Ирина Пилуева
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Дикие животные осенью» с использованием синквейна
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Дикие животные осенью» с использованием синквейна.
Цель: формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи по теме «Дикие животные осенью» с использованием элемента синквейна.
Задачи:
1. образовательные:
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе „Дикие животные осенью“ с использованием синквейна» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
- формировать умение детей пересказывать рассказ с опорой на картинки; формировать
умение рассказ - описание по схеме синквейна;
2. развивающие : систематизировать знания детей о поведении животных поздней осенью;
активизировать словарь по теме «осень»; закреплять умение образовывать имена существительные во множественном числе; закреплять умение изменять существительное по
падежам; развивать слуховое внимание;
3. воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания,
доброжелательности, самостоятельности, инициативности. Воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование:
-аудиозапись- видео «Шум осеннего леса»; отрывок рассказа В. Бианки «Как звери готовятся к зиме», ноутбук
- картинки для доски: мышка- полевка, белка, лиса, ёж, медведь, волк, улетающие птицы, мяч. Карточки схематическое изображение синквейна, указка.
Предварительная работа: Беседа о жизни диких животных. Просмотр иллюстраций, компьютерной презентации, чтение стихов, загадок о диких животных. Разучивание
гимнастики для глаз.
Ход НОД.
Воспитатель – Доброе утро, дети! Я хочу подарить вам теплые лучики солнца. Солнышко
мне эти лучики дала, но их всего два (показывает руки, а это мало. Ребята, что нужно
сделать чтобы лучиков стало больше? (дети поднимают свои руки, подарим свои теплые
лучи всем тем кто находится рядом с нами. У нас сегодня необычное утро, мы с вами
будем путешествовать! Отгадайте, куда мы с вами отправимся? (Включается видеоролик
«Шум осеннего леса»)
Ответы детей: (дети слушают запись) в осенний лес.
Воспитатель: смотри ребята, ветерок осенний нам листочки подбросил, оказывается это
листочки- загадки. Послушайте внимательно.
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)
На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)
3
В густом лесу под ёлками,
Осыпанный листвой,
Лежит клубок с иголками,
Колючий и живой. (Ёж)
Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её? … (Лиса)
Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку. (Заяц)
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)
Зёрна в норку собирает.
От котов злых убегает.
Всех пугается малышка,
Эта маленькая (Мышка)
1. Сообщение темы.
Как вы думаете, кого мы повстречаем в осеннем лесу, о ком мы будем говорить?
Мы будем говорить о диких животных. А что осенью с животными происходит
в лесу? (Готовятся к зиме) Как они готовятся, что делают?
Замечательный писатель Виталий Валентинович Бианки знал много тайн про живую
природу, я сейчас вам прочту короткий отрывок из рассказа «Как звери к зиме готовятся» .
«Как звери готовятся к зиме». — В. БИАНКИ
В лесу каждый готовится к зиме по-своему.
Кто мог, улетел от голода и холода на крыльях. Кто остался, торопится набить свои кладовые, заготовляет запасы пищи впрок.
Особенно усердно таскают его короткохвостые мышки-полёвки. Многие из них вырыли себе зимние норы прямо под хлебными скирдами и каждую ночь воруют зерно.
К норе ведут пять или шесть дорожек, каждая дорожка — в свой вход. Под землей — спальня и несколько кладовых.
Зимой полёвки собираются спать только в самые сильные морозы. Но, многие звери никаких кладовых не устраивают. Они сами себе кладовые. Просто наедятся хорошенько за осенние месяцы. Жир ведь тоже запас пищи. Да еще и греет: он холода не пропускает. К ним относится и медведь.
Медведи запасают к зиме побольше жира. Он начинает жиреть, когда поспевает ягода. У него есть еще время, чтобы набрать вес перед зимней спячкой. Медведи очень тщательно выбирают место берлоги, утепляют ее мхом, ветками.
Как ёжик готовится к зиме? Обычно ежи подыскивают глубокие норы, которые расположены на расстоянии около полутора метров от поверхностного слоя земли. Они, как и медведи, всю зиму спят. Но перед тем, как залечь в зимнюю спячку, ежик должен хорошенько подкрепиться, стать упитанным толстячком.
Тощий, худой ежик до весны не доживет. Вот и бегает осенью еж, старается побольше наесться.
Кормиться еж ночью. А что же ест еж? Червей, жуков, лягушек, ящериц, улиток, мышей, яйца птиц. Если повстречается еж со змеей, то непременно ее одолеет. Лягушки, жабы, змеи, ящерицы тоже впадают в спячку. Некоторые лягушки зимуют на дне водоемов и дышат при этом кожей.
Осенью многие звери свои летние шубки меняют на другие.
Это очень важно для них. Зимой они будут незаметны на снегу.
Зайцы, которые не делают запасов, просто меняют шубку на белую, чтобы не попасться из-за своего серого одеяния на глаза волку и лисе. Это про него говорят: «Летом серый, а зимой белый».
Лисы и волки, которые тоже в спячку зимой не впадают и активно ищут еду, у них тоже происходит линька — полностью или частично сменяется волосяной покров, но цвет шубки не меняют.
Белкина сушильня.
Белка отвела под кладовую одно из своих круглых гнёзд на деревьях. Тут у неё сложены лесные орешки и шишки. Кроме того, белка собирает грибы. Их она насаживает на обломанные сучочки сосен и сушит впрок. Зимой она будет бродить по ветвям деревьев и подкрепляться
Беседа по прочитанному.
