Лучший педагог года

Конспект НОД по развитию речи «Путешествие в страну детского фольклора»

ОльгаЛир
Конспект НОД по развитию речи «Путешествие в страну детского фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: обогащение знаний детей о русском народном фольклоре.

Задачи:

Образовательные: Познакомить с чертами русского народного фольклора; закрепить знания о видах и жанрах русского народного творчества.

Развивающие : Развивать внимательность, любознательность, речевые умения.

Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Путешествие в страну детского фольклора“» размещена в разделах

Воспитательные: Воспитывать интерес к фольклору, культурному наследию русского народа.

Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка.

Словарная работа:

Активизация: прибаутки, скороговорки, заклички, потекши, загадки

Обогащение: фольклор.

Предварительная работа: Знакомство с видами и жанрами русского народного творчества (заучивание поговорок, потешек, чтение сказок).

Оборудование: сундучок, письмо.

Оформлен зал под русскую избу. Стоят лавки вдоль стены, покрытые домоткаными половиками, стоит стол с самоваром посреди избы. Звучит русская народная мелодия. В избу входит хозяйка (Воспитатель).

Ход:

Воспитатель: -Здравствуйте, гости дорогие! Рада вас видеть. Будьте, как дома! Я вас пригласила на посиделки. Для каждого у меня найдется и местечко, и словечко. Присаживайтесь потихоньку на скамеечку. Вы заметили какой у меня наряд? И вы одеты необычно, а как в далёкие времена, когда жили-были добрые молодцы – могучие богатыри русские и девицы красавицы. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели холсты ткать, узорами их вышивать, а также Родину защищать от нашествий вражеских. В ту пору государство называлось Киевская Русь, так как столица была в Киеве, а не в Москве, как сейчас. Вот тогда-то и устраивали посиделки вечером.

(раздаётся стук в дверь, вносят сундучок)

– Ребята, нам сундучок принесли. Давайте узнаем, от кого же он. (открывает сундучок, находит платок, достаёт) Посмотрите, какой красивый платок, да на нём что-то написано. «Здравствуйте, дорогие детки! Я очень скучаю и жду вас в гости. Вас ждут чудеса! Желаю вам удачи. Ваш дядюшка Фольклор». Интересное послание, и имя странное – Фольклор. А что такое фольклор?

Дети: потешки, прибаутки, заклички, песенки, сказки, скороговорки, игры. хороводы…

Воспитатель: -Да, из древности до нас дошли добрые сказки, хитрые загадки, веселые игры, шутливые потешки, пословицы.

Воспитатель: -: а кто их сочинил?

Дети: Народ.

Воспитатель: – Молодцы, отправляемся в длинное путешествие в страну Фольклора. Давайте познакомимся с их жителями – фольклорными жанрами. Я буду пример приводить, а вы их назовите.

1. За домом у дорожки висит пол лепёшки.

Без рук, без ног, зато с рогами, а ходит он под небесами.

(Загадка).

2. На златом крыльце сидели

Царь, царевич,

Король, королевич,

Сапожник, портной.

Кто ты такой?

Говори поскорей.

Не задерживай

Добрых и честных людей!

(Считалка)

3. Шла Саша по шоссе

И сосала сушку.

(Скороговорки)

4. Вот как Петя хорошо

Поливает грядку!

Там теперь все лягушата делают зарядку!

(Частушка)

5. «В некотором царстве, в некотором государстве жила-была…»

(Сказка).

6. Богат Ермошка —

У него собака да кошка,

Петушок да курочка,

Селезень да уточка.

Вот как кошка

На окошке

Шьет рубашку

Для Ермошки!

Собачка-пустолайка

Лепешки печет.

Кот в уголке

Сухари толчет.

(Небылица).

7. Поспешишь — людей насмешишь.

(Пословица)

8. Божья коровка,

Черная головка,

Улети на небо,

Принеси нам хлеба,

Черного и белого,

Только не горелого!

(Закличка).

9. Федя – бредя съел медведя,

Упал в яму, кричал мама.

(Дразнилка)

-Молодцы! Отправляемся дальше в путь. В далекие времена все события в жизни народа отражались в хороводной песне, в показе движений. Будь-то трудовые будни или праздничный день. В этих песнях обращались ласково к берёзке, рябинушке. И даже холодной зимой делились друг с другом теплыми воспоминаниями о солнышке красном, берёзке кудрявой, тёплых деньках.

Ребенок читает стих:

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную,

В белёном сарафанчике,

С платочками в карманчиках.

С красивыми застёжками.

С зелёными серёжками.

Люблю её нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую, То грустную, плакучую.

Близ тебя, березонька, красны девицы,

Да добры молодцы хоровод ведут!

Воспитатель: -Давайте посмотрим, как добры молодцы и, красны девицы водили хоровод в старину (показ видео)

-Что вы, гости, тут сидите?

Аль плясать вы не хотите?

В круг скорее становитесь,

Крепче за руки беритесь

Воспитатель: -А сейчас мы с вами поводим хоровод (Исполняется хоровод «Земелюшка – чернозём»)

Воспитатель: -Что бы нам продолжить путешествие нам нужно отгадать загадки.

-Вы готовы?

Взглянешь — заплачешь, а краше его на свете нет. (Солнце)

Воспитатель: Ребята, а как вы догадались, что это солнце? Объясните пожалуйста. (Ответы детей)

-Будьте внимательны, отгадывая следующие загадки!

