Светлана Крючина
Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотаблицы «Признаки зимы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
«Признаки зимы» (с использованием мнемотаблиц) .
Цель: создавать условия для развития речи детей посредством мнемотаблиц. Задачи:
Образовательные: - учить детей подбирать однородные определения к словам, составлять пересказ о зиме с помощью мнемотаблиц, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, используя для описания зимы образные слова и выражения. -Активизировать употребление однокоренных слов. - Составлять предложения, опираясь на картинки. Развивающие : - Развивать связную речь детей. -развивать связную речь, слуховое и зрительное внимание, восприятие, память; -развивать личностные качества : активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развивать способность к самооценке и самоанализу; -развивать предпосылки к учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотаблицы „Признаки зимы“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Зима. Мнемотехника и мнемотаблицы
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Воспитательные: -воспитывать бережное отношение к родной природе, интерес к художественной литературе. - воспитание навыков самостоятельности, инициативности и сотрудничества. Оборудование: презентация, содержащая картины зимней природы, снежок, снежинки, мнемотаблицы, карточки с лабиринтами. Предварительная работа: наблюдение за природой на прогулках, обсуждение увиденного, знание зимних месяцев, примет, подбор имен прилагательных; разучивание стихотворений, пальчиковой гимнастики, физминутки, обучение составлению рассказов по мнемотаблицам.
ТСО: Проектор, экран, ноутбук.
I. Вводная часть Организационный момент: Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, у вас сегодня какое настроение, весёлое? Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, посмотрим друг на друга и передадим добрую улыбку, радостное настроение.
(Стук в дверь). - Ребята нам принесли посылку, для того что бы узнать что в ней нам необходимо разгадать загадку:
«Жил я посреди двора, Где играет детвора, Но от солнечных лучей, Превратился я в ручей. (Снеговик).
II. Основная часть.
- Ребята, а здесь письмо давайте прочитаем его: У Снеговика беда, он почти растаял, остался от него один снежный ком. Чтобы помочь ему надо собрать много снежинок, на каждой снежинке - задание. Соберем снежинки, будет много снега, получится большой Снеговик. Ну что справимся?
Самое время для чисто говорки. Послушайте сначала меня, а потом повторяйте:
Ма-ма-ма- наступила зима
Ок-ок-ок- на дворе снежок
Ла-ла-ла- зима сугробы намела
Мы-мы-мы- не боимся мы зимы.
– Ребята какое любимое время года у снеговика? (Снеговик любит зиму).
- Первое задание от снеговика, рассказать о признаках зимы.
(повторение признаков зимы, названий зимних месяцев)
– Почему снеговик любит зиму? – (Зимой солнце светит редко и не греет. Земля покрыта снегом. Если снег липкий, можно лепить снеговика. Зимой холодно и снеговик не тает).
– Как называется явление природы, когда падает снег? (Снегопад).
– А ещё в природе есть такое природное явления как метель, поземка, вьюга.
- Снегопад при сильном ветре называют метелью. Снег кружится, несётся по воздуху и по земле. У домов, у заборов, у деревьев вырастают сугробы.
-Вьюга – сильный поток ветра, при котором снег поднимается и кружится в воздухе.
Позёмка- когда снег переносится ветром по поверхности почвы или снежного покрова без снегопада.
(показ слайдов и беседа на тему что такое метель, вьюга, позёмка)
– Есть у зимы три сыночка, три зимних месяца. Как они называются? (декабрь, январь, февраль)
- Что происходит зимой на водоёмах? (реки покрываются льдом)
– Что приносит нам зима? - Зима приносит нам холод морозы, метели, снег, зимние забавы, радость, веселье.
– За что вы любите зиму? - Зимой можно кататься на санках, на лыжах, на коньках. Зимой можно играть в снежки, лепить снеговика.
- Всё сказали верно. Вот вам первая снежинка от снеговика.
А теперь немного отдохнём.
Игра «Снежинки и ветерок».
Дети делятся на 2 команды «снежинки» и «ветерок». Снежинки кружатся, бегают на носочках; «ветерок» в это время отдыхает. После слов «ветер проснулся», дети на выдохе произносят «ш-ш-ш» и снежинки прячутся от ветра, оседают. Игра продолжается 4-5 раз; после чего дети в командах меняются ролями.
- Ребята, у снеговика есть друзья и они попали в лабиринт и он просит вас помочь им найти выход. Поможем?
