Сиротенко Марина
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Осень золотая»
▼ Скачать + Заказать документы
Сиротенко Марина
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Осень золотая»
Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи:
1. Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
2. Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения.
3. Закрепить навык образования прилагательного от существительного.
4. Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
5. Воспитывать любовь к природе.
Ход занятия:
Орг. Момент
Воспитатель:
Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку:
Листья желтеют, с деревьев слетают,
Прячутся звери в лесу.
Ветер холодный всех продувает,
Тучи нам дождик несут.
Солнце, хоть светит, но всё же не греет,
Не зеленеет трава
Птицы все в стаи собрались скорее,
Что за пора к нам пришла?
2. Воспитатель:
Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?
Ответы детей (об осени)
Правильно, сегодня мы будем говорить об осени.
Ребята, что происходит с природой осенью?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Как называется явление, когда опадают листья?
- Какого цвета листья бывают осенью?
- Какие осенние месяцы вы знаете?
- Ребята, как вы думаете, вся осень бывает одинаковая?
- Какие периоды осени вы знаете? (ранняя, поздняя, золотая)
- Как готовятся к зиме звери? Птицы?
- Все птицы улетают? Как называются птицы, которые остаются? (зимующие)
- как называются птицы, которые улетают? (перелётные)
3. Игра «Подбери действие».
- Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге, и он мне подарил волшебный мяч.
Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.
- Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний лист. (полные ответы детей)
Листья осенью (что делают) — Листья осенью желтеют, опадают и т. д.
Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т. д.
Урожай осенью — Урожай осенью убирают.
Птицы осенью — Птицы осенью улетают.
Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья.
Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки
- За осенью идёт… (Зима)
- А после зимы… (Весна)
- После весны идёт… (Лето)
- А за летом наступает (Осень)
.
- Какие осенние месяцы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Назовите 2-ой осенний месяц (Октябрь)
- Назовите 3-ий осенний месяц (Ноябрь)
- Назовите первый осенний месяц (Сентябрь)
- Между сентябрём и ноябрём какой осенний месяц? (Октябрь)
А как осенние месяцы назывались в старину? Кто знает?
Никто? Тогда слушайте….
1. Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).
2. Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).
3. Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).
А сейчас посмотрим, как вы запомнили то, о чем я вам только что рассказала.
Игра «Хорошо – плохо»
- В народе говорят: «Мигнула липа желтым листом – осень позвала»
А хорошо или плохо, что пришла осень?
Каждый ребенок строит предложение, начиная со слов «Хорошо, что
осень пришла, она…» или «Плохо, потому что осенью…»
Ребята, давайте подумаем, как можно узнать, какая погода нас ожидает сегодня?
Какая погода бывает осенью?
Когда идет дождь – дождливая,
Когда дует ветер – ветряная,
Когда холодно – холодная,
Когда пасмурно – пасмурная,
Когда сыро – сырая,
Когда хмуро – хмурая,
Когда ясно – ясная.
Молодцы!
Физкультминутка (ребенок)
Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише,
Деревцо все выше, выше
Воспитатель: - Послушайте рассказ и скажите, все ли в нем правильно:
Прошло лето и наступила осень. Подули холодные ветры, завяли цветы, на деревьях распустились листочки. Звери стали делать запасы на зиму: ежик – мед, белка – орешки, медведь – капусту, лисичка – яблоки. С юга прилетели птицы.
Дети надели панамки и вышли гулять во двор. Они играли в прятки, лепили снеговика и кормили крошками птиц.
(Рассказ читается целиком, после чего дети называют в нем ошибки и несоответствия. Если же некоторые ошибки остались не замеченными, воспитатель читает каждое предложение отдельно.)
Воспитатель: - А еще мне хочется рассказать вам немного о названиях осенних месяцев. Вы их уже называли. Давайте еще раз вспомним: сентябрь, октябрь, ноябрь. А в народе с древних времен у этих месяцев есть и другие названия. Послушайте и попытайтесь объяснить их.
СЕНТЯБРЬ – хмурень (пасмурная погода, ревун (за ветры, златоцвет, листопадник.
ОКТЯБРЬ – мокрохвост, ветродуй, грязник, листобой.
НОЯБРЬ – полузимник, ледовый кузнец
10. Итог занятия:
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Осенние слова»
Каждый из вас должен сказать, по очереди, по одному красивому слову об осени. (ответы детей)