Круглое румяное, я расту на ветке.

Любят меня взрослые и маленькие детки

(яблоко)

Лежит колода посреди болота — не гниет, не сохнет.

Лишь иногда на белый свет показывается.

(язык)

Воспитатель: -Молодцы.

Воспитатель: -Ребята, а вы русские народные сказки знаете?

-Ну тогда загадки про сказки.

– В какой сказке есть чудесный пень, где сесть мохнатому не лень?

Только вот одна беда, не мог он скушать пирожка («Машенька и медведь») (показ отгадки)

– Дом построили друзья, жили весело, пока не пришёл под вечерок мишка,

Мишенька-дружок. Был и низок и высок расчудесный (Теремок) (показ отгадки)

– В какой сказке девочка за своё трудолюбие и доброту получила сундучок с богатством? («Морозко) (показ отгадки)

Воспитатель: -Ребята, вы все загадки отгадали. Молодцы!

Пришло время поиграть в веселую игру

Воспитатель: -Но, чтобы игра проходила успешно, интересно, о чем надо обязательно помнить? (ответы детей)

-Верно, о правилах. Все игры имеют свои правила, соблюдение которых обязательно для всех.

-В игре допустимы оскорбление друг друга, грубость, нечестность? (ответы детей)

Дети: Нет

Воспитатель: -А что всегда ценится в игре? (ответы детей) Верно.

Всегда ценятся честность, взаимопомощь, доброта, поддержка, внимание, чуткость.

-Но сначала надо выбрать ведущего. Кто знает считалку?

Ребенок: «На златом крыльце сидели,

Царь, царевич, король, королевич,

Сапожник, портной,

Кто ты будишь такой?

Выбирай поскорей, не задерживай добрых и верный друзей!»

Русская народная игра: «Ворон»

Воспитатель: –Вижу, веселее вам стало, а уж чтобы вас еще сильнее развеселить хочу вам спеть. (Сама пою частушку)

Заиграй-ка, балалайка,

Балалайка — три струны!

Подпевайте, не зевайте,

Выходите, плясуны

-Ребята, а что я спела, частушку или песню?

Дети. Частушку.

Воспитатель: —Правильно. С песней частушку не спутаешь. Это коротенькие, плясовые песенки. В разных местах народ называл их по-разному: припевками, вертушками, коротушками, то есть скорой песенкой. Частушки исполняли на гулянках, посиделках. (показ слайда, видео)

Вот и я попрошу своих гостей повеселить нас частушками Аделина, Полина, Алиса.

1. Если хочешь быть изящной,

Кушай овощ настоящий.

А омлетик из яйца

Улучшает цвет лица.

2. Ешь орехи для ума,

Мед для наслаждения.

Ну а ягоды нужны

Нам для вдохновения.

3. Мы частушки дружно пели.

В такт ногами топали.

А сейчас мы вас попросим,

Чтоб вы нам похлопали.

Воспитатель: Спасибо за частушки потешные!

Где песня льется,

Там легче живется!

-Молодцы! Продолжаем путь дальше.

– Давайте поговорим о скороговорках – «Всех скороговорок не переговоришь», а мы давайте попробуем.

– Три вороны на воротах;

– Около кола колокола;

– Приготовила Лариса для Бориса суп из риса.

Воспитатель: Молодцы, но мы забыли о пословицах и поговорках – пословица

недаром молвится. Пословицы есть и про смех, шутку, веселье, труд, работу, есть про дом, людские отношения. Я говорю начало пословицы или поговорки, а вы продолжите:

«Что посеешь…», «Щи да каша …», «Делу время -…», «Кончил дело – …», «Хлеб – …всему голова», «Хорошо в гостях, а….»

Воспитатель: – Молодцы

–. Быт людей отмечен веком.

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по «сусекам»

Личных дел или квартир.

Наш досуг порою мелок,

И чего там говорить,

Скучно жить без посиделок

Их бы надо возродить.

– Я думаю, что нам это сегодня удалось. Вы вспомнили все виды и жанры фольклора, и хочу, чтобы вы их не забывали, а как можно чаще использовали, возвращались к тому, что придумал наш русский народ. -А где же мы с вами сегодня побывали? Что нового узнали? Как в народе говорят: «Кончил дело – гуляй смело!».

– Кончилось веселье-

Пришло время угощенья!

Не робейте, не стесняйтесь,

Сладостями угощайтесь! (Приглашаю за стол на чаепитие)

Публикации по теме:

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Путешествие в страну сказок и фантазий» Конспект занятия в старшей группе по развитию речи с элементами театральной деятельности Цель: формирование умений детей проводить элементарную.

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи»Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи» «Путешествие в страну Правильной речи». Программное содержание: Образовательные: • Закреплять употребление в речи имён существительных.

Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в сказочную страну»Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в сказочную страну» Задачи: - Закрепление и уточнение знаний о птицах; активизация словаря по теме «Птицы». - Воспитание интереса к окружающей среде, бережного.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. «Путешествие в страну Знаний» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Тема: «Путешествие в страну Знаний» Цель: Формирование умения выделять ударный слог в слове.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи «Путешествие в страну детского фольклора»
Опубликовано: 10 октября 2024 в 17:48
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по развитию речи «Путешествие в страну детского фольклора»» (включая файлы) размещена пользователем ОльгаЛир в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД