ОльгаЛир
Конспект НОД по развитию речи «Путешествие в страну детского фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обогащение знаний детей о русском народном фольклоре.
Задачи:
Образовательные: Познакомить с чертами русского народного фольклора; закрепить знания о видах и жанрах русского народного творчества.
Развивающие : Развивать внимательность, любознательность, речевые умения.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Путешествие в страну детского фольклора“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Воспитательные: Воспитывать интерес к фольклору, культурному наследию русского народа.
Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка.
Словарная работа:
Активизация: прибаутки, скороговорки, заклички, потекши, загадки
Обогащение: фольклор.
Предварительная работа: Знакомство с видами и жанрами русского народного творчества (заучивание поговорок, потешек, чтение сказок).
Оборудование: сундучок, письмо.
Оформлен зал под русскую избу. Стоят лавки вдоль стены, покрытые домоткаными половиками, стоит стол с самоваром посреди избы. Звучит русская народная мелодия. В избу входит хозяйка (Воспитатель).
Ход:
Воспитатель: -Здравствуйте, гости дорогие! Рада вас видеть. Будьте, как дома! Я вас пригласила на посиделки. Для каждого у меня найдется и местечко, и словечко. Присаживайтесь потихоньку на скамеечку. Вы заметили какой у меня наряд? И вы одеты необычно, а как в далёкие времена, когда жили-были добрые молодцы – могучие богатыри русские и девицы красавицы. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели холсты ткать, узорами их вышивать, а также Родину защищать от нашествий вражеских. В ту пору государство называлось Киевская Русь, так как столица была в Киеве, а не в Москве, как сейчас. Вот тогда-то и устраивали посиделки вечером.
(раздаётся стук в дверь, вносят сундучок)
– Ребята, нам сундучок принесли. Давайте узнаем, от кого же он. (открывает сундучок, находит платок, достаёт) Посмотрите, какой красивый платок, да на нём что-то написано. «Здравствуйте, дорогие детки! Я очень скучаю и жду вас в гости. Вас ждут чудеса! Желаю вам удачи. Ваш дядюшка Фольклор». Интересное послание, и имя странное – Фольклор. А что такое фольклор?
Дети: потешки, прибаутки, заклички, песенки, сказки, скороговорки, игры. хороводы…
Воспитатель: -Да, из древности до нас дошли добрые сказки, хитрые загадки, веселые игры, шутливые потешки, пословицы.
Воспитатель: -: а кто их сочинил?
Дети: Народ.
Воспитатель: – Молодцы, отправляемся в длинное путешествие в страну Фольклора. Давайте познакомимся с их жителями – фольклорными жанрами. Я буду пример приводить, а вы их назовите.
1. За домом у дорожки висит пол лепёшки.
Без рук, без ног, зато с рогами, а ходит он под небесами.
(Загадка).
2. На златом крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты такой?
Говори поскорей.
Не задерживай
Добрых и честных людей!
(Считалка)
3. Шла Саша по шоссе
И сосала сушку.
(Скороговорки)
4. Вот как Петя хорошо
Поливает грядку!
Там теперь все лягушата делают зарядку!
(Частушка)
5. «В некотором царстве, в некотором государстве жила-была…»
(Сказка).
6. Богат Ермошка —
У него собака да кошка,
Петушок да курочка,
Селезень да уточка.
Вот как кошка
На окошке
Шьет рубашку
Для Ермошки!
Собачка-пустолайка
Лепешки печет.
Кот в уголке
Сухари толчет.
(Небылица).
7. Поспешишь — людей насмешишь.
(Пословица)
8. Божья коровка,
Черная головка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба,
Черного и белого,
Только не горелого!
(Закличка).
9. Федя – бредя съел медведя,
Упал в яму, кричал мама.
(Дразнилка)
-Молодцы! Отправляемся дальше в путь. В далекие времена все события в жизни народа отражались в хороводной песне, в показе движений. Будь-то трудовые будни или праздничный день. В этих песнях обращались ласково к берёзке, рябинушке. И даже холодной зимой делились друг с другом теплыми воспоминаниями о солнышке красном, берёзке кудрявой, тёплых деньках.
Ребенок читает стих:
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
С красивыми застёжками.
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую, То грустную, плакучую.
Близ тебя, березонька, красны девицы,
Да добры молодцы хоровод ведут!
Воспитатель: -Давайте посмотрим, как добры молодцы и, красны девицы водили хоровод в старину (показ видео)
-Что вы, гости, тут сидите?
Аль плясать вы не хотите?