О чем говорится в произведение?
Как звери готовятся к зиме?
Кто из зверей делает запасы?
Кто из обитателей леса впадает в спячку?
2. Пересказ рассказа с опорой на серию картинок.
(Выбираются только картинки животных, о которых говорилось в рассказе: мышка - полевка и белка, а также отдельно ставим картинку перелетных птиц).
Что мы узнали из рассказа о
поведении диких животных осенью? Куда
стаскивают зернышки мышки - полевки? Как готовится к зиме белка?
Давайте перескажем рассказ своими словами.
3. Игровое упражнение «Закончи предложение» «Кто, где живёт»
Я начинаю предложение, а вы заканчиваете его.
Медведь живёт (в берлоге,
Лиса живёт (в норе,
Волк поселился (в логове,
А белочка (в дупле).
Лишь зайка, бедный зайка
Под кустиком (сидит).
И хвостик его маленький … (дрожит).
4. Дидактические упражнения «Подбери признаки»
(на экран выводятся картинки с изображением животных,
воспитатель предлагает сфотографировать каждое животное)
4
Медведь (Какой) – огромный, сильный, большой, крупный, могучий, умный, ловкий,
лохматый, дрессированный, бурый, белый, косолапый, неуклюжий.
Лиса (какая) – рыжая, большая, крупная, хитрая, изворотливая, голодная, пушистая,
ловкая, острозубая, длиннохвостая.
Белка (какая) - трудолюбивая, запасливая, ловкая, цепкая, проворная, незаметная,
прыгучая, шустрая, резвая.
Волк (какой) – большой, огромный, голодный, страшный, злой, сильный, опасный,
хищный, зубастый, серый.
«Подбери действия»
(на экран выводятся картинки с изображением животных, воспитатель предлагает найти по названию дикое животное в бинокль)
Медведь (Что делает? – Ходит, плавает, переваливается, рычит, ревёт, лакомится мёдом,
бродит, лазает (по деревьям, погружается (в спячку, сосёт лапу.
Лиса - крадется, линяет, охотится, ныряет (в сугроб, укрывается (хвостом, разгребает
(снег, добывает (пищу, роет, бегает, пробирается,
Белка - прыгает, перепрыгивает, скачет, разоряет (гнезда, прячет (орехи, закладывает
(грибы, грызет, шелушит (шишки, прячется (в дупле, цокает. Соскакивает
Волк - крадется, выслеживает, нападает, догоняет, воет, бродит, бегает, прячется,
пробирается, рыщет, устраивает (логово, приносит (еду волчатам, съедает, зарывает,
прячет (еду).
Воспитатель:
5. Физкультминутка «Ёжик»
По сухой лесной дорожке - (Шаркаем ногами, как бы по сухим листочкам.)
Топ – топ – топ – топочут ножки (Топочем ногами.)
Ходит, бродит вдоль дорожек (Идём друг за другом.)
Весь в иголках серый ёжик (Складываем руки и топорщим пальцы)
Будет ёжик в холод спать (ладони под щёку.)
А во сне грибы считать. (Делаем из рук грибок)
6. Создание синквейна (это нескладное стихотворение из 5 строк) совместно с воспитателем. Предложить вместе составить синквейн, например, со словом волк.
7. Гимнастика для глаз
Сова.
В лесу темно.
Все спят давно.
Только Совушка-сова,
Большая голова,
На суку сидит,
Во все стороны глядит.
Вправо, влево, вверх и вниз,
Звери, птицы, эх, держись!
Осмотрела все кругом –
За добычею бегом!
8. Создание синквейна в парах и рассказа по нему.
Ребята, а сейчас выберите себе картинку животного, которое вам
понравилось, и присаживайтесь на ковер.
Пользуясь схемой на доске, расскажите о вашем животном.
Дети выполняют. (Ребёнок встаёт и рассказывает свой рассказ, другие дети внимательно его слушают; по окончании рассказа оценивают, говоря комплименты).
Кто? - Медведь.
Какой? - Мохнатый, большой.
Что делает? - Рычит, Лакомится, Спит.
Предложение - Зимой спит в берлоге.
Ассоциация - Зверь.
9. Игра «Один-много»
Давайте ещё раз поиграем в мяч. Я буду называть одно животное, а вы называете много
этих животных.
Один барсук, а много (барсуков).
Один медведь, а много (медведей).
Один ёж, а много (ежей).
Один заяц, а много… (зайцев).
Один волк, а много… (волков).
Одна лиса, а много (лис).
Одна белка, а много (белок).
Одна мышь, а много (мышей).
10. Итог занятия с использованием синквейна.
Давайте попробуем уточнить, о чем мы сегодня беседовали, с помощью нашей схемы.
Какое слово предмет больше всего подходит к нашему занятию? (Животные)
Какие слова - признаки вы можете назвать? (Дикие, испуганные)
Какие слова действия? (Готовятся, запасаются, прячутся).
Какое предложение можно составить? (Дикие животные строят убежища.)
Каким словом завершим всю тему? (Скоро зима)
Итак, сегодня мы с вами говорили о диких животных и о том, как они себя ведут и что делают в лесу осенью.
11. Рефлексия. Понравилось ли детям наше занятие. Если понравилось, то пусть дети помашут рукой над головой.