- Чтобы ваши глазки не устали, мы проведем гимнастику для глаз. А
поможет нам вот эта озорная снежинка от снежного кома.
Гимнастика для глаз: «Озорная снежинка».
-Мы снежинку увидали, Со снежинкою играли (вытянуть снежинку вперед, сфокусировать на ней взгляд)
-Снежинка вправо полетела, Дети вправо посмотрели (отводят снежинку вправо, следят взглядом)
-Опять снежинка полетела, Глазки влево посмотрели (отводят снежинку влево, следят взглядом)
-Ветер снежинку вверх поднимал и на землю опускал (следить за снежинкой движениями глаз вверх-вниз)
-Глазки закрываем (дети закрывают глаза)
- Глазки открываем.
(дети проходят за столы).
Игра «Зимний лабиринт»
Дети получают карточки с лабиринтом. Надо найти дорогу к финишу, проходя только по снеговикам у которых изображены прямоугольники.
-Молодцы, ребята помогли снеговикам найти выход. Вот вам ещё одна снежинка.
-Ребята снеговик предлагает нам поиграть в игру и получить ещё одну снежинку. Ну как вы согласны?
Игра «Снежки»
Давайте поиграем со снежком и ответим на вопросы: какой, какая, какое?.
–Ветер какой? (Холодный, колючий, северный).
– Зима какая? (Холодная, морозная, снежная, волшебная).
– Снег какой? (Белый, пушистый, чистый, холодный, блестящий, липкий).
Снежинка какая? (Маленькая, кружевная, хрупкая).
Погода какая? – снежная, холодная, морозная.
Небо какое? – пасмурное, серое, голубое.
День какой? – морозный, короткий, зимний, холодный.
Солнце какое? низкое, неяркое
– Снеговику понравилось с вами играть и что бы получить ещё одну снежинку он предлагает вам еще одну свою любимую игру «Сложи словечко». На разрезанных снежинках написаны буквы, составьте слово из частей снежинок.
Дидактическая игра «Сложи словечко»
- Молодцы ребята вы выполнили еще одно задание снеговика и получаете ещё одну снежинку.
-Ребята, у нас последнее задание от снеговика. У вас на столах лежат карточки по которым вы должны будете составить рассказ, но будьте внимательны выберите из этих картинок те которые помогут вам составить рассказ о зиме.
Рассказ должен быть полным, интересным. Вы знаете, в рассказе должно быть начало:
Например: К нам пришла зима. Наконец-то, наступила зима!
Затем идет основная часть. О чем говорится, что изображено.
И закончить рассказ: Я люблю зиму!
(Дети составляют и рассказывают рассказы по мнемотаблицам).
(Рассказ по мнемотаблице «Зима» № 1. Наступила зима. Падает пушистый снег. На деревьях снежные шапки. Солнце светит, но не греет. На улице мороз. Люди в домах топят печки. Они заботятся о домашних животных. Развешивают кормушки и подкармливают птиц. Дети катаются на лыжах, санках, лепят снеговиков и играют в снежки. Зима – это чудесное время года)
(Рассказ по мнемотаблице «Зима» № 2. Наступила зима. Падает пушистый снег. Девочки и мальчики одевают зимой теплые вещи. Идут кататься на санках и лыжах. Играют в снежки и лепят снеговиков. Зима – веселое время года).
(Рассказ по мнемотаблице «Зима» № 3. Наступила холодная зима. На небе темные тучи и падает на землю пушистый снег. Дует холодный ветер. Все вокруг засыпало белым снегом. Река накрылась ледяным покрывалом. На деревьях серебристый иней. К нам прилетели самые красивые птицы – снегири. Девочки и мальчики одевают зимой теплые вещи. Они любят зиму, потому что можно кататься на санках и лепить снеговиков. Зимой мы наряжаем ёлку и Дед Мороз приносит нам на праздник подарки.).
III. Заключительная часть
- Ребята, мы выполнили с вами последние задание и собрали достаточно снежинок.
- А теперь, давайте с вами соберём снежинки, которые мы собрали во время выполнения заданий и слепим снеговика.
(На столе лежит лист А4, на котором нарисован снеговик, дети приклеивают на круги снежинки)
Снеговику очень понравилось, как вы занимались. О чем мы говорили на занятии? Мы говорили о зиме.
- Что вам понравилось на занятии? (Добавлять слова, составлять предложения, составлять рассказ о зиме).
-Молодцы ребята, сегодня у нас с вами прошла очень интересная беседа.