В круг скорее становитесь,
Крепче за руки беритесь
Воспитатель: -А сейчас мы с вами поводим хоровод (Исполняется хоровод «Земелюшка – чернозём»)
Воспитатель: -Что бы нам продолжить путешествие нам нужно отгадать загадки.
-Вы готовы?
Взглянешь — заплачешь, а краше его на свете нет. (Солнце)
Воспитатель: Ребята, а как вы догадались, что это солнце? Объясните пожалуйста. (Ответы детей)
-Будьте внимательны, отгадывая следующие загадки!
Круглое румяное, я расту на ветке.
Любят меня взрослые и маленькие детки
(яблоко)
Лежит колода посреди болота — не гниет, не сохнет.
Лишь иногда на белый свет показывается.
(язык)
Воспитатель: -Молодцы.
Воспитатель: -Ребята, а вы русские народные сказки знаете?
-Ну тогда загадки про сказки.
– В какой сказке есть чудесный пень, где сесть мохнатому не лень?
Только вот одна беда, не мог он скушать пирожка («Машенька и медведь») (показ отгадки)
– Дом построили друзья, жили весело, пока не пришёл под вечерок мишка,
Мишенька-дружок. Был и низок и высок расчудесный (Теремок) (показ отгадки)
– В какой сказке девочка за своё трудолюбие и доброту получила сундучок с богатством? («Морозко) (показ отгадки)
Воспитатель: -Ребята, вы все загадки отгадали. Молодцы!
Пришло время поиграть в веселую игру
Воспитатель: -Но, чтобы игра проходила успешно, интересно, о чем надо обязательно помнить? (ответы детей)
-Верно, о правилах. Все игры имеют свои правила, соблюдение которых обязательно для всех.
-В игре допустимы оскорбление друг друга, грубость, нечестность? (ответы детей)
Дети: Нет
Воспитатель: -А что всегда ценится в игре? (ответы детей) Верно.
Всегда ценятся честность, взаимопомощь, доброта, поддержка, внимание, чуткость.
-Но сначала надо выбрать ведущего. Кто знает считалку?
Ребенок: «На златом крыльце сидели,
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной,
Кто ты будишь такой?
Выбирай поскорей, не задерживай добрых и верный друзей!»
Русская народная игра: «Ворон»
Воспитатель: –Вижу, веселее вам стало, а уж чтобы вас еще сильнее развеселить хочу вам спеть. (Сама пою частушку)
Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка — три струны!
Подпевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны
-Ребята, а что я спела, частушку или песню?
Дети. Частушку.
Воспитатель: —Правильно. С песней частушку не спутаешь. Это коротенькие, плясовые песенки. В разных местах народ называл их по-разному: припевками, вертушками, коротушками, то есть скорой песенкой. Частушки исполняли на гулянках, посиделках. (показ слайда, видео)
Вот и я попрошу своих гостей повеселить нас частушками Аделина, Полина, Алиса.
1. Если хочешь быть изящной,
Кушай овощ настоящий.
А омлетик из яйца
Улучшает цвет лица.
2. Ешь орехи для ума,
Мед для наслаждения.
Ну а ягоды нужны
Нам для вдохновения.
3. Мы частушки дружно пели.
В такт ногами топали.
А сейчас мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали.
Воспитатель: Спасибо за частушки потешные!
Где песня льется,
Там легче живется!
-Молодцы! Продолжаем путь дальше.
– Давайте поговорим о скороговорках – «Всех скороговорок не переговоришь», а мы давайте попробуем.
– Три вороны на воротах;
– Около кола колокола;
– Приготовила Лариса для Бориса суп из риса.
Воспитатель: Молодцы, но мы забыли о пословицах и поговорках – пословица
недаром молвится. Пословицы есть и про смех, шутку, веселье, труд, работу, есть про дом, людские отношения. Я говорю начало пословицы или поговорки, а вы продолжите:
«Что посеешь…», «Щи да каша …», «Делу время -…», «Кончил дело – …», «Хлеб – …всему голова», «Хорошо в гостях, а….»
Воспитатель: – Молодцы
–. Быт людей отмечен веком.
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по «сусекам»
Личных дел или квартир.
Наш досуг порою мелок,
И чего там говорить,
Скучно жить без посиделок
Их бы надо возродить.
– Я думаю, что нам это сегодня удалось. Вы вспомнили все виды и жанры фольклора, и хочу, чтобы вы их не забывали, а как можно чаще использовали, возвращались к тому, что придумал наш русский народ. -А где же мы с вами сегодня побывали? Что нового узнали? Как в народе говорят: «Кончил дело – гуляй смело!».
– Кончилось веселье-
Пришло время угощенья!
Не робейте, не стесняйтесь,
Сладостями угощайтесь! (Приглашаю за стол на чаепитие)