки. Подуйте на снежинку. Посмотрите, какой у нас получился снегопад. Покажите, как вы замерзли, съежились. Теперь давайте погреемся. Изобразим, как мы лепим снеговика. (Имитация движений с приговариванием: «Один снежный ком, два снежных кома, три снежных кома»). Поработали, отогрелись, расслабились. Замечательного снеговика мы с вами слепили. Как живой получился! (слайд с изображением снеговика)
Он предлагает нам потанцевать. Повторяйте движения за снеговиком.
Физминутка.
Снеговик наш непростой:
Он веселый, озорной.
И для наших ребят
Провести разминку рад.
Становитесь все на ножки
И попрыгайте немножко!
Смотрите все внимательно
И делайте старательно.
Ручками похлопаем – раз, два, три!
Ножками потопаем – раз, два, три!
Пятку, носик покажи
И дружочка обними!
Логопед. А вот и третий осколок зеркала. (дети получают третий осколок) Всего одного осколка не хватает. Надо выполнить задание Герды. Тогда и соберем зеркало, и вернем нашу букву. (появляется слайд с изображением Герды)
Герда. Здравствуйте, ребята! Попробуйте сочинить предложения о зиме, снеге, санках, катке. (Дети получают мнемокарты с изображением предметов)
Логопед. А помогут нам справиться с этим заданием специальные карточки со схемами. Но прежде чем сочинять предложения, давайте сначала посмотрим мою карточку и разберем, какие схемы на ней изображены. (Слайд с мнемокартой - образцом)
Логопед с детьми разбирает образец, а затем дети получают индивидуальные мнемокарты.
Логопед. Посмотрите на свои карточки и ответьте на вопрос: что любят делать дети зимой? (ответы детей)
Герда. Молодцы ребята! А вот и последний осколок. (дети получают последний осколок зеркала).
На экране появляется Снежная королева.
Снежная королева. Возвращаю сундучок! Подарки ждут вас!
Логопед. Мы собрали зеркало. Вот и мой сундучок!
Знакомство с буквой С.
Логопед открывает сундучок, показывает детям букву (буква на слайде).
Логопед. На что похожа буква С? Чтобы ее запомнить, мы немного поиграем. Возьмите карточки и маркеры. Отыщите букву С среди других букв, обведите ее. (Дети выполняют задание)
Вот и закончилось наше увлекательное занятие путешествие в сказку Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева».